Никоретте, Микролакс, Метрогил Дента
27.07.2024 03:20
18+

Надлежащая практика деловых отношений

В скором времени должен увидеть свет доработанный и одобренный участниками фармрынка Кодекс поведения фармацевтических производителей.

Инициатором создания такого документа стал Игорь Артемьев, руководитель Федеральной антимонопольной службы России. Свое предложение он озвучил на ежегодном брифинге Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) в сентябре 2014 г. Именно АЕБ взялась за разработку Кодекса.

Проект Кодекса, подготовленный рабочей группой под эгидой комитета по здравоохранению и фармацевтике Ассоциации европейского бизнеса, был представлен на очередном заседании экспертного совета по развитию конкуренции в социальной сфере и здравоохранении при Федеральной антимонопольной службе России (ФАС России) в мае 2015 г.

На российском рынке уже действует Кодекс добросовестных практик в ритейле и Кодекс автопроизводителей. Теперь настала очередь фармацевтического рынка разработать общие для всех участников прозрачные правила игры.

Руководитель ФАС России Игорь Артемьев, выступая с докладом на тему "Фармацевтический рынок: создание справедливых правил игры на фармацевтическом рынке", отметил, что от работы фармрынка во многом зависит не только состояние наших семей, но и нашего общества в целом. Неудовлетворенность фармрынком выражают все его участники. "Говорить о том, что нам удалось построить в России практику, построенную на лучших примерах, не представляется возможным", — сказал глава ФАС России. Он напомнил об основных проблемах фармацевтического рынка, которые существуют на сегодняшний день. Это недобросовестная конкуренция между производителями лекарств, отказ от конкуренции, экономически необоснованное ценообразование и коррупция. Руководитель антимонопольного ведомства подчеркнул, что "нет необходимости изобретать новую модель, когда можно принять то, что работает для ЕС". Само профессиональное сообщество должно выработать правила лучших практик.

"Работа должна строиться на основе саморегулирования, которое уже хорошо зарекомендовало себя на авторынке", — подчеркнул он, напомнив о Кодексе автопроизводителей.

Российское законодательство прямо не регулирует отдельные аспекты взаимоотношений между производителями лекарственных средств и различными категориями покупателей ЛС, существующие отдельные индустриальные кодексы надлежащих практик регулируют только определенные части деятельности производителей ЛС, а участники рынка стремятся к созданию общих правил взаимодействия на фармрынке. Все это подвигло к созданию Кодекса, основная задача которого — создание условий для разработки и использования внутренних правил в целях саморегулирования фармбизнеса на территории РФ, а также выработка справедливых правил конкурентного взаимодействия на рынке.

ПРАВИЛА, ПОНЯТНЫЕ ВСЕМ

Франк Шауфф, генеральный директор Ассоциации европейского бизнеса (существует в России более 20 лет и объединяет свыше 600 европейских компаний, в т.ч. фармацевтических), представил на заседании экспертного совета проект Кодекса поведения фармацевтических производителей. Работа над Кодексом началась практически сразу после предложения И. Артемьева о создании такого документа.

В рамках комитета по фармацевтике и здравоохранению АЕБ была создана рабочая группа из экспертов, представителей фармкомпаний, юристов. Во время работы над Кодексом состоялось несколько встреч и с представителями ФАС России, и с главами фармкомпаний. "Мы основывались на успешном опыте работы на Кодексом поведения, разработанным для автопроизводителей АЕБ. Это положительный пример того, как производители могут использовать механизм саморегулирования в своей работе и во взаимоотношениях с дистрибуторами, что способствует созданию надлежащей практики деловых отношений", — отметил Ф. Шауфф. Он добавил, что по аналогии с Кодексом автопроизводителей к Кодексу фармпроизводителей может присоединиться любой производитель, даже не являющийся членом АЕБ, независимо от страны происхождения, обязующийся соблюдать правила Кодекса и заинтересованный в добросовестном ведении бизнеса.

Кодекс затрагивает наиболее существенные вопросы взаимоотношений между фармпроизводителями и дистрибуторами (формирование внутренних политик участников, публично доступные и прозрачные правила отбора дистрибутора, работа с неограниченным количеством участников, с партнерами, отобранными в рамках публичного конкурса, коммерческие условия поставки продукции, недопущение завышенных цен, условия оплаты).

В проекте Кодекса отражены такие вопросы, как договорные взаимоотношения производителя с покупателями, приведены категории покупателей, недопущение предоставления недостоверной информации при госрегистрации цен на продукцию, порядок взаимодействия с врачебным сообществом, государственными органами, пациентскими и общественными организациями, мониторинг безопасности продукции, гармонизация инструкций по медицинскому использованию оригинальных лекарственных препаратов и воспроизведенных ЛС (должны соответствовать инструкциям страны-производителя лекарственного препарата) и др.

Одной из главных целей Кодекса поведения фармацевтических производителей Сергей Смирнов, председатель совета директоров ООО "Ново Нордиск" и председатель комитета по фармацевтике и здравоохранению АЕБ, считает минимизацию количества нарушений антимонопольного законодательства представителями фармацевтического сообщества.

"Нам крайне важен конструктивный диалог между индустрией и ФАС. Было много судебных разбирательств между фармкомпаниями и ФАС. Нам всем надо четко понимать правила, по которым мы можем работать, и донести нашу позицию до антимонопольной службы, — сказал С. Смирнов. — Важно использовать уже имеющийся европейский опыт, потому что не стоит изобретать что-то с нуля, а воспользоваться тем, что давно наработано. Важно, чтобы Кодекс не замыкался на членах АЕБ. В реалиях хотелось, чтобы все фармсообщество понимало задачи Кодекса и как можно больше участников рынка подписали бы этот документ, устанавливающий единые правила игры и поведения".

Глава комитета по фармацевтике и здравоохранению АЕБ перечислил основные задачи разработанного Кодекса поведения. Прежде всего, это:

  • описать в документе все те нюансы работы на фармрынке, которые сегодня не учтены в законодательстве (что, собственно, нормально, рынок все время развивается, и новые вопросы и проблемы могут решать саморегулируемые организации в отрасли);
  • учесть прогрессивную международную практику;
  • согласовать с ФАС РФ все правила для участников фармрынка, позволяющие работать без ущерба для развития конкуренции.

"Мы не можем работать с дистрибуторами без определенной системы отбора, которая соответствует нашим разумным и обоснованным требованиям. Наши подходы должны быть понятны не только всем участникам рынка, государственным органам, общественным организациям, но мы хотели бы также получить обратную связь для доработки документа", — подчеркнул С. Смирнов.

Он напомнил, что участники Кодекса поведения — это производители лекарственных средств, включая российские подразделения иностранных компаний, их дочерние филиалы. Кодекс не распространяется на производителей медицинской техники и субстанций. Членство добровольное, не ограничивается только участниками Ассоциации европейского бизнеса. Присоединение к Кодексу будет осуществляться через подписание декларации и размещение информации об этом на сайте компании и АЕБ.

"Мы заинтересованы, чтобы Кодекс был доработан максимально быстро, начал активно работать. Нет смысла его обсуждать слишком долго", — отметил С. Смирнов.

В июле планируется публикация текста Кодекса поведения фармацевтических производителей, а к декабрю 2015 г. он должен уже заработать. Рабочая группа АЕБ будет и в дальнейшем работать над дополнениями в Кодекс из-за меняющейся ситуации на фармрынке, требующей быстрого реагирования. С. Смирнов предположил, что фармпроизводителям, как и автопроизводителям, после разработки собственного Кодекса поведения в отрасли станет проще работать и легче находить общий язык с Федеральной антимонопольной службой России.

Информация предоставлена газетой "Московские аптеки"

Аптека 2024