Для фармрозницы 2011 год стал одним из самых тяжелых. Изменение числа московских аптек составило минус 50 учреждений. (В 2010 г. — плюс 200.) Но вдруг столица этого и не ощутила? Для города, где живут и работают миллионы жителей, исчезновение 50 организаций может пройти незамеченным.
В 2009 г. в Москве действовало 3900 аптек. В течение 2010 г. их стало уже 4100. Новый 2012-й встретило максимум 4050 аптек. Максимум – потому что приведенные цифры могут неточно отражать действительность. Часто бывает, что аптека закрылась, а лицензия на ее деятельность еще в базе данных. Несмотря на то, что в помещении благополучно работает новая организация. «Естественный прирост» заменила противоестественная убыль. Почему?
Подавляющее большинство москвичей испытывают дефицит аптек – и ряд проблем с фармацевтической помощью. Исключение – жители центра. Центральный округ обеспечен аптеками в полном соответствии с европейскими стандартами: на 1 км2 приходится 4,6 аптеки, на 100 тыс. жителей – 40,8 аптеки. Быть может, причина в том, что жителей в ЦАО значительно меньше, чем в других округах, а аптечных и иных организаций существенно больше?
Иначе чем объяснить, что Северный округ, абсолютный лидер по количеству аптечных организаций на квадратный километр (6,7), недостаточно обеспечен фармацевтической помощью? На 100 тыс. жителей округа приходится лишь 22,5 аптеки – почти в два раза меньше, чем в центре. А это значит, что человек может рассчитывать на почти в два раза меньшее число лекарств – кто гарантирует, что необходимый препарат будет доступен в нужную минуту?
В Юго-Восточном и Восточном округах на 1 км2 приходится 2,9–3 аптеки. У живущих в Зеленограде другие трудности. По соотношению числа аптек с числом жителей ЗелАО – один из лидеров (24,4 аптеки на 100 тыс. потенциальных пациентов). Однако о близости аптеки к дому многие могут лишь мечтать – на 1 км2 располагается… менее 0,5 аптечной организации.
В одной из сфер деятельности, так или иначе касающейся фармации, в 2011 г. наблюдался явный «прогресс». Под знаком «плюс» прошли изменения таких показателей, как:
– совокупная ставка страховых взносов;
– размер отчислений в государственные внебюджетные фонды;
– тарифы электроэнергии и коммунальных платежей;
– арендная ставка.
Аптечный «минус» распространился по цепочке доставки
«Плюсы» оказались столь большими, что резко ушли в «минус» остальные показатели деятельности аптеки. В первую очередь, рентабельность. Причем не только по результатам продаж ЛС, наценки на которые ограничены законом, но и в совокупности с доходами от реализации БАД и нелекарственного ассортимента.
Уже в первом полугодии 2011 г. московская фармация «изменила знак»: 0,1% доходности «уступили место» 2,4% убыточности.
Принятие федерального закона, касающегося страховых взносов, разрешило проблему не полностью. В особенности в Москве, где ни одно аптечное учреждение ЕНВД не применяет.
Аптечный «минус» распространился по цепочке доставки. Первым объектом вычитания стал фармпром. Производителей ЛС стало меньше на 4%; компаний, представляющих на рынке БАД, – на 2%; фирм, производящих нелекарственный ассортимент, – на 7%.
А вот объектом сложения и умножения стали… бренды и торговые наименования ЛС. Их рост составил 2%. БАД и парафармация вновь остались в «минусе»: по брендам они составили 3%, по торговым наименованиям – 6 и 9% соответственно.
Соотношение «плюса» и «минуса» по полным химическим наименованиям оказалось сходным: +2% – ЛС, 5% – БАД, 10% – нелекарственный ассортимент.
Интересный факт – в минувшем году проверки не обнаружили в аптеках Москвы… фальсификата. В ряде учреждений оказались лишь препараты с истекшим сроком годности…
Проблемным для аптек стал вопрос минимального ассортимента. Несмотря на то, что доля ЖНВЛП в упаковках составила менее 30% рынка, часть этих препаратов не попала в минимальный перечень товаров, обязанных находиться в аптеке. Впрочем, данный список остался объектом споров – как и само понятие ЖНВЛП. Может ли лекарство быть не важным и не жизненно необходимым? И должен ли от этого страдать пациент?
Но один «плюс» для заболевшего человека в 2011 г. имел место. По причине снижения цен на федеральных аукционах упала средняя стоимость рецепта (при этом финансовая нагрузка регионов – особенно в области ЛО – существенно увеличилась). Быть может, в связи с этим рецептурные препараты были также отмечены знаком «плюс»? Их общая доля в упаковках возросла на целых 2% – с 26,3 до 28,3%. В финансовом выражении рост был не столь значителен – с 51,2 до 51,7%. Безрецептурные ЛС получили «минус» – не только в рублях и упаковках, но и в сфере законодательства. В конце года их перечень вообще оказался отмененным. Сторонники европейского подхода к лекарственной помощи утверждали: так и должно быть – в цивилизованных странах препараты получают строго по рецепту. А Россия сделала первый правильный шаг в нужную сторону…
Препараты из списка ЖНВЛП удостоились «плюса» и «минуса» одновременно: доля в упаковках, прибавившая 0,1%, составила 27,5%. Доля в рублях «округлилась» до 28,0% (годом раньше она составляла 28,7%). Ограничение наценки на ЛС этого перечня может отправить в минус и количество упаковок.
Цены отечественных препаратов заставляют задуматься о европейских стандартах – похоже, процесс перехода российского фармпрома на GMP действительно «идет». Несмотря на падение их доли в упаковках (с 52,9 до 51,2%), доля в рублях выросла с 19,3 до 20,1%. «Надлежащие» цены на лекарства также включены в понятие «европейского качества» (вероятно, по такой причине торговая надбавка на российские препараты выросла на 1,9 % ,а на «импортные» – лишь на 0,7%). Результат виден: почти 80% прибыли рынка приходится на ЛС зарубежного производства (по числу упаковок, реализуемых в аптеках, они занимают менее 50%).
А еще в 2011 г. изменилось соотношение коммерческого и госпитального секторов лекарственного обеспечения. Коммерческая розница поднялась на 2% – объемы госпитального обеспечения пациентов снизились на эту же цифру.
Кто останется в «плюсе»?
Предполагаемый ответ на этот вопрос – аптека-дискаунтер. Вполне возможно, сложившая ситуация на рынке лекарств приведет к расцвету организаций этого типа. Темпы роста дискаунтеров значительно повысятся. В фармотрасли может появиться новая тенденция – вместо качества препаратов ориентироваться на их цену как на эффективное средство привлечения покупателя. В отношении ежегодного роста цен этот фактор станет сдерживающим – и «взлета» стоимости препаратов пациент не увидит.
Вполне возможно, что начавшаяся модернизация здравоохранения и подготовка к внедрению системы лекарственного страхования приведет аптеки к неожиданным последствиям: фармация будет реорганизована, и аптечные учреждения начнут оказывать пациентам дополнительные услуги. Каким будет их набор – пока неизвестно.
По материалам конференции «Фармацевтическая служба столицы» в рамках Х Ассамблеи «Здоровье столицы»