Никоретте, Микролакс, Тизин
17.01.2025 05:35
18+

Наша цель – приучить народ к здоровому образу жизни

Лекарства – не роскошь, а средство излечения. Даже москвичам трудно было себе представить аптеку «люкс» или «премиум». И когда в декабре 2011 г. такая аптека – первая в Москве и в России – открылась, коллеги и конкуренты утверждали: новый формат – нежизнеспособен.

К сентябрю 2012 г. время доказало обратное. В башне «Федерация» открылась седьмая аптека A.v.e. luxury. А первая – та самая, открывшаяся в декабре – получила премию «Аптека-2012» в номинации «Аптека будущего». Как формат «люкс» нашел себя в фармации, рассказывает «МА» заместитель генерального директора сети A.v.e., руководитель проекта A.v.e. luxury Екатерина Вячеславовна Челомбитько.

Екатерина Вячеславовна, какие цели поставлены перед «аптеками будущего» – и, в частности, перед самой первой из них?

Мы хотим, чтобы люди приходили в нашу аптеку и чувствовали себя защищенными. Такое ощущение, в первую очередь, зависит от персонала и, как ни странно, от ассортимента. У нас нет завышенных цен на лекарственные препараты – мы держим среднюю ценовую политику. Мы не завышаем цены из-за интерьера, ради оформления аптеки. Но у нас есть и то, чего нет в других аптеках. Наша цель – приучить народ к здоровому образу жизни. Не только пить горстями лекарства – но и принимать какие-то хорошие, качественные растительные препараты, биодобавки. Дополнительная специализация – различные европейские и американские новинки (в плане лечебного питания, косметики и т.п.). Часто случается так: человек жил в Европе несколько лет, приехал сюда – и зашел к нам. Осматривается в аптеке – и говорит: очень хорошо, прямо все, к чему я привык там, за границей, здесь продается.

Главное для нас – чтобы люди поняли, что такое здоровье. Чтобы они следили за собой – не потому, что «надо», а потому, что интересно. Чтобы они увлеклись этим. У нас есть свой клуб, члены которого имеют специальные карты, – предъявляя их, можно проходить различные процедуры.

Например?

Все компании, чья продукция представлена у нас в ассортименте, проводят «клиентские дни» для наших посетителей. Это и мастер-классы, и так называемые «кабины красоты». Например, 20 июля в нашей аптеке на Новой Риге проходил мастер-класс по бритью. Очень много процедур связано с женской косметикой.

А еще у нас есть… общение. Не так, как во многих аптеках: спросят, что нужно пациенту, скажут «нате» – и все, те ушли. Здесь с вами будут разговаривать. Побеседовать, узнать о новинках, выпить фруктовый коктейль в фитобаре – все это абсолютно бесплатно и доступно каждому, кто решил посетить нашу аптеку.

Не боятся ли будущие сотрудники дополнительной ответственности за пациента? Как Вы поддерживаете их – и каким образом помогаете осваивать «дополнительную» профессию психолога?

Скорее, наоборот. Очень многие мечтают работать в такой красивой аптеке. Мне кажется, все люди – даже те, кто на словах утверждает обратное – мечтают красиво выглядеть и красиво жить. Попадая в подобную атмосферу, человек «на автомате» начинает чувствовать себя лучше. Морально и психологически. Мы помогаем им в этом.

Поэтому у наших сотрудников очень много тренингов – и учебных, и по навыкам общения. Ведь работать с богатым клиентом не у каждого провизора сразу получится. Руководитель нашей аптечной сети Владимир Важаевич Кинцурашвили открывал в свое время тысячу аптек сети «А5», так что у нас было из кого выбирать профессионалов. И в семи аптеках «люкс» работают лучшие – не побоюсь этого слова.

Они не просто расскажут пациенту про любой продукт в аптеке, а будут с ними «на одной волне». Мы учили их вербальным и невербальным технологиям общения. Например, когда человек заходит, показать взглядом, можно ли ему к вам подойти или нельзя. Все очень индивидуально – и не всегда можно объяснить это словами. Каждый человек должен чувствовать и понимать другого на подсознательном уровне.

Психологические тренинги мы проводим раз в два месяца. Обычные тренинги – раз в неделю: в основном, это знакомство с постоянно обновляемым ассортиментом, обучение продажам косметических марок. Плюс «повторяем пройденное» – напоминаем, чтобы не забывалось.

С чем связано необычное оформление аптеки? Крест на эмблеме… и изображение рыцаря в зале?

Мы постарались оформить все в белых тонах, чтобы людей ничего не отвлекало. Атмосфера располагает к тому выбору, который хочет сделать сам посетитель. Эта аптека – само спокойствие…

Дизайн и необычный крест, на который вы обратили внимание, связаны с древними мальтийскими госпитальерами. Один из них как раз изображен в нашей аптеке. Госпитальеры издревле занимались врачеванием. Они построили самую большую больницу на Мальте – и считаются одними из основоположников современной медицины.

Создавая новую аптечную сеть и выбирая ее концепцию, мы изучали очень много различных историй. Мальтийская история оказалась близка по духу, и мы решили воплотить ее в жизнь. В аптеках очень много зарисовок, связанных с ней. А когда в декабре 2011 г. открывалась наша первая аптека,  у ее входа стояло два огромных ледяных госпитальера.

Лозунг A.v.e. luxuryпровозглашен – научить человека бережно относиться к собственному здоровью. Что делаете для этого?

У нас есть образовательный проект «Академия». Первое мероприятие в его рамках было приурочено к открытию аптеки. Выступал Максим Ливси, создатель проекта «Ферма». Он выращивает и продает так называемую органическую еду. Это пища, которая полезна, – так как выращена естественным путем без всяких примесей и впрыскиваний.

Татьяна Рогаченко, хозяйка салонов красоты, рассказывала, как женщина может – и должна – чувствовать себя красивой в разных условиях.

Человек может попасть в другую «среду обитания» – и не знать, что ему делать, что пить, как ухаживать за своими волосами, лицом и телом. Речь не обязательно о перемене климата, переезде в другую страну, на другой континент. Это могут быть и новые финансовые условия, к которым человек не привык.

Мы прекрасно понимаем, что в девяносто лет не поможет никакая органическая косметика. Но ведь есть же марки, которые произведены знаменитыми пластическими хирургами. С их помощью можно улучшить состояние кожи даже в самом преклонном возрасте!

Еще одно мероприятие было связано с выпуском в Японии презервативов «номер один», также представленных в нашей аптечной сети. Мы воспроизвели легендарное шоу с Еленой Хангой – «Про это». Передачу снимали непосредственно в аптеке.

Как Вы пришли в сеть A.v.e.?

Я руковожу проектом «люкс». Сама аптечник – провизор, кандидат фармацевтических наук. Работала и за первым столом, и региональным директором аптечной сети «А5», которой ранее руководил В.В. Кинцурашвили (по Москве в моем ведении было около 50 аптек). Потом вся наша команда ушла вместе с Владимиром Важаевичем во вновь созданную им аптечную сеть.

В «люкс» меня «бросило» не так давно. С такими людьми, как Владимир Важаевич, работать очень приятно и очень легко. Он человек, который постоянно находится в поиске, постоянный новатор. Из тех, кто не стопорится на какой-то одной вещи и постоянно движется вперед, в ногу со временем. Люкс – одна из его идей.

И в то же время –  это один из современных трендов. То, что люди могут себе позволить, – или стремятся к этому. А стремятся все – или почти все.

Что для Вас главное в профессии? Почему выбрали именно аптеку?

В профессии – все-таки помогать людям. Отдача. Когда была первостольником – и видела, что человек, получив совет, приходит обратно, консультируется у меня, – это было очень важно.

На самом деле я с детства связана с фармацией. Мой папа – доктор наук, завкафедрой фармакогнозии (ранее – завкафедрой ботаники) Пятигорской фармацевтической академии. Можно сказать, что интерес к профессии достался мне по наследству, просто я пошла не в науку, а в коммерческий сектор. Каждому свое – кому-то интереснее в науке, кому-то – в практической деятельности.

Когда писала кандидатскую, тоже выбрала не теорию, а практику. У меня была тема «Сравнительный фармакоэкономический анализ фторхинолонов на территории Ставропольского края». Всех известных препаратов, с первого по четвертое поколение. Какие антибиотики при каких болезнях применяются. Какие чаще, какие реже – и по какой причине.

У меня вообще семья врачебная. Мама – врач, заслуженный стоматолог Ставропольского края, отец – ученый, преподаватель. Старшая сестра тоже окончила фармвуз. Но врачом я становиться не хотела. Моя дорога была в фармацию.

Наверное, во многом благодаря дальнейшему образованию…

Лучше знаний, чем в Пятигорской фармакадемии, не дают больше нигде в России. В академии собраны старые профессора и доктора, которые очень много сделали для российской фармации. Например, по учебнику ботаники, написанному моим отцом, до сих пор учатся студенты всех фармацевтических вузов.

Сейчас, к сожалению, происходит очень серьезная реструктуризация вуза. Пятигорской фармацевтической академии больше не будет. Решение принято на уровне Москвы. Появится очень большой моновуз, где будет сосредоточено много разных специальностей. Присоединяют к Волгоградскому медицинскому университету.

Это, на самом деле, очень обидно. Потому что никто ни от чего не защищен. Потому что страдают кафедры в старинных зданиях Пятигорска. Потому что упадет качество обучения – а оно в Академии очень хорошее. Да, может быть, где-то придерживались старых методов. Но ведь азы фармакологии, азы химии – их нужно уметь преподавать! Это основное! Из Пятигорского фарминститута можно было выйти с любой специальностью – от косметолога до судмедэксперта. Нам преподавали 12 химий – от токсикологической до неорганической и органической. Сильный вуз с сильнейшими профессорами – и что дальше?

Вот так грустно закончилось наше интервью… Аптеки будут и дальше открываться во всем своем разнообразии, но озабоченность руководителя аптечного предприятия за качество фармобразования будущих провизоров, вполне понятна, как и ее боль за преподавателей, составляющих цвет научной общественности, всю душу вкладывающих в своих учеников. Не останется ли после таких реорганизаций только тишина…

Информация предоставлена газетой "Московские аптеки"