Аптеки Столички

iCharm

Приложение АптекаМос

Обмозгуем: что делает наш главный орган?

Обмозгуем: что делает наш главный орган?
30 января 2020

Мозг используется только на 10%, ночью он отдыхает, а нервные клетки не восстанавливаются – это лишь часть мифов о самом важном для нас органе наравне с сердцем.

Но все-таки большинство загадок мозга до сих пор не раскрыты, причем не только у человека, но и у животных – от приматов до рыб.

Заведующая кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук, заведующая Лабораторией когнитивных исследований СПбГУ Татьяна Черниговская обращает внимание на то, что существует объективный и субъективный мир, и мы воспринимаем их неодинаково. Но что такое "мы"? Прежде всего, это то, что мы помним, как себя идентифицируем и размещаем в объективном времени и пространстве. Еще это наше собственное время и способность удерживать в сознании индивидуальную временную ось, "узнавать" себя, несмотря на происходящие с течением жизни перемены.

Субъективная реальность, существующая у каждого из нас, с одной стороны, подчеркивает нашу индивидуальность, с другой – не всегда дает возможность понять других людей, не говоря уже об иных живых существах. Несмотря на влияние общества, семейных, религиозных и иных ценностей, мы все равно строим собственную субъективную реальность, т.к. воспринимаем мир через призму своего опыта.

Причем это касается не только отдельных личностей, но и целых народов. Поэтому всем нам в мире очень сложно найти морально-этические точки соприкосновения – дает о себе знать разница в менталитете.

Второй важный вопрос: что такое сознание? Данный термин можно употреблять как характеристику такого свойства у живых существ и как существование определенных уровней и состояний сознания. Сознание есть у любого чувствующего и реагирующего существа, находящегося не во сне и не в коме. У людей также присутствует осознание, т.е. осознание того факта, что мы осознаем.

Мыслитель

Но дать определение сознанию и осознанию – только полдела. Ведь как быть с сознанием у маленьких детей и животных, они же тоже чувствуют и реагируют на происходящее? На эти вопросы нам только предстоит найти ответы.

Психологические феномены (сознание и бессознательное) порождаются нейронными сетями, но, несмотря на их изучение, есть «провалы в объяснении». Это потому, что ментальные процессы – не физические, их нельзя прямо свести к пространственно-временным координатам.

Нельзя забывать о способности мозга самостоятельно создавать иллюзии и обрабатывать их. Известный всем пример – галлюцинации. Человеку, который их видит, они кажутся такой же реальностью, как и та, что его окружает.

Зеркальные нейроны – основа обучения и адекватной коммуникации. Они дают нам поведенческое преимущество: если мы представляем, каково сознание и состояние другого, то можем спланировать свое поведение по отношению к нему так, чтобы получить нужный нам результат. При этом задействованы когнитивные способности человека и инструментальные возможности языка. Однако данный навык требует тренировки и хорошо развитой оперативной и долговременной памяти.

МОЗГ ДРУГИХ  ЗАГАДКА

Мы привыкли думать, что наш мозг отличается от мозга животных в лучшую сторону, ведь люди способны разговаривать, заниматься творчеством и хорошо запоминать прошедшие события. Но наблюдения за обитателями животного мира позволяют нам усомниться в нашем превосходстве. Например, пчела способна передавать сородичам информацию о том, где находятся цветы с нектаром, с помощью причудливого танца, а если она вернулась в улей поздно вечером, то рассказать о своих находках она может и утром. Получается, что пчелы способны запоминать информацию и хранить ее в своем мозге так же, как и мы.

Или взять, например, осьминога. На каждом щупальце у него есть своя нервная система, а само беспозвоночное способно к обучению.

Выходит, мозг животных не хуже нашего, просто у нас не получается понимать друг друга.

КОГДА ЕСТЕСТВЕННОЕ ЛУЧШЕ ИСКУССТВЕННОГО

О том, что нашу деятельность постепенно заменит искусственный интеллект, говорят уже много десятилетий. Какие-то прогнозы действительно сбылись, но даже совершенные программы еще не вытеснили людей из различных областей жизни. С чем это связано?

Несмотря на все технические достижения, у естественного интеллекта есть преимущества, которые пока отсутствуют даже у продвинутых программ. Для интеллекта человека важен контекст принятия решения, тогда как ИИ заточен на однозначный ответ (сегодня разработчики все-таки стараются сделать нечто похожее и у программ). Избыток получаемой информации для нас скорее плюс, нежели минус, поскольку он может помочь нам найти верное решение, иногда непредсказуемое, недоступное программе с четкими алгоритмами. А если мы сталкиваемся с редкой проблемой, то ее преодоление в большинстве случаев становится творческим процессом. Также следует отметить, что для людей размытость и неточность задачи не так сильно влияет на эффективность ее решения, как для программы. Кроме того, мы можем задействовать разные типы мышления.

КАКОВ ИТОГ?

К чему может привести избыток информации и увеличение количества социальных связей для всех нас? Т. Черниговская считает, что следствием этого будет другое мышление у детей, постепенная несостоятельность этических и юридических норм, а также разрывы и перестройка гиперсетей в мозге и обществе.

По материалам лекции "Мир другими глазами: мозг зеркальный и "неверный" в рамках XVIII ассамблеи "Здоровая Москва"

Источник: Ирина Обухова, журналист

Все статьи и новости АптекаМос >>