Процесс непрерывного медицинского образования (нмо), в который вовлечены врачи и фармацевты, как говорится, пошел…
ЦЕЛИ НМО
Основна цель НМО — обеспечение гаарнтии гражданам РФ, что в медицинских организациях оказывается качественная и безопасная медицинская помощь в соответствии с международными показателями. Так, к 2018 г. необходимо достигнуть следующих значений этих показателей (%):
К основным принципам НМО относятся:
4. Контроль и учет образовательной активности:
5. Обязанности работодателя:
6. Средства для НМО (образовательный сертификат — это средства, которые врач может потратить на участие в образовательных программах). Сюда входят:
7. Мотивация участников.
В соответствии с принципами НМО, каждый врач должен за год накопить не менее 50 кредитов (50 час. образовательной активности), а за 5 лет — 250 кредитов.
В рамках этого проекта подготовлены специальные учебные материалы — электронные образовательные модули для дистанционного непрерывного медицинского образования врачей.
Для обучения врачей на территории РФ были переведены на русский язык и отредактированы электронные обучающие модули от компании BMJ Publishing Group Limited — издательства Британского общества врачей, представляющего доступный информационный ресурс для врачей–терапевтов и врачей общей практики. Данные модули активно используются врачами первичного звена в Великобритании, а также в Австрии, Испании, США, Австралии, Новой Зеландии, ОАЭ и др., всего более чем в 50 странах. Для России все модули отредактирован6ы ведущими специалистами профессиональных медицинских сообществ по различным специальностям, руководителями медицинских вузов, научно-исследовательских учреждений, академиками РАН.
Готовые модули рекомендованы для использования в системе НМО Координационным советом по развитию НМО и размещаются на информационном портале Координационного совета по развитию непрерывного медиуинского и фармацевтического образования Минздрава России:
Дополнительными препосылками к развитию НМО являются:
НМО В ЗАКОНЕ
"Несмотря на то, что о непрерывном медицинском образовании в сообществах врачей и фармацевтов разговоры идут не первый год, у многих коллег возникает немало вопросов. При этом часто ответы на них можно найти в той нормативно-законодательной документации, которая посвящена теме НМО. Ее нужно обязательно изучить всем специалистам медицинского и фармацевтического профиля", — считает проректор Тюменского государственного медицинского университета по перспективному развитию и непрерывному медицинскому образованию, директор института непрерывного профессионального развития, д.м.н., проф. Ольга Игоревна Фролова. Что ж, процесс получения знаний по системе непрерывного медицинского образования (НМО) действительно выстраивается на определенной законодательной базе, которую необходимо знать. Это:
ВОЗМОЖНЫ ВАРИАНТЫ
С 1 января 2016 г. по 1 января 2021 г. повышение квалификации специалистов будет зависеть от срока прохождения "последней" сертификации. И тут возможны варианты.
Вариант №1. Он подойдет тем, у кого сертификат получен до 1 января 2016 г. В этом случае можно выбрать "классические" сертификационные циклы повышения квалификации, рассчитанные не менее чем на 144 акад. часа, но… пройти такое обучение можно только в вузе — до 31 декабря 2020 г.
А можно отдать свое предпочтение "пилотному" проекту по отработке основных принципов НМО, который рассчитан на 144 акад. часа; из них 108 час. — в вузе и 36 час. — по системе профессионального непрерывного образования (ПНО) — до 31 декабря 2020 г.
Вариант №2. Если сертификат получен после 1 января 2016 г. необходима регистрация на портале НМО Минздрава edu.rosminzdrav.ru, а потом — повышение квалификации только в рамках НМО. Имеется в виду пятилетний цикл объемом 250 акад. час. (по 50 час. в год).
Принципиальные отличия новой образовательной модели состоят в том, что классическая сертификация предусматривает обучение 1 раз в 5 лет на цикле повышения квалификации объемом 144 и более часов, после чего нужно сдать сертификационный экзамен. А при непрерывном медицинском образовании составляется индивидуальный образовательный план, включающий 250 часов образовательной активности (не менее 50 час. ежегодно). В него должно входить:
Важно, что допуск к медицинской деятельности через аккредитацию (периодическая аккредитация) осуществляется на порталах НМО: sovet.nmo или edu.rosminzdrav.ru
ПЯТИЛЕТНИЕ ЦИКЛЫ ОБУЧЕНИЯ
Большой популярностью у врачей и фармацевтов пользуются НМО "пятилетки". И тут большую роль играет образовательная организация, которая:
Выбор пятилетнего цикла обучения предполагает:
В результате — периодическая аккредитация 1 раз в 5 лет. Потом — опять "Формирование индивидуального учебного плана" (50 акад. час. в год) и т.д. по кругу.
"При формировании индивидуального учебного плана следует учитывать следующее: аккредитацию осуществляет комиссия при координационном совете по НМО Минздрава России, техническим исполнителем которой является Ассоциация медицинских обществ по качеству (АСМОК). Все мероприятия, прошедшие аккредитацию, получают определенное количество кодов (ХХХХ-ХХХХХХХХ). Нет кода — не будет учитываться в системе НМО (1 час = 1 кредит, 1/2 дня = 3 кредита, 1 день = 6 кредитов). Уже сейчас ежемесячно аккредитуется несколько сотен мероприятий, — обращает внимание медиков и фармацевтов начальник учебного управления профессионального образования МГМУ им. А.И. Евдокимова, д.м.н., проф. Николай Владимирович Ярыгин. — Кстати, аккредитовать образовательные мероприятия могут как некоммерческие профессиональные организации, так и образовательные организации. При этом аккредитация медицинских и фармацевтических работников проводится в помещениях образовательной организации с использованием принадлежащего ей материально–технического обеспечения. А в состав аккредитационной комиссии, утверждаемый приказом Минздрава России, включают представителей профессиональных некоммерческих организаций, работодателя и образовательной организации. Важно, что лица, признанные не прошедшими аккредитацию, допускаются для повторной сдачи не ранее, чем через 11 месяцев.
АККРЕДИТАЦИЯ АККРЕДИТАЦИИ РОЗНЬ
НМО предусматривает различные виды аккредитации специалистов:
"Мы фактически переходим на международную систему трехэтапного экзамена на профессиональную пригодность", — сказала по поводу НМО министр здравоохранения России В.И. Скворцова.
С 1 января 2018 г. процедура аккредитации будет обязательной для тех, кто окончил программу профессиональной переподготовки, а также получил медицинское образование в иностранных государствах (до 2018 г. им нужно сдать "спецэкзамен" — Прим. ред.).
Аккредитация в рамках факультета дополнительного профессионального образования (ФДПО) может быть первичной и периодической.
Первичная специализированная аккредитация (после профессиональной подготовки или подтверждения иностранного образования) представляет собой:
Периодическая аккредитация (1 раз в 5 лет) включает:
Для прохождения периодической аккредитации обучающийся представляет "Портфолио НМО" — отчет за последние пять лет о профессиональной деятельности аккредитуемого специалиста. Портфолио включает сведения об индивидуальных профессиональных достижениях,освоении программ повышения квалификации, обеспечивающих непрерывное совершенствование профессиональных навыков и расширения квалификации.
НЕТ ПРЕДЕЛА СОВЕРШЕНСТВУ…
"Основные особенности НМО имеют как свои "плюсы", так и "минусы». К "плюсам" я бы отнес:
А в качестве "минусов" необходимо выделить:
Он также обратил внимание на определенные риски, возникающие при непрерывном медицинском образовании:
Для решения этих рисков есть определенные пути:
В то же время "на местах" возникают объективные и субъективные трудности у тех врачей и фармацевтов, которые хотят пройти обучение. Так, многие руководители учреждений просто не отпускают подчиненных посещать образовательные мероприятия в рабочее время. Другие руководители из-за скромного бюджета организации просто не могут оплачивать обучение сотрудников.
Много вопросов возникает и у педагогического состава — те, кто делегирован в комиссии от профессиональных сообществ, должны работать в качестве волонтеров, т.е. бесплатно. Это устраивает не всех. А преподаватели вузов высказывают опасения, что могут просто не справиться с потоком учащихся, прибывающим к ним по программе НМО. "Есть непонимание и у тех врачей, которые владеют четырьмя и более специальностями, т.к. пройти обучение можно только по трем направлениям. Кроме того, больше всего мероприятий, по которым можно получить "кредиты", относятся к терапии и кардиологии. По другим специализациям их явно не достаточно", — утверждает Н.В. Ярыгин. Так что организаторам системы НМО есть над чем подумать и что скорректировать…
По материалам симпозиума в рамках XXIV Российского национального конгресса "Человек и лекарство"