Лекарственное обеспечение является одним из ключевых звеньев эффективного функционирования здравоохранения, поскольку оказание лекарственной помощи практически при лечении всех видов заболеваний составляет до 95% врачебных назначений.
Новикова Юлия Николаевна
Зам. начальника управления фармации Департамента здравоохранения города Москвы
Лекарственное обеспечение жителей столицы осуществляется по трем основным направлениям: обеспечение жителей ЛС и изделиями медицинского назначения через аптечные учреждения; обеспечение отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной и социальной помощи врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой; обеспечение лекарственной помощи в стационарах города.
Аптечная сеть города Москвы по состоянию на 1 октября 2008 г. включает в себя 1715 аптечных учреждений, осуществляющих розничную торговлю: это аптеки, аптечные пункты, аптечные киоски; 942 организации оптовой торговли лекарственными средствами; 269 аптек ЛПУ и 244 аптечных пункта уполномоченных организаций, осуществляющих отпуск ЛС по программе ОНЛС отдельных категорий граждан. В городе функционирует около 20 крупных аптечных сетей, самая большая – это ГУП «Столичные аптеки», в число крупнейших также входят ООО «Ригла», ЗАО «Аптеки 36,6», ЗАО «Самсон-Фарма», «Чудо-доктор» и др. Государственная сеть в городе начитывает 265 аптечных учреждений, включая аптеки, аптечные пункты, аптечные киоски, а также 3 складских комплекса. В отличие от коммерческих сетей, в государственных аптеках сохранены все социальные функции по обеспечению москвичей необходимыми лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения. В 75 аптеках отпускаются наркотические средства и психотропные вещества; в 82, расположенных во всех административных округах г. Москвы, функционируют рецептурно-производственные отделы. Среднемесячное количество экстемпоральных лекарств составляет 72 тыс. лекарственных форм, 85 аптек участвуют в программе ОНЛС, отпуская по льготным рецептам этиловый спирт, наркотические ЛС и психотропные вещества, дорогостоящие ЛС и ИМН.
Аптечные учреждения, участвующие в программе ОНЛС, как правило, расположены в непосредственной близости к ЛПУ, в которых производится выписка рецептов этим больным. Государственные аптеки наряду с коммерческими аптечными учреждениями участвуют в социальной программе московского правительства по поддержанию социально необеспеченных слоев населения путем предоставления скидок при предъявлении «Социальной карты москвича».
В 83 аптечных подразделениях ГУП «Столичные аптеки» производится отпуск лекарств беременным женщинам за счет средств родовых сертификатов. В этом случае на средства федерального бюджета отпускаются в основном витаминные препараты, включенные в Перечень жизненно важных ЛС. Для реализации этой программы Департамент здравоохранения заключил договоры со 128 лечебно-профилактическими учреждениями по родовспоможению. Сумма отпущенных медикаментов составляет ежемесячно 3 млн руб.
Государственные аптеки осуществляют также отпуск населению кислорода, вакцин и сывороток, медицинских пиявок, обеспечивают лекарствами ЛПУ. В каждом административном округе работают аптеки с удлиненным и круглосуточным графиком работы.
В связи с развитием рыночных отношений и проводимыми реформами в сфере здравоохранения по-прежнему является актуальной проблема экономической доступности лекарственной помощи населению. Для этого из средств городского и федерального бюджета обеспечивается бесплатный отпуск ЛС и ИМН льготным категориям граждан. В 2008 году в соответствии с федеральными нормативными актами лекарственное обеспечение граждан, имеющих право на государственную социальную помощь, осуществляется по двум направлениям.
Первое – обеспечение ЛС по 7 высокозатратным нозологиям за счет средств из федерального бюджета. Общее количество граждан, имеющих право на эту помощь, в городе составляет 6340 человек. Выписка ЛС производится специализированными медицинскими центрами, а их отпуск осуществляется через утвержденные приказом Департамента здравоохранения аптечные учреждения ГУП «Столичные аптеки». При этом следует отметить, что выделенное из средств федерального бюджета финансирование в размере 3,7 млрд руб. в полном объеме не позволило удовлетворить реальную потребность в обеспечении больных гемофилией, рассеянным склерозом, а также граждан, нуждающихся в трансплантации тканей и органов. Поэтому правительством Москвы было принято решение определить дополнительное финансирования больных данных категорий.
Второе направление – обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, в том числе изделиями медицинского назначения за счет регионального бюджета и субвенций из федерального бюджета. Следует отметить, что москвичи не разделены на федеральных и региональных льготников. Их обеспечение осуществляется по единым стандартам медицинской помощи при лечении основных заболеваний в полном объеме.
По состоянию на 1 октября 2008 года число граждан, нуждающихся и имеющих право на обеспечение необходимыми ЛС, составляет 1 млн 4 тыс. 176 человек. Общая сумма выделенного финансирования в 2008 году составила 9,5 млрд руб.; в т.ч. из средств федерального бюджета выделено более 4,5 млрд руб., из средств регионального бюджета – около 5 млрд руб.
В Москве выписка ЛС и ИМН для лекарственного обеспечения льготных категорий граждан осуществляется в 558 ЛПУ более чем двадцатью тысячами врачей. Отпуск ЛС по льготным рецептам производится в 244 аптечных пунктах при амбулаторных и клинических учреждениях и в 104 аптеках.
Аптечные учреждения полностью оснащены компьютерным оборудованием для информационной поддержки Программы государственного льготного лекарственного обеспечения. В каждом аптечном пункте имеется и поддерживается резерв для инвалидов и участников ВОВ, при необходимости выписка всех ЛС для инвалидов и участников войны осуществляется единовременно на курс лечения до двух месяцев, согласно индивидуальному плану лечебно-оздоровительных мероприятий.
В городе также действует Единая информационная система, которая дает возможность в полном объеме получать информацию о ходе лекарственного обеспечения и осуществлять должный контроль. При этом хочется отметить, что для Москвы установлена самая минимальная торговая надбавка при формировании цен на ЛС, отпускаемых по льготным и бесплатным рецептам. Она составляет 20%, данная надбавка является оптово-розничной, в нее включены все расходные операции по доведению ЛС от производителя до потребителя. В Московской области торговая надбавка составляет 33%, а в Санкт-Петербурге – 32%.
В целях сохранения достигнутого уровня лекарственного обеспечения жителей Москвы, распоряжением правительства города от 10 августа 2005 г. No1506 были учтены все категории, имеющие право на оказание мер социальной поддержки. Одновременно правительством Москвы были взяты на себя обязательства по возмещению затрат на производство и изготовление ЛС, выпущенных вне федерального перечня, а также за изделия медицинского назначения. В 2007 г. стоимость возмещения составила более 1 млрд руб., в I полугодии 2008 г. сумма возмещения составила 408,8 млн руб.
Хочется отметить, что правительством Москвы уделяется большое внимание социальной поддержке детей и беременных женщин. Так, в городе за счет регионального бюджета осуществляется бесплатное лекарственное обеспечение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из многодетных семей в возрасте до 18 лет.
А в 2008 году в соответствии с распоряжением правительства Москвы от 5 сентября 2008 г. беременные получают все необходимые ЛС бесплатно в рамках утвержденных стандартов лечения. Порядок выписки и утверждения ЛС беременным утвержден приказом Департамента города Москвы от 6 октября 2008 г. No748, в соответствии с которым выписка и отпуск необходимых ЛС беременным женщинам осуществляется в порядке, утвержденном для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи. При этом выписка дорогостоящих ЛС по рекомендации главного акушера-гинеколога Департамента здравоохранения Москвы производится в женских консультациях административных округов, а их отпуск – в ближайших аптеках ГУП «Столичные аптеки».
Осуществляется постоянный контроль за полнотой обеспечения граждан льготных категорий лекарственными средствами. Для оперативного решения вопросов, связанных с лекарственным обеспечением, в Департаменте работают две «горячие линии». Одна занимается решением вопросов, связанных с выпиской льготных препаратов, и другая – в управлении фармации – решает вопросы по обеспечению населения лекарствами уже по выписанным рецептам. В день на «горячую линию» поступает в среднем от 140 до 200 обращений. Каждое обращение рассматривается в индивидуальном порядке, принимаются меры по незамедлительному решению вопросов, при необходимости по изложенным фактам специалистами проводятся контрольные мероприятия с выездом в ЛПУ и аптечные пункты.
Контроль за организацией обеспечения отдельных категорий граждан также осуществляется в плановом порядке. Проводятся еженедельные, ежемесячные и ежеквартальные мониторинги по отдельным вопросам, таким, как наличие дефектуры, количество рецептов, находящихся на срочном обеспечении и т.п. За истекший период 2008 года проведено 138 контрольных мероприятий, в т.ч. с участием сотрудников прокуратуры и управления Росздравнадзора по Москве и Московской области.
Для эффективной деятельности здравоохранения г. Москвы не менее важной была и остается деятельность ЛПУ. Для обеспечения лечебного процесса в стационарах города необходимо наличие достаточного количества современных эффективных ЛС. Лекарственное обеспечение ЛПУ в городе осуществляется по трем направлениям. Первое – обеспечение лекарственными препаратами приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в рамках федеральных программ за счет средств федерального бюджета. Департаментом здравоохранения города Москвы разработан комплекс мероприятий по реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения. Фармацевтический аспект выполняется, в частности, по блокам: профилактика гепатитов и лечение больных ВИЧ; иммунизация населения в рамках национального календаря прививок, а также гриппа; разработаны и применяются неотложные меры по борьбе с туберкулезом, сахарным диабетом; действует программа профилактики и лечения туберкулеза и СПИДа.
В рамках указанных программ Департаментом здравоохранения в 2007 г. получено лекарственных препаратов на общую сумму 545 млн руб., за 9 месяцев 2008 г. – 547 млн руб.
Второе направление – обеспечение специфическими лекарственными препаратами за счет бюджетных средств Департамента здравоохранения по заявкам ЛПУ. Лекарственные препараты закупаются на конкурсной основе по заявкам стационарных ЛПУ, процесс согласовывается с главными внештатными специалистами Департамента соответствующего профиля, а также по заявкам главных специалистов. Порядок проведения заявочной кампании и формирование плана-графика для размещения заказа определяется ежегодно распоряжением Департамента здравоохранения. Дорогостоящая номенклатура ЛС для ЛПУ просматривается на заседании комиссии и утверждается ежегодно приказом Департамента здравоохранения. Порядок осуществления контроля за использованием средств государственных контрактов определен Распоряжением Департамента здравоохранения от 31 августа 2008 года No856. За счет бюджетных средств в 2007 г. Департаментом здравоохранения закуплены специфические лекарственные препараты для оказания медицинской помощи стационарам на сумму 2,3 млрд руб., в 2008 г. – 2,7 млрд руб., и в 2009 г. эта цифра составит 3,2 млрд руб. Увеличение расходов связано с ростом потребности в специфических лекарственных средствах, а также с введением в число стационарных лекарств новых форм.
И третье направление – обеспечение лекарственными препаратами за счет денежных средств ЛПУ и средств обязательного медицинского страхования или средств административных округов и ЛПУ окружного подчинения.
Приказом Департамента здравоохранения от 27 июля 2007 г. No335 в управление ЛПУ переданы функции государственного заказчика при проведении закупок по ряду товаров, работ и услуг. На основании указанных приказов в управлениях административных округов и ЛПУ городского подчинения созданы комиссии для проведения закупок по котировкам С. В целях осуществления контроля за организацией закупок в ЛПУ в соответствии с планом проверочных мероприятий управление фармации совместно со специалистами управления организации медицинской помощи Департамента, организационно-методическими отделами, главными внештатными специалистами Департамента здравоохранения, специалистами Центра медицинской инспекции, проводятся проверки по вопросам организации закупочной деятельности, соблюдения фармацевтического порядка, целесообразности назначений и использования ЛС.
И в заключение хочется отметить, что в целях повышения доступности ЛС для москвичей правительством Москвы внесены изменения в проведение оптовых розничных надбавок на ЛС, вошедших в Перечень ЖВНЛС. Так, например, установлена торговая надбавка для поставки ЛС в ЛПУ – 15%. Ранее для ЛПУ, не имеющих в своей структуре аптеки, суммарная торговая надбавка могла достигать 50%. Предельная оптовая наценка в стоимости ЛС российского производства по-прежнему составляет 15%. Если же производитель – иностранное предприятие, то надбавка, включая таможенные пошлины и сборы, теперь составит 20% (на 5% ниже, чем было).
Таким образом, политика правительства Москвы, проводимая в социальной сфере, в т.ч. и в сфере лекарственного обеспечения жителей столицы, является реальным подтверждением возможности государства коренным образом повысить качество жизни наших граждан на основе системы широких социальных гарантий.
По материалам конференции «День города» в рамках выставки «Аптека-2008»