Никоретте, Микролакс, Метрогил Дента
31.10.2024 03:42
18+

Об ускоренном обучении и стратегических целях фармации

Об ускоренном обучении и стратегических целях фармации фото

Бывают времена, когда отрасли нужна ускоренная подготовка кадров, и благодаря ей часть острых вопросов действительно решается. Однако необходимы и другие инструменты, чтобы была возможность справиться уже с фундаментальными задачами, от которых без преувеличения зависит будущее профессии. Подробнее об этом рассказывает Надежда Шинева, старший преподаватель ДПО «АСНА АКАДЕМИЯ».

Надежда, как Вы оцените сегодняшнюю обеспеченность аптечного сегмента фармацевтическими специалистами?

С одной стороны, такой вопрос практически отсутствует, а с другой — именно он является очень сложным для быстрого решения. В чем простота кадровой ситуации в фармации? В том, что аптеки работают, а сотрудники легко переходят из одной компании в другую — за более высокой зарплатой, за лучшим графиком и т. д. Получается своеобразный круговорот специалистов. Если смотреть поверхностно и не углубляться в подробности, то все в порядке: процессы идут, аптечная организация получает прибыль, населению отпускаются лекарственные препараты.

А вот изнутри обстановка выглядит совсем по-другому. И здесь важнейшую роль играет структура профессиональной подготовки.

Как известно, в аптеке отпускать лекарства пациентам могут лица, имеющие среднее или высшее профильное образование, то есть фармацевты и провизоры. Чтобы фармспециалиста допустили к работе, он должен пройти не только обучение в колледже или вузе, но и первичную аккредитацию. Все это требует определенных затрат — умственных, материально-финансовых и временных.

Программу обучения фармработников образовательные организации формируют в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). Сегодня есть такой стандарт для провизоров, утвержденный приказом Минобрнауки №219 от 27.03.2018 г., и для фармацевтов, утвержденный приказом Минпросвещения №449 от 13.07.2021.

В чем отличия действующего ФГОС для среднего фармацевтического образования от предшествующего стандарта, принятого в 2014 году?

Во-первых, сократился срок обучения. Так, профессию «фармацевт», согласно требованиям старого ФГОСа, можно было получить минимум за 2 года 10 месяцев (на базе 11 классов), причем была возможность пройти углубленную подготовку по данной специальности. Она занимала дополнительно еще один учебный год. Действующий же ФГОС устанавливает общий срок обучения — 1 год 10 месяцев (также после окончания 11 класса), а углубленную подготовку не предусматривает. При этом в обоих документах приведена одинаковая структура учебного процесса: обучающие циклы, профессиональные модули, практика и государственная аттестация.

Во-вторых, сократилось и общее количество академических часов, предусмотренных программой, — их стало меньше на 1962.

В-третьих, ФГОС 2014 г. предусматривал перечень дисциплин и профессиональных модулей, которые должен был пройти обучающийся на пути к получению диплома. ФГОС 2021 г. регламентирует только перечень образовательных циклов и минимальное количество часов для обучения. И получается, что ответ на вопрос, какие дисциплины преподавать студентам, оказывается полностью на усмотрение образовательной организации.

Пункт 1.4 нового стандарта гласит: «Содержание образования по специальности определяется образовательной программой, разрабатываемой и утверждаемой образовательной организацией самостоятельно в соответствии с ФГОС СПО и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ, включенных в реестр примерных основных образовательных программ (далее — ПООП)». Однако если посетить интернет-страницу реестра образовательных программ СПО, мы увидим, что ПООП по специальности «Фармация» пока еще пребывает в виде проекта.

Это значит, что уже три года с момента утверждения ФГОС колледжи и техникумы обучают будущих фармацевтов исключительно по самостоятельно разрабатываемым программам. Данный факт не является однозначно отрицательным, но все же вносит определенную рассогласованность в подготовку кадров.

Как оцениваете ситуацию с применением ФГОС для будущих провизоров?

Примерно так же: есть сам документ, в котором приведены ссылки на профстандарты с необходимыми для работы компетенциями, имеется примерная программа. И получается, что главное в вузовском обучении — это приобретение определенных компетенций, соответствующих профстандарту.

В то же время бюджетных мест не так много, учебный процесс достаточно сложен, а примерная программа обучения предполагает приобретение знаний, умений и навыков для профессиональной деятельности и в аптеке, и на производстве лекарств. А вот процесс учебы в колледже существенно упростился (и даже на платной основе вложения в него потребуются сравнительно небольшие). При этом основное отличие высшего профильного образования от среднего в плане карьерного роста, по сути, только одно: провизор может заведовать аптекой, а фармацевт — нет.

Нужно обратить внимание и на то, что сегодня большинство вузов говорят о подготовке именно аптечных работников, и лишь немногие обрисовывают полную картину возможностей профессии. А работодатели от производств, к слову, также склонны приглашать на работу химиков, биологов, биотехнологов и т. д., но не провизоров. Вот и напрашивается вывод, что специальность «провизор» становится невыгодной.

Зачем прикладывать усилия и вкладывать деньги в течение пяти лет, если за два года можно получить профессию и иметь стабильный доход, ничем не отличающийся от дохода специалиста со средним образованием? Зачем получать глубокие знания, если в аптеке они не востребованы — ни токсикологическая, ни физколлоидная химия, ни биотехнология, ни фармацевтическая технология (особенно ее раздел «Промышленное изготовление лекарственных препаратов»), ни фармакогнозия?

Есть ли другие составляющие у сегодняшней конкуренции высшего и среднего фармацевтического образования?

Да, с 2018 года учиться на провизора можно только очно, в то время как получение среднего профильного образования допускается и в очно-заочной форме. А после 2020 г. популярной стала также дистанционная форма обучения. Использовать ее стали именно для получения специальности «фармацевт».

В результате мы регулярно стали встречать фармацевтов, которые получили образование полностью в дистанционном формате по очно-заочной форме обучения и ни разу за время учебы не держали в руках ни ступку с пестиком, ни рецептурный бланк, не пробовали проводить титрование или таксировать реальный рецепт на экстемпоральное лекарство. Такой специалист, уже будучи в аптеке, спокойно говорит о том, что те минимальные знания, которые он приобрел в ходе учебы на «дистанте», вполне достаточны, потому что он торговый работник и его задача — просто продавать товары аптечного ассортимента.

Все последующие аспекты кадрового вопроса исходят из ситуации, которая уже обрисована. Каждый день мы видим, как провизоры уходят в другие профессии, не настолько морально затратные, а в финансовом плане — значительно более благодарные. Мы встречаем в аптеках консультантов, не имеющих специального образования. Мы наблюдаем постоянную текучесть и нехватку кадров, потому что быстроразвивающиеся аптечные сети ведут агрессивную маркетинговую политику в отношении независимых аптек и переманивают их сотрудников. А ведь, как показывает практика, именно классические единичные аптеки и малые аптечные сети проявляют больший интерес к посетителю и более квалифицированно с ним работают.

Внутренний аудит

Что можете сказать о кадровой ситуации в рецептурно-производственных отделах аптечных организаций?

Уязвимое место производственной аптеки, как ни странно, — тоже уровень образования. Плюс недостаточная материальная база и пробелы в базе нормативной.

РПО необходимы фармацевты, знающие, как изготавливать лекарственные препараты, а также провизоры-аналитики. Однако современный выпускник колледжа либо вообще не держал в руках пестик и ступку, либо во время обучения задавал себе вопрос: «Зачем мне это надо?» Кроме того, как показывает опыт различных студенческих конкурсов, разные образовательные организации учат будущих специалистов экстемпоральному изготовлению очень неодинаково, часто не учитывая многих факторов химического, физического или фармакологического взаимодействия. Но ведь от правильности названного процесса зависит здоровье пациентов!

А вот провизоры-аналитики на сегодняшнем этапе развития аптечного дела практически исчезли как вид. Да, программы обучения предусматривают и приобретение соответствующих компетенций в вузе, и повышение квалификации по данному направлению, и ординатуру… Однако самое большее, что в плане химического анализа препаратов может себе позволить современная российская аптека — определение показателей качества воды очищенной и воды для инъекций, качественные реакции, титрование (и то не все виды, из-за отсутствия титрованных растворов и реактивов) и рефрактометрию. Редким исключением являются аптеки, которые могут провести спектрофотометрический анализ. Все это предполагает определенные ограничения в возможностях работы и развитии специалиста. Поэтому молодых выпускников, желающих найти себя в данной области, сейчас единицы.

На Ваш взгляд, какими должны быть современные аптечные работники — не только провизоры-аналитики, но и представители других профессий?

Кадры нужны прежде всего квалифицированные. И осознанные. То есть необходимо, чтобы аптекарь понимал, что он аптекарь — неважно, фармацевт он или провизор. И чтобы этот специалист всегда знал, что от него зависит не только прибыль организации, но и здоровье населения. А еще кадры должны быть востребованные. В университете, например, изучают клиническую фармакологию. Для чего ее изучают, если к современной аптеке формируется подход как к магазину? Недавно в СМИ мелькнула новость, что в удаленных районах почтальонов будут учить проводить медицинские манипуляции. А ведь аптечный работник не имеет права даже измерить посетителю давление! Хотя провизор во время обучения получает навыки оказания первой доврачебной помощи…

Для того, чтобы в аптеке, в любой аптеке — производственной, сельской или льготной — работали квалифицированные и востребованные кадры, необходимо повышать престиж профессии. Чтобы посетитель не задавал вопроса: «У вас есть какое-нибудь медицинское образование или вы здесь просто «реализатор»?» Необходимо, чтобы особенности работы фармацевта и провизора все-таки были разграничены законодательно. Необходимо, чтобы сформировалась и работала связка «врач – провизор», ведь врач знает все об организме человека, его строении и его болезнях, а провизор — об «организме» лекарственного препарата, его строении, механизме действия, побочных эффектах, возможности сочетания медикаментов между собой для лучшего результата при применении.

И вот тогда, когда профессия станет уважаемой (хотя хочется сказать «престижной»), когда фармацевтический специалист на работе сможет проявлять свои знания и компетенции, а не просто торговать лекарствами в течение 12-13-часовой смены, и начнут появляться квалифицированные кадры, для которых аптека будет вторым домом. И они уже не будут мечтать сменить профессию на что угодно, лишь бы не 12-часовая смена и грубость покупателей.

Какую роль в этой ситуации способна сыграть система НМФО?

Думаю, что довольно значимую. При запуске этой системы предполагалось, что в течение пяти лет между аккредитациями провизор или фармацевт будет в удобное время проходить периодическое обучение, набирать баллы, а затем в спокойном режиме подавать документы на аккредитацию и, получив ее, продолжать в таком же темпе работать дальше. При этом постоянно приобретать новые знания, отслеживать изменения в законодательстве, расширять спектр своих компетенций.

На деле же чаще всего получается, что аптечный сотрудник в течение пяти лет находится в состоянии «работа–дом–работа» и даже не успевает думать об обучении. Поэтому и с последипломным образованием часто возникает ситуация цейтнота. На нее тоже надо обращать внимание.

Несмотря даже на нехватку времени, насколько участие в системе НМФО полезно специалисту с содержательной точки зрения? Какие темы образовательных мероприятий наиболее интересны руководителям и сотрудникам аптек?

По нашим наблюдениям, работодатели особенно часто заинтересованы в курсах по продажам. Ведь для владельца аптеки, как ни крути, прибыль — это база дальнейшей деятельности. Но «первостольник» не сможет квалифицированно вести отпуск лекарств, если он не будет в курсе изменений законодательства, если не сможет досконально знать свойства лекпрепаратов, медизделий и другого аптечного ассортимента. Сейчас, например, очень широка номенклатура биодобавок, и чтобы дать посетителю аптеки грамотную консультацию по этой продукции, нужно детально разбираться в различиях сходных БАД и особенностях их приема.

Немало вопросов возникает и о фитопрепаратах. Мы как специалисты знаем, что в растениях очень часто присутствуют те же химические соединения, что и в синтетических медикаментах. Однако пациенты зачастую относятся к лекарственным травам легкомысленно или же, наоборот, переоценивают их значение. Здесь также необходимо правильное консультирование.

Если же касаться вопросов обучения заведующих аптеками, то главное для них — своевременное отслеживание изменений законодательства, изучение особенностей управления ассортиментом (включая разбор конкретных примеров) и организация работы коллектива.

А вот для провизоров-технологов сегодняшние учебные курсы НМФО подразумевают в основном компетенции в сфере продаж. Да, в рамках программ затрагиваются определенные аспекты экстемпорального изготовления, но согласно классической схеме работы производственной аптеки это задача фармацевта, провизор же контролирует качество изготавливаемых препаратов. И вопросы контроля важно изучать подробнее.

Ваша организация также является провайдером в системе НМФО. Почему считаете важной данную деятельность? Чем Ваш вклад полезен аптекам?

Да, «АСНА АКАДЕМИЯ» — структурное подразделение ГК «АСНА» — ведет именно такую работу. Ведь кадры решают очень многое. Грамотный квалифицированный специалист, консультирующий человека, пришедшего с конкретным запросом на приобретение конкретного препарата либо обратившегося за помощью в подборе лекарства, всегда даст фору «первостольнику», который нацелен на продажу, а не на посетителя и его проблему.

В нашей организации все лекции и занятия проводят эксперты, занимающиеся и теоретической, и практической деятельностью. Они знают не только «как должно быть», но и «как есть», т. е. у наших лекторов отсутствует разрыв между теорией и практикой. И это очень ценно.

Сами же учебные программы разнообразны. Есть и классические 144-часовые курсы («Фармацевтическая технология», «Фармацевтическая химия и фармакогнозия», «Современные аспекты работы фармацевтов», «Управление и экономика фармации»), и 36-часовые, позволяющие проходить разностороннее обучение и приобретать новые компетенции. Они включают в себя углубленное изучение ассортимента БАДов, медицинских изделий, товаров для детей, средств альтернативной медицины (несмотря ни на что, это ведь тоже ассортимент аптеки).

Есть и 36-часовой курс о лекарственных растениях, его слушатели — медицинские работники. Лекторы помогают им закрепить и расширить знания о том, что представляют собой растения с точки зрения их химического состава, каким фармакологическим действием на организм они обладают, но при этом не забывают акцентировать внимание на побочных действиях и противопоказаниях к применению фитопрепаратов.

Также перед нами стоит цель возродить взаимодействие медицинской организации и аптеки. Поэтому был разработан курс для врачей, в программе которого предусмотрено практическое изучение оформления рецептурных бланков. Особое место в нашей деятельности занимает курс, учитывающий изучение особенностей экстемпоральных препаратов: законодательство, составление и оформление рецептурной прописи, особенности и совместимость различных форм. Мы считаем, что лекарства, изготовленные в аптеке по индивидуальному рецепту, принесут пациенту здоровье, а врачу и фармспециалисту — дополнительное уважение.

фармрынок

Что, помимо совершенствования системы НМФО, поможет решить кадровые проблемы современной фармации?

Этот вопрос на самом деле очень сложный. Частично мы его уже затронули, но обратим внимание еще на несколько фактов. Абитуриенты не хотят поступать на фармацевтические факультеты вузов (чего нельзя сказать о колледжах), потому что в представлении потенциального студента аптека — не самое престижное место работы без каких-либо возможностей карьерного роста. Максимум, который может быть достигнут – это заведующий. Но все мы прекрасно понимаем, что должность «заведующий аптекой» легко заменяется должностью «управляющий», и образование сразу перестает играть какую-либо роль. Кроме того, 12-часовые смены, приемка фармпродукции, неуважительное отношение покупателей и некоторые другие обстоятельства не добавляют привлекательности профессии в глазах абитуриентов. Сегодня на фармфакультеты не приходят с целью изобрести лекарства от онкологических или аутоиммунных заболеваний. Идут, потому что знают, что есть места. Идут, если не прошли на медицинский факультет, а хочется быть поближе к медицине…

Мы уже говорили, что многое упирается в профессиональные стандарты. А ведь они составлялись совместно с работодателями. Но что в условиях рынка интересует работодателя прежде всего? Правильно, — прибыль. А поскольку зачастую собственник аптечной организации имеет образование, отличное от фармацевтического, он видит только самый очевидный путь ее получения — продажи. Именно поэтому у нас сейчас есть такие профстандарты, где компетенции фармацевта почти не отличаются от компетенций провизора.

Только через повышение престижа профессии, через изменение и расширение компетенций провизора и фармацевта в профстандартах мы сможем заинтересовать абитуриентов высшим профильным образованием.

И еще один момент: у нас в стране отсутствует единая структура, которая регламентирует деятельность аптечных организаций. Аптеки «застряли» между Минздравом и Минпромторгом. Каждое из министерств регламентирует какой-то кусочек фармацевтической деятельности, при этом внимания к кадровой обеспеченности и престижу профессии явно недостаточно.

На наш взгляд, создание структуры под названием, например, «аптечный департамент» в составе Минздрава (все-таки фармация относится к здравоохранению) позволит решить целый ряд важнейших стратегических задач. В том числе собрать и консолидировать реальные данные о развитии аптечного дела в России, выполнять запросы работодателей насчет целевого обучения различным специальностям в фармацевтических вузах, развивать и совершенствовать сеть производственных аптек, сельские аптечные организации и лекарственное обеспечение труднодоступных районов. Все это ведь действительно необходимо, если мы говорим о лекарственной помощи пациенту, а не о сфере продаж…

Информация предоставлена газетой "Московские аптеки"