Вакцинация населения — основа для формирования коллективного иммунитета к заболеваниям, вызванным вирусными инфекциями. Но вот что странно. Сначала все ждут появления вакцины, а потом не торопятся прививаться. Или вовсе не верят в эффективность прививок…
Результаты опросов, которые проводились на платформе «Эффективное здравоохранение» РАНХиГС в 2020 г., свидетельствуют о том, что негативное отношение россиян к вакцинированию увеличилось по сравнению с предыдущими периодами в 5 раз.
Традиционно наши соотечественники в плане их отношения к вакцинации делятся на три лагеря. К первому относятся люди, позитивно относящиеся к прививкам. Они понимают, что это фактически основная, если не единственная возможность избежать заражения опасной инфекцией. Вторая группа населения высказывают категорическое недоверие к любым вакцинам. Но основной сегмент наших граждан (а это практически 80% жителей России) без негатива, но с сомнением, высказываются по поводу прививок вообще и от коронавирусной инфекции в частности. Вот с этими-то людьми и нужно в первую очередь вести разъяснительную работу. Ведь все страхи по поводу вакцинации строятся на фундаменте незнания. Такого мнения придерживаются представители государства, бизнеса, фармацевтических компаний и медицинского сообщества.
Согласно проведенным опросам, медицинские работники по-прежнему являются лидерами мнений нашего населения. Но, к сожалению, уровень доверия при принятии решений к ним снижается. "В связи с этим необходимо создавать информационные блоки для обучения врачей, чтобы докторов разных специальностей "подтягивать" в направлении вакцинирования. Убежденность медработника — один из ключевых моментов для пациента. А ее пока тоже недостаточно. Также надо вести работу по донесению информации населению", — считает заместитель директора по научной работе и инновационному развитию НМИЦ фтизиопульмонологии и инфекционных заболеваний, главный внештатный специалист Минздрава РФ по инфекционным заболеваниям Владимир Чуланов.
Конечно, врачи всегда перегружены. Тем более когда все еще идет рост заболеваемости вирусной инфекцией. Но дело не только в этом.
"К сожалению, многие наши коллеги обладают знаниями, но не сильны в плане коммуникаций с пациентами. Просто потому, что их никогда этому не учили. Ни в вузе, ни на курсах повышения квалификации. В результате врачи часто просто боятся проиграть спор с теми антипрививочниками, которые коммуникационо лучше подготовлены. И еще. Мы считаем, что блок по вакцинации должен быть обязательно включен в образовательные программы врачей всех специальностей, так же, как и занятия по выстраиванию эффективных коммуникаций, — отмечает президент Союза педиатров России, главный внештатный детский специалист по профилактической медицине Минздрава РФ Лейла Намазова-Баранова. — Наряду с этим в медицинских организациях нужно учредить должности специалистов, которые бы занимались просвещением населения в разных направлениях, в т.ч. и по вопросам вакцинирования. Но на это, конечно, надо выделить определенные финансовые средства".
В настоящее время разрабатывается концепция санитарного щита, противодействующего биологическим угрозам. И ключевым звеном здесь есть и будет санитарно-просветительcкая работа, в формате которой будет говориться о рисках инфекционных заболеваний и путях их предотвращения.
"Вакцинация — действенная мера профилактики, которая позволяет нам противостоять угрозам. Но знания по этому вопросу должны быть у широкого круга лиц, включая и врачей. К сожалению, у нас упраздняется кафедра детских инфекций, где закладывались основы вакцинопрофилактики. К тому же докторам на последипломной подготовке эпидемиологии из 144 учебных часов отводится всего лишь 5. С таким положением дел будет крайне сложно улучшить осведомленность медицинских специалистов", — выразил вполне понятную озабоченность Александр Горелов, заместитель директора по научной работе ФБУН Центральный НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора.
Сегодня растет поток информации, особенно в интернет-пространстве. И, к сожалению, советы и суждения там очень часто далеки от правдивых.
"В связи с этим встает вопрос: кто платит огромные деньги за рекламу блогерам? Между тем, как я понимаю, за призывы к вакцинации на сегодняшний день никто не платит. Может быть, покупкой интернет-пространства занимаются крупные фармацевтические компании для того, чтобы люди вместо вакцинации продолжали болеть и огромное потребление ими лекарственных препаратов продолжалось? — размышляет член Комитета по бюджету и налогам Госдумы Айрат Фаррахов. — Если платят политические деятели, чтобы дестабилизировать обстановку, то это другой вопрос. И с этими вызовами нужно бороться. Ведь больные граждане — не только гуманитарная, но и экономическая проблема для государства".
В последнее время Государственная Дума была серьезно озабочена проблемой вакцинации и нежеланием многих граждан ее проходить. И уже с 1 января 2021 г. вступили в силу поправки к закону об информации и информационных технологиях. В них предложены следующие инструменты:
Первое. Все владельцы социальных сетей обязаны иметь электронный и почтовый адрес, чтобы с ними можно было контактировать.
Второе. Все социальные сети с 1 февраля текущего года обязаны мониторить информацию, которая может привести к неправильным решениям или вызвать подозрения о ее недостоверности. И по обращению граждан владельцы сетей должны либо принять решение о блокировке такого контента, либо направить его в Госкомнадзор РФ, чтобы эта служба в течение короткого времени представила свое заключение о достоверности конкретного сообщения.
Генеральный прокурор РФ обратил внимание россиян на то, что каждый гражданин имеет право обратиться в Генпрокуратуру или прокуратуру регионального субъекта, в течение 10 дней она должна или сообщить о том, что данный контент достоверен или принять решение о блокировании ложной информации, которая подталкивает граждан к принятию неправильных и общественно опасных решений.
"Мы, группа депутатов Госдумы РФ, которые занимаются вопросами информации, внесли на рассмотрение закон о том, что правительство ежегодно должно представлять в Госдуму России отчет о состоянии дел с вакцинацией. Чтобы мы видели реальные цифры и проблемы прививочных мероприятий, а также предложения о расширении национального календаря профилактического вакцинирования. Это позволило бы нам выдвинуть инициативу по дополнительному финансированию, направленному на увеличение числа сделанных прививок. Да и открытость такой информации помогла бы повысить доверие граждан", — сообщил депутат Фаррахов.
Нередко от противников прививок можно услышать, что прививочные компании выгодны лишь фармацевтическим компаниям. "На самом деле по затратам стоимость вакцин не только в России, но и в других странах существенно ниже, чем производство многих лекарственных средств, — говорит Антон Катлинский,советник по науке холдинга "Нацимбио" Госкорпорации Ростех. — В связи с этим необходимо налаживать прямую коммуникацию между производителями и потребителями, чтобы они понимали, как и из чего создаются вакцины. Кстати, по нашим данным, людей интересует главным образом не финансовая составляющая производственного процесса, а доступность, качество и эффективность вакцин".
Поддерживает коллегу и руководитель медицинского направления "вакцины" международной компании GSK Евгений Шпеер. Роль производителя, по его мнению, можно свести к четырем "Ч".
А еще представители фармацевтического бизнеса хотят организовать выездные семинары для врачей разных специальностей. Так те смогут повысить свою осведомленность, а значит и более уверенно вести позитивный диалог о прививках со своими пациентами.
По материалам конференции "Вакцинация: путь от сомнения к доверию"