Специализированные мероприятия:

Университетские субботы

Хирургия

ИнтерШарм осень 2017

Национальный конгресс терапевтов

ФармТех



Медициной довольны те, кто с ней не сталкивается

Медициной довольны те, кто с ней не сталкивается
08 сентября 2015

Здравоохранению вновь поставили «двойку». Качеством медпомощи недоволен каждый второй участник всероссийского опроса, проведенного ВЦИОМ. Россиян спрашивали лишь о том лечении, которое они получали бесплатно по ОМС. Мнение пациентов совпало с мнением специалистов.

Работу главы Минздрава оценили чуть выше, чем состояние медицины – на «тройку с плюсом». 3,24 балла по пятибалльной шкале поставили Веронике Скворцовой наши соотечественники по итогам первого квартала 2015 года. Но вернемся к больницам и поликлиникам.

Как часто ошибаются врачи?

Что такое врачебная ошибка, знают на собственном опыте 4 из 10 наших соотечественников. Вспоминается старая шутка: нет здоровых людей, есть только недообследованные. Полученные социологами 40% могут соответствовать 60–80% в реальной медицинской практике. Тем более что недостаток профессионализма врачей отметили не 40%, а уже 49% опрошенных.

Из-за врачебных ошибок в США гибнет 80 тысяч человек в год. Сколько пациентов становятся инвалидами или «всего-навсего» болеют тяжелее и дольше, статистика не говорит. По расчетам Лиги пациентов, в нашей стране при меньшей численности населения и (по рейтингу, составленному ВОЗ) невысоком уровне качества медпомощи, по вине врачей погибают не менее 50 тысяч пациентов ежегодно.

О правах пациента пациенту неизвестно

Среди жителей нашей страны, пострадавших от неверных диагнозов или невнимательности докторов, в страховую компанию обращался лишь каждый пятый. Кстати, на неэффективность работы страховых компаний, участвующих в системе ОМС, россияне жалуются реже всего. Может быть, потому, что со страховщиком пациент не общается напрямую?

Это можно предположить по ответам россиян на другой вопрос – вопрос о правах пациента. О них хорошо осведомлены лишь 15% наших соотечественников.  54%  сказали, что «имеют представление» о том, что больной на что-то имеет право. Еще 29% честно признались, что совершенно не знают, какими правами обладает заболевший гражданин.

Кстати, 16% обладателей полиса ОМС… никогда в жизни не пользовались этим полисом. Что было этому причиной: высокий уровень доходов и лечение в платной поликлинике – или же отказ от посещения врачей («хозяйством заниматься надо, а не по поликлиникам бегать»), социологи не сообщили.

«Медицина стала лучше», – говорят те, кто не болеет

В 2013–2014 годах «Левада-Центр» по заказу НИУ ВШЭ  собрал мнения о больницах и поликлиниках. «В общем и целом» пациент положительно оценивал изменения в системе медпомощи: в 2014 году 42% участников опроса считали, что лечебные учреждения стали лучше. Противоположную точку зрения высказали лишь 29%. Но… О том, что медицина не улучшается, а скорее, наоборот, чаще сообщают те, кто в прошлом году хотя бы раз обращался к врачу. Пациенты с хроническими заболеваниями настроены менее оптимистично, чем «почти здоровые» посетители поликлиник. 

Выше всего ценят систему здравоохранения… те, кто долгое время с ней не сталкивался.

Хочешь жить – готовь кошелек!

В бесплатную медицинскую помощь мы верим еще меньше, чем в качественную. Не менее 80% наших соотечественников, опрошенных «Левада-Центром», – независимо от социального статуса и материального положения – уверены: если заболеешь, придется платить!  Лечение, которое окажут безвозмездно, будет недостаточным.

Расходы пациентов на медицину растут с каждым годом. Даже в стационарах «дополнительные расходы» оплачивали 25% участников опроса. 47% респондентов, лежавших в больницах, покупали лекарства за свой счет.

Годы проходят, очереди не меняются

Если не считать платности лечения, то с течением времени наше здравоохранение почти не изменяется. Девять лет назад, в 2006 году, ВЦИОМ предложил  россиянам оценить работу поликлиник. Нехваткой врачей и их недостаточным профессионализмом оказались недовольны 52%. 49% отмечали низкое качество лечения. Цифры почти не отличаются от сегодняшних. Как и проблемы.

54% наших соотечественников жаловались социологам на отношение медицинских работников к больным людям. 62% отметили, что пройти диспансеризацию – целое испытание, которое потребует времени, сил и нервов.  68% вспомнили очереди: в регистратуру, на прием к врачу…

По результатам опроса, в 2006 году системой здравоохранения были недовольны 59% россиян. Через год – уже 64%. Еще через несколько лет, в 2012 году, медицину негативно оценивал 61% опрошенных.

Чем выше доход, тем лучше в стационаре

Самым слабым звеном в системе медицинской помощи наш человек считает звено поликлиническое. 41% опрошенных констатируют: факт лечения налицо, а вот улучшения здоровья не происходит! Стационарами россияне довольны гораздо больше. Но среди тех, кто высоко оценил лечение в больницах, 87% – граждане состоятельные. Доплатить за более комфортные условия для них не проблема.

Болеют одним, а «лечат» от другого

Как заметил академик РАМН, директор НИИ пульмонологии Александр Чучалин на Первом Национальном конгрессе терапевтов, в нашей стране «1/3 неверно установленных диагнозов». Другие специалисты горько шутят: диагнозы врачей и патологоанатомов часто не совпадают. Пациентов лечат от одного, а умирают они совсем от другого. Однажды эти слова подтвердили и данные из московских больниц: вскрытие показало, что в 21,6% случаев диагноз, установленный при жизни, был неправильным.

«В среднем по стране патологоанатомическому исследованию подвергаются менее 60% умерших в стационарах, а среди россиян, скончавшихся дома, вскрытие проводится лишь в 10–15% случаев. При этом доля умерших на дому граждан составляет 80%. Расхождения диагноза, поставленного лечащим врачом, с выводами патологоанатомов наблюдаются в 15–20% случаев смерти в медучреждениях. При летальных исходах на дому этот показатель достигает 50–70%», – объясняет член-корреспондент РАМН, директор НИИ морфологии человека РАМН, завкафедрой патологической анатомии Первого МГМУ имени Сеченова Лев Кактурский.

«Последняя цифра просто убивает в прямом и переносном смысле, – с болью говорит президент Лиги пациентов Александр Саверский. – Люди умирают дома, потому что система здравоохранения либо не поставила им правильный диагноз, и они поэтому умерли, либо соврала в диагнозе, чтобы не пугать, либо выпроводила умирать домой, чтобы не портить себе статистику».

Системе медицинской помощи срочно нужна помощь.

Источник: Екатерина Алтайская, журналист

Все статьи и новости АптекаМос >>
Яндекс.Дзен