Никоретте, Микролакс, Метрогил Дента
27.07.2024 03:48
18+

НМО: плюсы и минусы программы, риски и пути их решения

Процесс непрерывного медицинского образования (нмо), в который вовлечены врачи и фармацевты, как говорится, пошел…

ЦЕЛИ НМО

Основна цель НМО — обеспечение гаарнтии гражданам РФ, что в медицинских организациях оказывается качественная и безопасная медицинская помощь в соответствии с международными показателями. Так, к 2018 г. необходимо достигнуть следующих значений этих показателей (%):

  • Соответствие проводимого лечения пациентов клиническим рекомендациям профессиональных медицинских обществ (некоммерческих организаций) — не менее 90.
  • Доля пациентов, получивших инфекционные осложнения в стационаре — не более 4.
  • Доля пациентов, заявивших о медицинской ошибке во время лечения — не более 5.
  • Стандартизированный (по полу, возрасту,диагнозу и длительности пребывания в стационаре) коэффициент летальности или отношениефактической летальности к установленной — не менее 85.
  • Доля пациентов, госпитализированных в стационар, лечение которых можно было бы организовать в амбулаторных условиях — не более 5.
  • Доля пациентов, получивших на приеме у врача первичного звена рекомендации по ведению здорового образа жизни — не менее 90.
  • Снижение доли случаев, в которых выявлены дефекты по результатам экспертизы качества медицинской помощи — не более 20.
  • Снижение доли случаев расхождения диагнозов по результатам патологоанатомических вскрытий в первичном звене – не более 10.
  • Повышение удовлетворенности пациентов качеством медицинской помощи с 33 до 60.
  • Приведение квалификации медицинских и фармацевтических работников к международным стандартам.

К основным принципам НМО относятся:

  1. Непрерывность образовательного процесса (1,5 часа в неделю, краткие циклы — по 16 час.).
  2. Разнообразие образовательных активностей (мероприятия, проводимые в режиме реального времени, — аудиторные занятия, конференции, семинары, симуляционные курсы), а также самостоятельное электронное обучение с последующим тестовым контролем (электронные модули).
  3. Обеспечение качества материалов и мероприятий:
  • присвоение кредитов утверждается Координационным советом (КС) на основе международных требований;
  • рассмотрение заявки проводится специальной Комиссией по оценке соответствия качества;
  • независимая экспертиза проводится экспертами в Комиссии КС;
  • обсуждение и утверждение проводится на специальном заседании общества;
  • проводится анализ отзывов врачей.

       4. Контроль и учет образовательной активности:

  • регистрация медицинских работников на сайте http://nmorosminzdrav.ru в течение месяца после сертификации в 2016–2020 гг.;
  • контроль через федеральный регистр медицинских работников (ФРМР);
  • индивидуальный план обучения (портфолио) — составляется медицинским работником путем добавления зарегистрированных на портале непрерывного медицинского образования Минздрава России образовательных программ вузов, электронных материалов для самостоятельного обучения, образовательных мероприятий, организованных некоммерческими профессиональными медицинскими организациями.

       5. Обязанности работодателя:

  • предоставить время для обучения;
  • предоставить возможность выбора через образовательный сертификат;
  • оплатить мероприятие и командировочные расходы;
  • обеспечить доступ на рабочем месте к бумажным и электронным библиотекам.

       6. Средства для НМО (образовательный сертификат — это средства, которые врач может потратить на участие в образовательных программах). Сюда входят:

  • выбор программы обучения — бронирование места на курсе (срок бронирования 10 дней);
  • путевка с индивидуальным кодом подтверждения высылается на адрес больницы;
  • подтверждение руководством больницы — передача врачу индивидуального кода подтверждения (распечатка путевки);
  • подтверждение бронирования — внесение индивидуального кода подтверждения в поле подтверждения;
  • явка на курс с распечатанной путевкой;
  • списание средств с образовательного сертификата.

       7. Мотивация участников.

В соответствии с принципами НМО, каждый врач должен за год накопить не менее 50 кредитов (50 час. образовательной активности), а за 5 лет — 250 кредитов.

В рамках этого проекта подготовлены специальные учебные материалы — электронные образовательные модули для дистанционного непрерывного медицинского образования врачей.

Для обучения врачей на территории РФ были переведены на русский язык и отредактированы электронные обучающие модули от компании BMJ Publishing Group Limited — издательства Британского общества врачей, представляющего доступный информационный ресурс для врачей–терапевтов и врачей общей практики. Данные модули активно используются врачами первичного звена в Великобритании, а также в Австрии, Испании, США, Австралии, Новой Зеландии, ОАЭ и др., всего более чем в 50 странах. Для России все модули отредактирован6ы ведущими специалистами профессиональных медицинских сообществ по различным специальностям, руководителями медицинских вузов, научно-исследовательских учреждений, академиками РАН.

Готовые модули рекомендованы для использования в системе НМО Координационным советом по развитию НМО и размещаются на информационном портале Координационного совета по развитию непрерывного медиуинского и фармацевтического образования Минздрава России: http://www.sovetnmo.ru Врач может выбирать модули по своей специальности, ориентируясь на аннотацию, раскрывающую образовательную цель модуля. После успешного изучения модуля врач получает 1 кредит, который зачисляется в его персональное портфолио. Образовательная активность при ведении портфолио измеряется в кредитах. 1 кредит присуждается за  акад. час учебной деятельности.

Дополнительными препосылками к развитию НМО являются:

  • готовность Национальной медицинской палаты и многих профессиональных медицинских организаций по специальностям к реализации обучения по программам повышения квалификации;
  • наличие инфраструктуры в большинстве медицинских учреждений для обучения врачей без отрыва от практической деятельности (компьютеры, выход в Интернет);
  • наличие отечественных электронных библиотечных систем, учебно–методических комплектов и программных комплексов для реализации "образовательной среды".

НМО В ЗАКОНЕ

"Несмотря на то, что о непрерывном медицинском образовании в сообществах врачей и фармацевтов разговоры идут не первый год, у многих коллег возникает немало вопросов. При этом часто ответы на них можно найти в той нормативно-законодательной документации, которая посвящена теме НМО. Ее нужно обязательно изучить всем специалистам медицинского и фармацевтического профиля", — считает проректор Тюменского государственного медицинского университета по перспективному развитию и непрерывному медицинскому образованию, директор института непрерывного профессионального развития, д.м.н., проф. Ольга Игоревна Фролова. Что ж, процесс получения знаний по системе непрерывного медицинского образования (НМО) действительно выстраивается на определенной законодательной базе, которую необходимо знать. Это:

  • Федеральный закон от 21.11.11 №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
  • Сроки и этапы аккредитации специалистов — приказ Минздрава России от 25.02.16 №127н (зарегистрирован в Минюсте России 14.03.16 №41401).
  • Положение об аккредитации специалистов — приказ Минздрава России от 02.06.16 №334н (зарегистрирован в Минюсте России 16.06.16, №42550).
  • Порядок выдачи свидетельства об аккредитации специалиста — приказ Минздрава России от 06.06.16 №352н (зарегистрирован в Минюсте России 04.07.16 №42742).
  • Приказ Минздрава России от 27.08.15 №599 "Об организации внедрения в подведомственных Минздраву России образовательных и научных организациях подготовки медицинских работников по дополнительным профессиональным программам с применением образовательного сертификата".
  • Приказ Минздрава России от 04.08.16 №575н "Об утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования".
  • Федеральный закон от 21.11.11 №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

ВОЗМОЖНЫ ВАРИАНТЫ

С 1 января 2016 г. по 1 января 2021 г. повышение квалификации специалистов будет зависеть от срока прохождения "последней" сертификации. И тут возможны варианты.

Вариант №1. Он подойдет тем, у кого сертификат получен до 1 января 2016 г. В этом случае можно выбрать "классические" сертификационные циклы повышения квалификации, рассчитанные не менее чем на 144 акад. часа, но… пройти такое обучение можно только в вузе — до 31 декабря 2020 г.

А можно отдать свое предпочтение "пилотному" проекту по отработке основных принципов НМО, который рассчитан на 144 акад. часа; из них 108 час. — в вузе и 36 час. — по системе профессионального непрерывного образования (ПНО) — до 31 декабря 2020 г.

Вариант №2. Если сертификат получен после 1 января 2016 г. необходима регистрация на портале НМО Минздрава edu.rosminzdrav.ru, а потом — повышение квалификации только в рамках НМО. Имеется в виду пятилетний цикл объемом 250 акад. час. (по 50 час. в год).

Принципиальные отличия новой образовательной модели состоят в том, что классическая сертификация предусматривает обучение 1 раз в 5 лет на цикле повышения квалификации объемом 144 и более часов, после чего нужно сдать сертификационный экзамен. А при непрерывном медицинском образовании составляется индивидуальный образовательный план, включающий 250 часов образовательной активности (не менее 50 час. ежегодно). В него должно входить:

  • обучение минимум 1 раз в год в образовательной организации (программа объемом 36 акад. час.);
  • участие в аккредитованных образовательных мероприятиях и прохождения электронных образовательных модулей (14 акад. час. в год.).

Важно, что допуск к медицинской деятельности через аккредитацию (периодическая аккредитация) осуществляется на порталах НМО: sovet.nmo или edu.rosminzdrav.ru

ПЯТИЛЕТНИЕ ЦИКЛЫ ОБУЧЕНИЯ

Большой популярностью у врачей и фармацевтов пользуются НМО "пятилетки". И тут большую роль играет образовательная организация, которая:

  1. Подтверждает выбранный слушателем пятилетний цикл (250 акад. час.).
  2. Разрабатывает и размещает на портале программы дополнительного профессионального образования (36 акад. час.).
  3. Участвует в аккредитации специалистов.
  4. Предусматривает получение сертификата после 1 января 2016 г. и регистрацию на портале НМО.

Выбор пятилетнего цикла обучения предполагает:

  • Формирование индивидуального учебного плана (50 акад. час. в год).
  • Программы дополнительного профессионального образования (36 акад. час. в год) и образовательные мероприятия (14 акад. час. в год).
  • Портфолио (за 5 лет).

В результате — периодическая аккредитация 1 раз в 5 лет. Потом — опять "Формирование индивидуального учебного плана" (50 акад. час. в год) и т.д. по кругу.

"При формировании индивидуального учебного плана следует учитывать следующее: аккредитацию осуществляет комиссия при координационном совете по НМО Минздрава России, техническим исполнителем которой является Ассоциация медицинских обществ по качеству (АСМОК). Все мероприятия, прошедшие аккредитацию, получают определенное количество кодов (ХХХХ-ХХХХХХХХ). Нет кода — не будет учитываться в системе НМО (1 час = 1 кредит, 1/2 дня = 3 кредита, 1 день = 6 кредитов). Уже сейчас ежемесячно аккредитуется несколько сотен мероприятий, — обращает внимание медиков и фармацевтов начальник учебного управления профессионального образования МГМУ им. А.И. Евдокимова, д.м.н., проф. Николай Владимирович Ярыгин. — Кстати, аккредитовать образовательные мероприятия могут как некоммерческие профессиональные организации, так и образовательные организации. При этом аккредитация медицинских и фармацевтических работников проводится в помещениях образовательной организации с использованием принадлежащего ей материально–технического обеспечения. А в состав аккредитационной комиссии, утверждаемый приказом Минздрава России, включают представителей профессиональных некоммерческих организаций, работодателя и образовательной организации. Важно, что лица, признанные не прошедшими аккредитацию, допускаются для повторной сдачи не ранее, чем через 11 месяцев.

АККРЕДИТАЦИЯ АККРЕДИТАЦИИ РОЗНЬ

НМО предусматривает различные виды аккредитации специалистов:

  • Первичнаяспециализация (специалист).
  • Первичная специализированная(ординатура, программы профессиональной подготовки, подтверждение иностранного образования).
  • Периодическая аккредитация(1 раз в 5 лет).

"Мы фактически переходим на международную систему трехэтапного экзамена на профессиональную пригодность", — сказала по поводу НМО министр здравоохранения России В.И. Скворцова.

С 1 января 2018 г. процедура аккредитации будет обязательной для тех, кто окончил программу профессиональной переподготовки, а также получил медицинское образование в иностранных государствах (до 2018 г. им нужно сдать "спецэкзамен" — Прим. ред.).

Аккредитация в рамках факультета дополнительного профессионального образования (ФДПО) может быть первичной и периодической.

Первичная специализированная аккредитация (после профессиональной подготовки или подтверждения иностранного образования) представляет собой:

  • тестирование (60 вопросов);
  • оценки практических навыков (умений) в симулированных условиях — не менее 5 заданий;
  • решение ситуационных задач (3 задачи по 5 вопросов).

Периодическая аккредитация (1 раз в 5 лет) включает:

  • оценку портфолио;
  • тестирование (60 вопросов).

Для прохождения периодической аккредитации обучающийся представляет "Портфолио НМО" — отчет за последние пять лет о профессиональной деятельности аккредитуемого специалиста. Портфолио включает сведения об индивидуальных профессиональных достижениях,освоении программ повышения квалификации, обеспечивающих непрерывное совершенствование профессиональных навыков и расширения квалификации.

НЕТ ПРЕДЕЛА СОВЕРШЕНСТВУ…

"Основные особенности НМО имеют как свои "плюсы", так и "минусы». К "плюсам" я бы отнес:

  • широкое применение дистанционных образовательных технологий и электронного обучения;
  • возможность самостоятельно определять образовательную траекторию;
  • получение образовательных часов по различным специальностям после прохождения 36–часовой программы.

А в качестве "минусов" необходимо выделить:

  • значительное увеличение годового контингента обучающихся;
  • неконтролируемое (в настоящий момент) повышение конкуренции аккредитованных организаций;
  • необходимость регистрации образовательной активности на портале НМО", – заметил Н.В. Ярыгин.

Он также обратил внимание на определенные риски, возникающие при непрерывном медицинском образовании:

  • повышение годового количества обучающихся;
  • высокая конкуренция и невыполнение учебно–производственного плана;
  • снижение объема государственного задания по ДПО.

Для решения этих рисков есть определенные пути:

  • Программы с дистанционных образовательных технологий (ДOТ) и электронное образование (ЭО).
  • Автоматизированная база данных обучающихся (1С).
  • Информирование обучающихся о НМО.
  • Мотивация обучающихся на повторное обучение в университете (в т.ч. на 36–часовых циклах). Если кафедра не мотивирует обучающихся к ежегодному прохождению 36-часовых циклов после получения последнего сертификата, то после 2020 г. она останется без слушателей…
  • Обучение по образовательному сертификату за счет средств ФОМС (стажировка, симуляционное обучение).

В то же время "на местах" возникают объективные и субъективные трудности у тех врачей и фармацевтов, которые хотят пройти обучение. Так, многие руководители учреждений просто не отпускают подчиненных посещать образовательные мероприятия в рабочее время. Другие руководители из-за скромного бюджета организации просто не могут оплачивать обучение сотрудников.

Много вопросов возникает и у педагогического состава — те, кто делегирован в комиссии от профессиональных сообществ, должны работать в качестве волонтеров, т.е. бесплатно. Это устраивает не всех. А преподаватели вузов высказывают опасения, что могут просто не справиться с потоком учащихся, прибывающим к ним по программе НМО. "Есть непонимание и у тех врачей, которые владеют четырьмя и более специальностями, т.к. пройти обучение можно только по трем направлениям. Кроме того, больше всего мероприятий, по которым можно получить "кредиты", относятся к терапии и кардиологии. По другим специализациям их явно не достаточно", — утверждает Н.В. Ярыгин. Так что организаторам системы НМО есть над чем подумать и что скорректировать…

По материалам симпозиума в рамках XXIV Российского национального конгресса "Человек и лекарство"

Информация предоставлена газетой "Московские аптеки"

Аптека 2024