Никоретте, Микролакс
14.04.2024 02:11
18+


Логистика — площадка для конкуренции

Логистика — площадка для конкуренции фото

Расходы на товарно-транспортную логистику в структуре общих затрат импортеров напрямую связаны с отпускной ценой поступающего на рынок товара. При этом в отношении лекарственных средств, за исключением отдельного списка дорогих препаратов, данный вид затрат составляет значительно большую часть в отпускной цене по сравнению с большинством других категорий товаров.

Яковлев Николай Николаевич
Генеральный директор ООО «ТС Транссервис» (ГК «Протек»)

Данное обстоятельство обусловлено в первую очередь специфичностью товара, который в большинстве случаев требует не только особых условий хранения в соответствии с действующим законодательством, но и особых условий транспортировки. А это, прежде всего, лицензированные аптечные склады и специальный транспорт, обеспечивающий требуемые температурные режимы.

Серьезным дополнительным бременем в структуре самой логистической составляющей общих расходов является таможенно-складская обработка товара. Уже по тому, что термин «таможенно-складская логистика» достаточно прочно закрепился на рынке логистических услуг, можно судить о том, насколько серьезен и затратен данный сегмент в структуре общей логистической цепи товаропродвижения.

Конечно, к логистике «как части экономической науки и области деятельности, предмет которой заключается в организации рационального процесса продвижения товаров от производителя к потребителю, функционирования сферы обращения товаров, управления товарными запасами, создания инфраструктуры продвижения» вопросы организации таможенного оформления имеют весьма и весьма косвенное отношение.

Однако, воспринимая логистику «как взгляд (мировоззрение) на все бизнес-процессы предприятия через призму издержек с целью их оптимизации, контроля и управления ими», а именно так она чаще всего воспринимается в наших условиях, то хождение термина «таможенно-складская логистика» не вызывает серьезных нареканий.

В целом расходы на логистику в процентах от стоимости товара применительно к лекарственным средствам составляют от 3 до 5%.

Всем понятно, что за этими, на первый взгляд небольшими цифрами, стоят огромные суммы, если соотнести их со стоимостью импортируемого товара.

По оценкам отдельных компетентных источников, позиционирующих себя в сегменте специализированных логистических операторов фармацевтического рынка, стоимость доставки лекарственных средств до потребителя составляет до 5% от стоимости товара до Урала и до 8% для районов Дальнего Востока. Это, вероятно, без учета стоимости плеча доставки до таможенного терминала на территории РФ.

Возможно, именно данный финансовый сегмент фармацевтического рынка и обозначит границы площадки, на которой в ближайшей перспективе будет вестись активная конкуренция не только между производителями и дистрибьюторами, но и логистическими операторами.

На обострение конкуренции продолжат оказывать влияние в т.ч. последствия экономического кризиса и усиливающаяся роль государства в ценообразовании лекарственных средств, которые резко ограничили и без того довольно умеренную доходность не только фармацевтических производителей, но и основных дистрибьюторских компаний. Так, например, в отношении крупных дистрибьюторских компаний прибыль в процентном соотношении к реализованному товару приближается к критической и уже не превышает 1,5–2% в среднем от объема, а не десятки процентов, как это представляется отдельным экспертам рынка. По абсолютным значениям выручка сравнима, а порой даже меньше логистических затрат, декларируемых отдельными логистическими операторами как постоянная составляющая в отпускной стоимости товара. В данных условиях повышение эффективности каждого из звеньев логистической цепи товародвижения и оптимизация издержек по продвижению товара к конечному потребителю самым серьезным образом может повлиять на доходность и финансовую устойчивость компаний – импортеров лекарственных средств.

За несколько десятилетий становления фармацевтического рынка сформировались достаточно устойчивые кластеры, объединяющие компании по формам и способам предпродажной подготовки, продвижению своей продукции, территориальной и географической централизации, выбору компаний контрагентов по специфическим компетенциям, напрямую не связанным с основной коммерческой деятельностью.

Как правило, это компании, оказывающие услуги широкому кругу импортеров в наиболее сложных сегментах общественных и производственных отношений, регулируемых, в основном, действующим в РФ законодательством, а не рыночными отношениями. Это, прежде всего, область таможенного регулирования и смежных с ним областей, попадающих под юрисдикцию контроля и нормативного регулирования таких ведущих министерств, как Минздравсоцразвития РФ, Минэкономразвития РФ, Минпромторг, ряда федеральных ведомств, таких как Росздравнадзор, Федеральная таможенная служба и т.д.

Учитывая сложность, многообразие и динамику трансформаций действующей в РФ нормативной базы, регулирующей как внешнеэкономическую деятельность, так и область обращения лекарственных средств, такой подход вполне оправдан и избавляет большинство импортеров от отвлечения ресурсов на создание собственных производственных механизмов обеспечения основного бизнеса.

Только наиболее крупные компании, а таких на рынке единицы, если не в полной мере, то в большей части самостоятельно решают вопросы обеспечения бизнеса, опираясь на свои собственные ресурсы. Это, прежде всего, национальные дистрибьюторы, имеющие в своем распоряжении развитую логистическую инфраструктуру, серьезные компетенции в смежных областях, значительный практический опыт работы с федеральными и региональными органами власти.

Оценивая деятельность этих компаний сквозь призму зарубежного опыта, можно сказать, что данные компании, по сути, являются логистическими операторами, с одной лишь существенной разницей от аналогичных зарубежных компаний. Разница заключается в том, что такого рода логистические операторы пока, в основном, работают с товаром, который является его собственностью, и логистические расходы для них не являются компенсируемыми затратами, как это бывает для чисто логистических компаний. Логистические операции с товаром не рассматриваются ими как источник дохода и, понимая, что, в отличие от чисто логистических компаний, бремя логистических расходов напрямую отражается на их финансовой деятельности. Такие компании делают все возможное для их минимизации. Именно данное обстоятельство и создает объективные предпосылки к постоянному стимулированию процессов модернизации и оптимизации имеющихся в их распоряжении технологий с целью повышения их эффективности при минимуме затрат. В первую очередь это достигается за счет создания максимально интегрированных в действующие бизнес-процессы инновационных информационных технологий. Информационные системы, объединяющие сложные логистические инфраструктуры таких операторов в единый механизм направленного действия, дают возможность развития и дальнейшего распространения интеграционных процессов, выходя за рамки одной компании или холдинга.

Подтверждением может служить пример использования информационной системы учета, обеспечивающей функционирование склада временного хранения ячеечного типа, деятельность которого организована на таможенно-складском терминале «ТСТ Транссервис». Его эффективная деятельность базируется, прежде всего, на информационной системе, под управлением которой организованы процессы продвижения товарных потоков ведущего национального дистрибьютора «ЦВ Протек». Степень совершенства продукта позволила не только интегрировать ее в специфическую деятельность склада временного хранения, жестко регламентированную таможенным законодательством, но и предложить ее к использованию непосредственно таможенным органам на всех этапах таможенного контроля. В настоящее время сотрудники таможенного органа оформления, под контролем которого осуществляется деятельность склада временного хранения, через специально организованные интерфейсы допущены к общей информационной системе в части, их касающейся. Данный факт информационной прозрачности сам по себе в значительной мере повышает степень доверия со стороны таможенных органов, снижает напряженность отношений, создает условия развития конструктивных отношений во внешнем окружении.

Потенциальные возможности данной информационной системы далеко не исчерпаны. Заложенный в ней принцип электронного взаимодействия с контрагентами (клиентами) позволяет в перспективе значительно расширить область ее практического применения как с учетом прогнозируемых изменений, вызванных реализацией федеральных программ, регулирования внешней экономической деятельности, так и потребности рынка в принципиально новых логистических продуктах.

Крупномасштабные изменения в таможенном законодательстве, произошедшие за последний год, породили цепную реакцию всевозможных инициатив федеральных ведомств по модернизации механизмов таможенного контроля. Так, к началу 2011 г. должен быть осуществлен переход на электронную форму декларирования и реализован механизм предварительного информирования таможенных органов на границе по фактам поступления импортных грузов.

Избежать серьезных проблем, вызванных необоснованными задержками транспорта на границе и формированием электронных документов при таможенном декларировании, можно только при условии масштабной формализации (форматизации) взаимодействия участников отношений в рамках одной информационной системы.

Наглядно продемонстрировать это позволит использование действующей информационной системы, где уже заложен принцип формализованного уведомления получателя об отгрузке товара.

Вся информация о планируемой поставке в формализованном виде направляется получателю товара, предварительно пройдя ряд согласований и корректировок, при этом все итерации и изменения фиксируются в информационной системе до получения окончательно согласованного варианта. Окончательно согласованный вариант поставки автоматически в формализованном виде направляется в пограничные органы, где планируется осуществить ввоз товара на территорию РФ.

Информация о товаре, предварительно занесенная в информационную систему, будет использоваться как на этапе помещения товара на склады временного хранения, так и на этапе его декларирования, а доступ к этой информации таможенных органов снимет дополнительные риски, связанные с таможенным контролем, в т.ч. с необходимостью проведения таможенного досмотра.

Еще одним важным аспектом в пользу предлагаемой к использованию информационной системы является тот факт, что информация по всем этапам продвижения товара от его отгрузки производителем (поставщиком) до поступления в аптечную сеть может быть доступна потребителю этой информации в онлайн-режиме вне зависимости от региона нахождения товара и получателя информации.

Сегодня информационная система обеспечивает всю товаропроводящую цепочку национального дистрибьютора «ЦВ Протек», включая филиалы, региональные логистические центры и частично используется в интересах крупных фармацевтических компаний на этапах предпродажной подготовки.

Информационная система обеспечивает контроль не только за движением товара к потребителю, но и обеспечивает возможность организации возвратов, серийного учета, учета сроков годности, обеспечивает привязку к конкретному товару комплекта необходимой документации.

Действующая информационная система в решении задач давно перешагнула первоначально обозначенный порог – обеспечение товарного и финансового учета, став реальным инструментом развития логистики предприятий. Объективным, исходя из динамики развития, явился процесс выделения логистической составляющей в отдельное направление бизнеса с передачей ему основных производительных мощностей и компетенций.

По материалам конференции «ФармЛогистика-2010», 29.10.10.

Информация предоставлена газетой "Московские аптеки"