Промежуточные итоги импортозамещения весьма интересны. Себестоимость отечественных препаратов уже приблизилась к себестоимости зарубежных.
Однако, несмотря на то, что с формального перехода на GMP прошел почти год, ситуация осталась той же, что и 1 января 2014 г. Определения локального продукта до сих пор нет. И к тому же…
Почти 90% ЛС, выпускаемых на территории нашей страны, можно считать иностранными в связи с «импортным» происхождением фармацевтических субстанций. Зарубежные производители, уже успевшие локализоваться, не могут зарегистрировать свои препараты.
Точнее, в теории регистрация «новых российских ЛС» возможна. Однако на практике она оборачивается серьезными убытками.
ЦЕНА ЛОКАЛИЗАЦИИ
Как известно, методика определения предельных отпускных цен на ЛС разделена на две части: одна посвящена назначению цен на российские препараты, другая — назначению цен на импортные лекарства. Если фармпроизводитель локализовался, он должен перерегистрировать свой продукт уже в качестве отечественного лекарственного средства. Цену импортного препарата необходимо вычислять, изучая цены аналогичных иностранных ЛС. Цену отечественного — исходя из цен российских медикаментов, подобных регистрируемому лекарству. Поскольку среди наших препаратов немало совсем дешевых, цена локализованного средства должна существенно уменьшиться. Вместе с ней уменьшается и прибыль производителя, который уже понес существенные расходы на локализацию. По этой причине желающих выпускать безрецептурные ЛС массового спроса на территории нашей страны среди зарубежных фармкомпаний не наблюдается. На российскую почву переходят лишь те, кто производит дорогостоящие препараты. Многие из них ограничиваются фасовкой и упаковкой, считая полный цикл фармпроизводства слишком затратным.
А ЧТО ЖЕ С РЫНКОМ?
Как сообщает генеральный директор компании DSM Group С.А. Шуляк, ситуация на отечественном фармацевтическом рынке весьма скромная.
За 9 месяцев завершающегося 2014 г. рынок вырос в рублях всего на 7,7%. При этом коммерческий сегмент увеличился на 8,6%, продажи парафармацевтики стали больше на 8,3%. Закупки ЛС для стационаров и льготного лекарственного обеспечения — тот самый сегмент рынка, где локализация находится в центре внимания, — подросли в объемах всего на 5,4%.
В упаковках наш фармацевтический рынок падает. В среднем он уменьшился на 5,6%. На 10,8% сократился сегмент льготного лекарственного обеспечения. На 6,5% — коммерческий розничный. Самое значительное уменьшение продаж в упаковках приходится на долю нафтизина, активированного угля и прочих популярных и недорогих препаратов.
Геополитические факторы тоже нельзя сбрасывать со счетов: как только цена нефти опустится ниже 3600 руб. за баррель, отечественный государственный бюджет может не выдержать. Критическая отметка приведена в рублях, поскольку отечественной экономика важна стоимость барреля нефти не в долларах, а в национальной валюте. В январе — августе 2014 г. нефть стоила 3793 руб., в сентябре — ноябре — уже 3682. До границы оставалось меньше ста рублей: сумма, эквивалентная цене нескольких поездок на метро или чашки чая в не самом дорогом ресторане.
ЛОКАЛИЗОВАННЫМ — ЕВРОПЕЙСКОЕ, ЛОКАЛЬНЫМ — КИТАЙСКОЕ
От нехватки фармацевтических производителей отечественный рынок явно не страдает: на нем продают лекарства 540 зарубежных и 600 российских компаний. Зарегистрированных фармпредприятий — еще больше.
При этом зарубежные компании ввозят в нашу страну примерно 11 тыс. тонн субстанций для производства лекарств. У локализованных и локальных производителей в этом отношении свои предпочтения: «Сервье» чаще работает с сырьем из Франции, «Авентис» — с компонентами из Германии, «КРКА» — с субстанциями из Словении, «Фармстандарт» — с веществами из Италии, STADA выбирает фармсубстанции из Японии, большинство отечественных фармпредприятий — материал из Китая.
"Среднеарифметический" выбор локализованного и национального фармпрома вполне понятен. Зарубежные компании чаще работают с сырьем из Европы, отечественные производят лекарства из китайских субстанций. Во многом это связано с тем, что у иностранных производителей решение о покупке компонентов для лекарств принимает штаб-квартира, а сырье для российских предприятий чаще выбирают дистрибуторы. Китайские товары, которые предпочитает поставщик, по умолчанию "предпочитают" и заводы.
КТО ВВОЗИТ СУБСТАНЦИИ?
Среди стран — импортеров субстанций в РФ — Китай, безусловно, является лидером. Но только в натуральном выражении. Если взвесить все зарубежное сырье, поступившее в Россию для изготовления лекарств, 70,5% массы придется на долю продукции из Поднебесной. Однако в денежном рейтинге поставщиков фармсубстанций могучая восточная держава – всего лишь на третьем месте. Интересно, что китайский фармпром часто производит медикаменты не из национальных, а из индийских компонентов.
В первой десятке наиболее значимых в финансовом отношении поставщиков субстанций в нашу страну места распределяются следующим образом: лидирует Франция, за ней следуют Германия, Китай, Италия, Словения, Индия, Испания, Венгрия, Латвия, Япония.
Топ-10 импортеров по весу ввозимых субстанций открывает, естественно, Китай. Далее идут Индия, Германия, Франция, Испания, Нидерланды, США, Италия, Швейцария, Венгрия.
В РУБЛЕВОМ ВЫРАЖЕНИИ НАШ РЫНОК — ИМПОРТНЫЙ, В "УПАКОВОЧНОМ" — НАЦИОНАЛЬНЫЙ
Если анализировать ситуацию по сегментам фармацевтического рынка, то в рублевом выражении выигрывает зарубежный производитель. Его доля в продажах составляет: 78% — в рознице, 73% — в госпитальном секторе, 85% — в льготном. По количеству упаковок побеждает отечественная фарма: 59% — в среднем по рынку, 55% — в рознице, 75% — в госпитальном секторе, 42% — в льготном. На долю топ–20 отечественных фармкомпаний приходится 25% оборота в упаковках и 12% в ценах.
Что касается локализации, то по состоянию на первые 9 месяцев 2014 г. российскими стали всего 7% отечественного фармрынка. И это в денежном выражении.
При некоторых изменениях в сфере госрегулирования — например, если законодатель примет поправку, известную под названием "третий лишний", — доля локализованных производителей может увеличиться. Если компании, находящиеся в группе риска, откажутся локализоваться, они потеряют 13% рынка в рублях и 16% в упаковках. Цифры не столь значительные. Так что глобальный передел отечественного фармацевтического рынка вряд ли состоится в ближайшем будущем.
А ПРЕФЕРЕНЦИИ — СРОЧНО ДИФФЕРЕНЦИРОВАТЬ!
Как шутят представители фармацевтических компаний, если в процессе работы над препаратом таблетку надо принимать уже не дважды в день, а всего один раз в сутки, то полученный результат вполне соотносим с переносом производства на территорию РФ. Однако сама локализация иногда происходит лишь формально: чтобы получить преференции, достаточно открыть в нашей стране завод, где будут фасовать и упаковывать уже готовые лекарства. Профессиональное сообщество давно добивается новой системы поддержки отечественного производителя, зависящей от видов его деятельности. За упаковку и фасовку должно быть одно поощрение, за полный цикл создания ЛС — совершенно другое.
Несмотря на то, что проект, ставящий преференции в зависимость от степени локализации, еще не претворен в жизнь, эксперты отмечают: импортозамещение постепенно становится все менее формальным и декларативным. Пусть и за счет превращения зарубежных производителей в отечественных.
ТАК ЛИ ВАЖНА ЛОКАЛИЗАЦИЯ?
Есть мнение, что проблема локализации производства достаточно сильно "перегрета". Преференции для отечественных производителей имеют значение лишь в одном сегменте фармацевтического рынка — сегменте государственных закупок. Объемы государственной части фармрынка весьма невелики: около 30 миллионов упаковок ЛС в год. Для сравнения, один из известных отечественных заводов в течение года производит примерно 250 миллионов упаковок различных препаратов. Конечно, госзакупки касаются самых тяжелых заболеваний, однако этот сегмент пока что не сможет вместить в себя все фармкомпании, желающие локализоваться.
Еще одна опасность импортозамещения и локализации — погоня за внешними, легко достижимыми показателями. Когда поставлена задача сделать перечень ЖНВЛП на 90% национальным, не всегда ясно, по каким параметрам будут вычислять эти 90%. Возникает соблазн ориентироваться не на количество фармгрупп или упаковок, а на число позиций в списке. Включить в главный лекарственный перечень 90% российских препаратов несложно. К тому же, при этом не обязательно учитывать производственные мощности, и, следовательно, обеспеченность пациентов необходимыми ЛС.
Доступности лекарств мешает не только и не столько дороговизна импортных ЛП. Сегодняшний фармацевтический рынок непрозрачен. Система медицинской статистики фактически не работает. В результате участники цепочки доставки знают о потребностях друг друга достаточно мало. Поэтому 50% отечественного рынка находитсяы на отсрочке платежей. Средняя стоимость взятых в долг финансовых средств в сфере обращения ЛС — 20% годовых. Таким образом, примерно 100 из 500 млрд руб., вращающихся на российском фармрынке, по своей сути являются процентами по кредиту.
Если система лекарственной помощи получит единый стандарт информационного обмена, и путь препаратов к пациенту станет прозрачнее, невостребованных остатков ЛС станет меньше. Это даст участникам фармацевтического рынка возможность снизить цены на лекарства. А финансовые средства, которые сегодняшняя фарма отправляет в банки, можно будет отправить больным людям — путем снижения цен на медикаменты. Чтобы наладить процесс, необходимо примерно 2–3 года.
По материалам круглого стола АРФП в рамках выставки "Аптека 2014"