Год назад Федеральная служба по тарифам была упразднена, и ее функции были переданы Федеральной антимонопольной службе России (ФАС РФ).
О мерах, предлагаемых ведомством по повышению доступности лекарств в условиях кризиса, рассказывает Надежда Александровна Шаравская, заместитель начальника Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России.
Тема ценообразования для ФАС всегда была важна и сложна. Регулирование цен на лекарства — это соблюдение баланса интересов потребителя (доступность по цене и ассортименту) и производителя (продажа товара должна быть рентабельной).
За время годовой работы мы успели рассмотреть 5360 проектов цен. Функция ФАС заключается в оперативном проведении экономического анализа поступающей на регистрацию или перерегистрацию цены лекарственного средства. Далее решение направляется в Минздрав о согласовании либо отказе в согласовании проектов предельных отпускных цен лекарственных препаратов.
Таким образом, было:
Согласно еще одной функции, которая перешла к нам от ФСТ, было рассмотрено 5 проектов решений органов исполнительной власти субъектов РФ о пересмотре оптово–розничных надбавок:
Недавно ФАС провела сравнительный анализ цен на лекарства в России и на международном рынке (43 страны). Первый этап — "7 нозологий", второй — "ВИЧ и гепатиты", третий — "Туберкулез и вакцины". В 2016 г. Минздравом на аукционах закуплено соответственно поэтапно 78, 107 и 18 препаратов. По результатам первого этапа мы увидели, что в целом в России цены ниже, чем в большинстве исследуемых стран (в частности, на препараты "Октанат" и "Адвейт"). Первая причина этого в том, что при регистрации цен на импортные лекарства мы всегда сравниваем цены с минимальными ценами стран, входящих в референтный перечень (20 стран), и поэтому не допускаем регистрации в России цен выше уровня стоимости этих ЛП в других странах. Вторая причина в том, что цены в России фиксируются в рублях, а большая часть рассмотренных цен была зарегистрирована до падения курса рубля в 2014 г., и цены в нашей стране стали ниже, чем в других странах.
Однако были выявлено превышение цен на 48 препаратов из перечня ЖНВЛП по сравнению с ценами на эти же препараты, найденными антимонопольным ведомством в референтных странах, с которыми мы сравниваем цены при регистрации. Такого быть не должно. Яркий пример с препаратом "Ревлимид" (Швейцария), цена на который по всем дозировкам, упаковкам существенно выше, чем во всех странах, включая референтные. Дело в том, что в соответствии с правоприменительной практикой Минздрава России и ФСТ РФ с 2010 г. цены на лекарственные препараты, локализованные в РФ на любой из стадий производства, регистрировались по правилам, утвержденным для российских производителей, т.е. без сравнения их с ценами других стран. Более того, в условиях запрета на индексацию цен на импортные препараты предельно отпускные цены на "Ревлимид" как на российский препарат были проиндексированы Минздравом в 2013, 2014, 2015 гг. на 16%.
Фактически российскими объявлялись препараты, которые таковыми не являлись, и регистрация цен шла на них, как на отечественные. Также индексация была предусмотрена раньше только для отечественных лекарств, и индексация цен шла на импортные, как на отечественные. Соответственно цены на зарубежные препараты, которые здесь упаковывались, при регистрации существенно завышались. Хотя в Соглашении Таможенного союза и Соглашении СНГ сказано, что факт упаковки в какой–либо стране не повод считать ее страной происхождения товара. Некорректно это было и с экономической позиции: для отечественных препаратов действовал и действует "затратный метод", необходимый для производства ЛП.
Итак, объективные причины такого завышения цен:
Среди причин также:
По всем фактам проводим тщательные расследования и наблюдаем позитивную тенденцию, а именно: три иностранные компании, не дожидаясь итогов расследования, добровольно снизили цены на
В частности, по заявлению в Минздрав России компания "Сандоз" снизила предельные отпускные цены на все лекарственные препараты, вошедшие в перечень ФАС России, а именно: на "Циклоспорин Сандоз" (МНН Циклоспорин) до 22–54% в зависимости от дозировки и "Микофенолат Сандоз" (МНН Микофенолата мофетил) — до 53%. Тем самым, согласно сравнительному анализу антимонопольного ведомства, были достигнуты минимальные отпускные цены по этим препаратам, зарегистрированные в Болгарии и Франции соответственно.
Компания "Новартис" снизила цену препарата "Такросел" (МНН Такролимус) на 29–46% в зависимости от дозировки — до минимальных цен, отмеченных в Хорватии и Румынии. Также на 10% компания "Новартис" снизила предельную отпускную цену производителя на препарат «Майфортик» (Микофеноловая кислота) и на 12% компания "Астеллас Фарма" снизила цену на препарат "Програф" (МНН Такролимус). Стоит отметить, что цены на "Майфортик" и "Програф" не достигли минимальных цен, зарегистрированных в Польше и Греции соответственно.
При регистрации цен на ЖНВЛП выявлено:
Применение "затратного" метода к регистрации цен на российские препараты, основанного на изучении расходов российских производителей, связанных с разработкой, производством, регистрацией ЛП, прибыли и рентабельности, приводит:
Вывод ясен: в целях совершенствования регистрации цен необходимо создать простой и "прозрачный" механизм принятия решений по их регистрации и перейти к использованию индикативного способа определения цен, полностью отказавшись от затратного метода.
К ближайшим задачам в деятельности ФАС России также относится упрощение процедуры регистрации цен как для заявителей/производителей, так и для уполномоченных органов.
ФАС считает необходимым:
Необходимо проводить следующие виды контроля за применением цен: региональный государственный, лицензионный и антимонопольный, но при этом вводить "иммунитеты" для субъектов малого предпринимательства, т.е. аптечные организации или аптечные сети, совокупная выручка которых составляет менее 400 млн руб. в год, не могут быть признаны доминирующими. Это значит, что они полностью освобождаются от антимонопольного регулирования и на них не распространяются запреты ст. 10 Федерального закона от 26.07.06 №135-ФЗ "О защите конкуренции" (монопольные цены, взаимодействующие с контрагентами, различные цены на один товар, дискриминация, нарушение порядка ценообразования и др.).
По материалам секции делового медико–фармацевтического форума в рамках выставки "Аптека 2016"