Никоретте, Микролакс, Метрогил Дента
23.07.2024 16:53
18+

Мизерными деньгами качественной транспортировки не добиться

О построении взаимоотношений с транспортными компаниями и связанными с этой сферой деятельности проблемами российского законодательства рассказала Вероника Галямова, исполнительный директор ЗАО НПК "Катрен".

ЧТО ВХОДИТ В ПОНЯТИЕ "ПЕРЕВОЗКА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ"…

Каждый раз, когда достоянием общественности становится тайно снятое видео о безжалостном отношении отечественных почтовиков к нашим посылкам, мы возмущаемся и ругаем "Почту России" на чем свет стоит. Разве можно бросать с высоты в 2–3 метра коробки с ожидаемой электроникой или еще чем-то хрупким? А как же перемещаются в товаропроводящей цепочке лекарственные препараты? В инструкции к любому лекарству обозначены условия его хранения, но далеко не все инструкции содержат информацию об условиях транспортировки препаратов. И совсем в единичных случаях можно прочесть, какие температурные интервалы допускаются для лекарственного препарата, если что–то пошло не так. В. Галямова напомнила, что колебания температуры на несколько градусов в течение часа для одной вакцины могут быть критичны, а для другой — нет. Само понятие "перевозка лекарственных средств" отнесено к фармацевтической деятельности, но в законе не расшифровано.

Сегодня задачу транспортировки ЛП от производителя до аптеки, куда, собственно, и придет конечный потребитель, решает дистрибутор.

Исполнительный директор компании "Катрен" констатирует, что, несмотря на наличие множества постановлений и законодательных актов, регулирующих деятельность, связанную с перевозками, их все же недостаточно для организации перевозки лекарственных препаратов с методологической точки зрения. В законе описаны минимальные требования к перевозке фармацевтической продукции и отсутствуют схемы принятия грамотных решений в случае выявления отклонений. К тому же, по словам нашего спикера, руководитель предприятия, экономя на затратах по перевозке медикаментов, может не особо тщательно организовать этот процесс, и ему за это ничего не будет.

Подобная ситуация с законодательством в сфере перевозок ЛС вызывает у В. Галямовой опасения, что если будет легализована доставка лекарств на дом покупателю, то "будет открыт ящик Пандоры". Расхлебывать придется добросовестным участникам рынка.

СВОИ СТАНДАРТЫ И ПРАВИЛА

Ведущие дистрибуторы, понимая социальную ответственность и являясь частью товаропроводящей цепочки, создают свои логистические стандарты с учетом российского законодательства и мирового опыта.

Первый фактор — проявление должной осмотрительности. Партнером компании "Катрен" может стать крупная федеральная или региональная транспортная компания. Прежде чем решить, заключать ли договор, компания запрашивает у потенциального перевозчика бухгалтерскую и финансовую отчетность. «Нас интересует финансовая стабильность транспортной компании. Стоимость перевозимых нами грузов крайне существенна, поэтому мы просим перевозчиков иметь страховку рисков ответственности перед компанией "Катрен", — отметила В. Галямова.

Далее за перевозчиком закрепляется маршрут. Каждая транспортная единица проходит процедуру допуска к перевозке: проверяются физические данные машины, год выпуска, дата последнего технического обслуживания, фургон должен быть чистым, без запахов, а температура соответствовать заявленной. Если есть отклонения по любому из этих пунктов, погрузка не начнется. Водители проходят предрейсовый инструктаж.

Компания проявляет осмотрительность и в отношении датчиков температуры. Машины с иммунобиологическими препаратами уходят в рейс с двумя датчиками, один из которых "Термохрон" (миниатюрный, полностью защищенный автономный регистратор, который после задания ему предварительных установок периодически активируется ("просыпается"), измеряет температуру окружающей его среды и сохраняет полученные результаты в собственной энергонезависимой памяти вместе с точной временной меткой отсчета).

Правила приема товара в компании также очень строгие. По словам В. Галямовой, даже небольшие отклонения от требований перевозки приводят к отказу приема ЛП. К таким «небольшим» отклонениям может быть отнесена и разница в температурах воздуха в Москве и Санкт–Петербурге в один градус.

К сожалению, перевозчику в силу разных причин не всегда удается на 100% соответствовать требованиям компании. "Катрен" составляет коммерческий акт о судьбе аварийной партии. "Дадим ли мы ход акту или нет, это другое дело. Можем отправить товар на переконтроль, чтобы убедиться, — ничего страшного не произошло. Можем списать товар и выставить всю сумму перевозчику, но можем допустить к продаже и запросить мнение производителя по этому поводу", — заключила представитель компании–дистрибутора, упомянув, что "в российских законах нет такого понятия, как разрешение производителям давать письменное заключение о дальнейшей судьбе аварийного товара".

По материалам X Всероссийской конференции "Логистика фармацевтического рынка России — Pharmlogic 2014"

Информация предоставлена газетой "Московские аптеки"

Аптека 2024