Никоретте, Микролакс, Метрогил Дента
27.07.2024 07:10
18+

Наталья Салимова: "С аптекой связана вся моя жизнь!"

В настоящее время конкурентная борьба за потребителя на розничном фармрынке существенно обострилась. Многие аптеки, включая сетевые, испытывают финансовые трудности и функционируют буквально на грани выживания.

Тем более интересно узнать, как удается единичным аптечным предприятиям не только удерживаться на плаву, но и с надеждой смотреть в будущее. Своим опытом поделилась Наталья Петровна Салимова —заведующая ОАО "Аптека №94 "Нагатинская".

Наталья Петровна, сколько лет работает аптека?
— Наша аптека была открыта еще в 60–х гг. прошлого столетия! В свое время здесь функционировал огромный производственный отдел, закрытый только в 1997 г. Тогда аптека была приватизирована. Но мы стараемся сохранить дух былых времен. Иногда к нам заходят иностранцы — останавливаются, проезжая мимо из аэропорта, либо приходят на экскурсию с медицинскими представителями. И нам очень приятно, когда иностранцы говорят о том, что именно так они представляют себе настоящую аптеку.

Посетители отмечают внешний вид торгового зала, просторное, светлое помещение и сохранившиеся деревянные витрины в интерьере. Мне, в свою очередь, всегда нравились европейские аптеки — там светло, спокойно, люди приходят с рецептами — чувствуется взаимосвязь врача и провизора. Именно так я и представляла себе свою будущую работу, кода поступала в училище. Поэтому я очень рада, что людям нравится у нас!

А как давно Вы работаете здесь?
— Давно — скоро будет 30 лет! Я пришла сюда сразу после окончания Московского фармацевтического училища в 1988 г., уже совмещая работу с учебой, получила диплом РУДН. Я очень хорошо помню наш производственный отдел. В аптеке была огромная ассистентская, мы готовили лекарства — это было невероятно интересно! Но я очень энергичный человек, люблю общение, поэтому мне всегда нравилось работать за первым столом. Наступили времена перестройки, на рынке каждый день появлялись новые препараты, мне хотелось изучать их, отпускать посетителям. Я перешла в отдел безрецептурного отпуска и практически сразу стала заведовать им. Аптека у нас была большая и известная.

Моя личная жизнь складывалась в этом районе — я знала воспитателей в детском саду, родителей. Они, в свою очередь, приходили к нам, а дети росли на наших глазах. С аптекой связана вся моя жизнь! Мне всегда было комфортно работать здесь — у нас прекрасный коллектив, проверенный временем. Мы искренне любим свою аптеку и стараемся сделать все для ее успешной работы.

Расскажите о коллективе аптеки.
— Наш генеральный директор Ольга Юрьевна Матвеева — потомственный фармацевт, выпускница "Сеченовки" (ныне — Первый МГМУ им. И.М. Сеченова). 

ВЗ0518_2

Ее мама, Татьяна Николаевна Матвеева, ранее много лет работала заведующей в этой аптеке. Все навыки работы я получила от нее. Она была очень интеллигентным и грамотным специалистом, учила нас вести себя спокойно в разных ситуациях, находить общий язык с людьми. К сожалению, она рано ушла из жизни. Интересно, что ее внучка, дочь Ольги Юрьевны, пошла по стопам бабушки и мамы, сейчас работает в институте биоорганической химии.

На сегодняшний день у нас небольшой, но стабильный коллектив, который состоит из пяти человек, включая меня, бухгалтера и генерального директора. Мы стараемся сохранять добрые традиции нашей аптеки, работаем честно и открыто.

Работа провизора — это призвание. К нашему первостольнику Далиле Тенгизовне Алибегашвили ходят за консультацией все жители района, знают, что она грамотный специалист и очень чуткий и талантливый человек. Бывали случаи, когда провизоры уходили в другую аптеку, но потом все равно возвращались к нам.

Могли бы Вы вспомнить какие-то интересные случаи из жизни первостольника?
— Я очень рада, что конфликтных ситуаций у нас практически не бывает, главное в нашей работе — научиться терпению. Конечно, мы часто оказываем помощь, когда люди просят измерить давление, а то и вызвать скорую. Был случай, когда девушке стало плохо за рулем. Она припарковалась возле нашей аптеки, мы вызвали скорую, и ее увезли в больницу с диагнозом "микроинсульт". А вот пятилетнего сынишку пришлось оставить у нас. Позже за ним приехала бабушка, и все это время мы всем коллективом присматривали за ребенком. Все это говорит о том, что люди доверяют аптеке и часто ждут первой помощи именно от нас!

Ваш постоянный посетитель. Какой он?
— Нетрудно догадаться, что в первую очередь это житель района. Можно сказать, что мы домашняя "дежурная аптека", в которую идут за советом. Мы знаем друг друга по именам, люди делятся своими проблемами, иногда звонят мне домой — ведь мы знакомы уже очень много лет. Бывали случаи, когда, встречаясь со мной на улице, могли обратить внимание на несколько грубоватое обращение со стороны кого-то из первостольников. К их мнению прислушиваемся, разбираемся в коллективе, разговариваем и исправляем ситуацию. Население доверяет стабильным аптекам, у нас стабильность подтверждена годами работы здесь, на этом месте!

Что пользуется спросом в аптеке?
— Мы — обычная ассортиментная аптека, рядом с нами нет лечебных учреждений. Отмечу, что спрос в нашей аптеке за последние годы изменился, ассортимент стал намного меньше — на сегодняшний день насчитывается порядка 3500 наименований. Все это связано с низкой покупательской способностью, к сожалению.

ВЗ0518_зал

Не секрет, что в социальных сетях очень популярны таблицы аналогов дорогих препаратов, и теперь посетители спрашивают более дешевые лекарства. И это не пенсионеры, а молодые люди, которые пользуются Интернетом. Может быть, старшее поколение помнит, что импортные препараты были хорошими и качественными, часто спрашивают их, верят в их эффективность. А вот молодежь настроена иначе. И я знаю, что такая ситуация сложилась не только в нашей аптеке.

Какие цены в вашей аптеке?
— Цены у нас средние по городу, хотя наценка очень небольшая. Но у нас есть накопительная карта, по которой можно получить скидку в размере 7%. Также мы предоставляем скидки по "Социальной карте москвича" в размере 5%. Очень часто люди думают, что скидку им дает государство, а не аптека. И мы не обижаемся, просто стараемся делать для населения все, что можем!

А как Вы относитесь к недорогим препаратам?
— Я считаю, что препарат получить очень легко, а вот очистить от примесей сложно. Поэтому чем препарат чище, тем он будет дороже — в хорошее производство должны вкладываться средства. В России по программе импортозамещения сейчас стали появляться заводы, которые производят препараты по международным стандартам GMP, но они тоже не будут дешевыми.

Интересуются ли посетители качеством препаратов?
— Безусловно, у нас часто спрашивают сертификаты. Многие знают о том, что можно проверить препарат через сайт Росздравнадзора, и пользуются этой услугой. Часто бывает, что люди везут препараты за границу и тоже просят предоставить всю документацию.

Много говорится о разрешении дистанционной торговли, доставки лекарств населению. Что Вы об этом думаете?
— Нас часто спрашивают, возможна ли доставка препаратов на дом, и я думаю, что такая услуга была бы выгодна и пациенту, и аптеке. Надеюсь, что скоро к этому придем, я имею в виду законодательное подтверждение данной услуги. В нашем районе много пенсионеров, молодых мам, которые не всегда могут выйти из дома. Бывали случаи, когда пожилой человек дошел до аптеки, а обратно приходилось его сопровождать. И для таких людей это единственный выход из ситуации.

Может ли фармацевт заменить врача, хотя бы отчасти?
— Назначения должен делать только врач, и я хочу отметить, что сейчас наши посетители стали чаще приходить с рецептами и более ответственно относиться к своему здоровью. Правда, сама выписка препаратов по МНН ставит большинство людей в тупик, фармацевтам приходится много объяснять, консультировать их. Врачи всегда знали, препарат какого производителя лучше — тем более, если это известные проверенные временем бренды — и выписывали рецепт, учитывая свой опыт. Сейчас такой возможности у них нет.

Я всегда боролась и буду бороться с самостоятельным приемом антибиотиков. Недавно одна посетительница сказала: "А что вы нас, как врач, учите?" Но меня удивляет, когда люди доказывают, что им достаточно выпить одну таблетку, и они здоровы! Ведь прием антибиотиков — это целый курс! И курс, особо обращаю внимание, назначенный врачом. К сожалению, некоторые врачи все–таки отправляют пациентов в аптеку с напутствием "купите там что–нибудь". И в этом случае нам приходится опять–таки проводить соответствующую работу!

По Вашему мнению, нужны ли сейчас производственные отделы?
— Я считаю, что хотя бы одна производственная аптека на район обязательно должна быть. Приготовление лекарств — это серьезный и индивидуальный процесс. Многим людям психологически важно получить препарат именно по своему рецепту. Большой популярностью всегда пользовались и щадящие прописи для детей. Когда входишь в большую аптеку с производственным отделом, сразу ощущаешь особый, неповторимый аромат. Все это вызывает уважение и доверие к аптеке, работе специалистов. Помимо этого, остается добрая традиция — взаимосвязь врача и фармацевта.

У нас в университете были очень сильные преподаватели, которые вдохновляли нас работой производственных отделов. Например, раньше в аптеках кремы делали в определенный день, специально для этого закупали ингредиенты. Это была целая традиция!

Что бы Вы взяли из прошлого опыта в работу современной аптеки?
— Безусловно, нам было легче работать, когда функционировал Департамент фармации, все законодательные нормативы были грамотными и выверенными с учетом отношения к сфере здравоохранения. А сейчас все смешалось — медицина и торговля. К счастью, мы редко сталкиваемся с ситуациями, когда нас называют продавцами. Все–таки мы аптека, которая работает много лет, нацеленная на качество консультации. И люди это знают. Мы никогда не навязываем препараты, мы просто советуем от чистого сердца!

Сейчас такой огромный ассортимент, что мне он даже кажется излишним. Например, на сегодняшний день на рынке существует около 100 торговых наименований препарата "Эналаприл"! Для чего? Я считаю, должны быть введены какие-то ограничения. Путаница возникает как у врачей, так и у посетителей. Допустим, человек пришел в аптеку, а у нас 50 наименований этого препарата. Как выбрать? Да, я за выбор, но в разумных пределах. И первостольник должен уметь грамотно и четко предложить на выбор два-три наименования.

Какими еще качествами должен обладать работник первого стола?
— Портрет работника первого стола слагается из целого ряда необходимых качеств, и все они будут главными, дополняющими друг друга. Это — профессионализм, грамотность, доброжелательность, терпение, сострадание. Фармацевт должен уметь выслушать посетителя и не проявлять раздражение, помнить, что люди приходят за помощью. Первостольники помнят даже дозировки препаратов, которые принимают посетители, и такое внимание не остается незамеченным, — между нами возникло настоящее доверие. Не буду говорить, что у нас большая проходимость, всегда есть время уделить внимание каждому посетителю. Поэтому кто–то идет в дисконт–аптеку, а кто–то в нашу — со средней ценой, но с возможностью проконсультироваться и получить грамотный совет.

ВЗ0518_коллектив

Как Вы относитесь к работе медицинских представителей?
— Я считаю работу медицинских представителей полезной, они при встрече дают нам много новой необходимой информации, но все должно быть в пределах разумного. Сейчас появилась новая форма подачи информации о препаратах посредством слишком навязчивых звонков из колл–центров. Вот это я считаю неприемлемым.

Насколько сложно выжить самостоятельной аптеке?
— Времена сейчас очень непростые, самостоятельным аптекам приходится нелегко, и многие из них уже закрылись. Перед Новым годом у нас тоже появились мысли об этом, но люди приходили к нам и спрашивали, в какие инстанции написать коллективное письмо и попросить, чтобы аптека продолжила работать. В сознании людей мы так и остались государственной аптекой, которой всегда доверяли. Конечно, нам было приятно видеть такую отдачу, и все это дает силы работать дальше.

Но на самом деле нам очень тяжело — оплата аренды, огромные налоги. К сожалению, сейчас нет никакой помощи малому бизнесу, даже такому стабильному и честному, как у нас. Мы выживаем только за счет личного контакта с населением. Но я очень надеюсь, что ситуация изменится.

Аптека будущего. Какой Вы ее видите?
— Мне хотелось бы, чтобы у нас в полную силу заработала страховая медицина. Есть незащищенные слои населения, которым нужна помощь. Очень больно смотреть на пенсионеров, которые приходят в аптеку и отдают последние деньги за лекарства. Им обязательно нужно оказывать помощь. Только все должно быть честно и правильно. И я надеюсь, что так будет. А еще аптека будущего — это точно рассчитанное количество жителей на количество аптек.

Информация предоставлена газетой "Московские аптеки"

Аптека 2024