Никоретте, Микролакс, Метрогил Дента
22.10.2024 17:37
18+

Кому нужны конференции?

Сегодня конференции, посвященные тем или иным вопросам фармацевтического рынка, проводятся достаточно регулярно. Однако организаторы подобных мероприятий все чаще начинают задаваться вопросом: что нужно изменить и в какую именно сторону, чтобы абсолютно любая конференция вне зависимости от масштабности и глобальности обсуждаемых на ней вопросов была проведена надлежащим образом.

В начале июня Российской ассоциацией фармацевтического маркетинга (РАФМ) было организовано и проведено заседание, на которое были приглашены представители фармацевтических компаний, аналитических агентств, а также средства массовой информации. На повестку дня был поставлен следующий вопрос: «Кому нужны конференции на фармрынке? Портрет идеальной конференции – существует ли такая?»

Фельдман Олег Петрович
Генеральный директор компании «Комкон-Фарма»

Несомненно, конференции – это не «пустые» мероприятия, цели проведения их не должны быть размыты и непонятны большинству присутствующих на них людей. Необходимо все возможное сделать для того, чтобы их проведение проходило надлежащим образом. Однако после проведения большинства из них остается некий осадок, а затем возникает вполне резонный вопрос: стоило ли вообще на начальном этапе тратить силы, энергию и деньги, или же фармацевтический рынок как таковой вполне может обойтись без событий такого рода. Чтобы получить более-менее вразумительные ответы на поставленные вопросы, необходимо, как минимум, после проведения каждой конференции получать обратную связь. Недовольных каким-либо аспектом проведения и содержания мероприятия остается предостаточно, но когда начинается процесс обсуждения – что же, собственно, нужно сделать для того, чтобы конференции стали лучше, интереснее, а, главное, полезнее, активно выразить свою точку зрения оказывается не так уж и много. Мы совершенно четко отдает себя отчет, что проведение конференций – это, прежде всего, бизнес, которым занимается много компаний. Причем по всей сути бизнес этот, действительно, очень привлекательный с финансовой точки зрения, потому как мы наблюдаем постоянный рост компаний, которые выходят на фармацевтический рынок с предложениями такого рода.

Хватает ли нам коммуникаций между участниками рынка для того, чтобы не только составлять собственное впечатление о процессах, происходящих на фармрынке, хотя часть из них не всегда однозначно интерпретируемая, но и конкретно для создания определенных площадок для обсуждения всех актуальных вопросов. По сути, конференции являются одной из таких площадок, причем вполне доступной с позиции организации и привлечения заинтересованных лиц. То есть, иными словами, конференции в рамках современного бизнеса неизбежны. Однако так можно говорить только в том случае, если относиться к процессу поверхностно и формально. И совершенно другая задача встает перед нами, организаторами конференций, если подходить к процессу подготовки и организации подобных мероприятий более вдумчиво и глубоко. В этом случае невозможно рассматривать конференцию исключительно как бизнес-событие, на которое, буквально, сосланы под давлением внешних сил и обстоятельств люди, которым, откровенно говоря, находиться на нем скучно и абсолютно неинтересно. Ситуация кардинальным образом должна поменяться – на конференции, прежде всего, должен происходить реальный обмен опытом, знаниями и навыками, но и всем активным участникам и присутствующим лицам в качестве слушателей должно быть интересно. Организаторам конференций в фармацевтической области следует обратить на это пристальное внимание, поскольку на сегодняшний день роль событий такого рода в развитии бизнес-процессов отнюдь не самая последняя.

Совершенно очевидно, что организовать конференцию и даже ее провести – это всего лишь часть глобальной задачи, хотя если рассматривать данный вопрос исключительно с профессиональной позиции, то и они требуют максимального вложения энергетических и умственных затрат. Немаловажны такие аспекты, как заинтересованность, а также активность в обсуждениях и высказывании мнений со стороны участников.

Что же может определить интерес к конференции:

  • Актуальность обсуждений (в особенности, различные регуляторные вопросы, вопросы ритейла и дистрибуции, юридические, маркетинга и патентования).
  • Спектр и глубина обсуждаемых тем.
  • Получение информации, обмен опытом, в т.ч. и с западными участниками, относительно неких тенденций, только формирующихся на российском рынке.
  • Детализация конференции (обсуждаются только вопросы, касающиеся какой-то одной проблемы).
  • Интерес как таковой: интересная программа, интересные докладчики, возможность конструктивного диалога.
  • Место проведения способно в некоторой степени усилить интерес со стороны потенциальных участников.

Далеко не каждая компания, даже та, что готова тратить достаточно крупные суммы денег на развитие бизнеса, рассматривает такое мероприятие, как конференция, в качестве полезной и важной для сотрудника, являющегося специалистом в той или иной области. И, соответственно, оплата участия в конференции не всем представляется возможной, поскольку многие просто смысла не видят в этом. Это происходит по причине нечеткого понимания задач конференций того или иного сектора фармрынка.

Нужны ли конференции сегодняшним компаниям и для чего конкретно?

  • Участие в специализированных тематических конференциях может привести к более глубокому и конкретному пониманию общей ситуации на рынке. Дело в том, что у большинства менеджеров фармкомпаний в связи с огромным количеством рутинных задач формируется определенная зашоренность взглядов. Проявляется это в том, что специалисты начинают смотреть на мир исключительно глазами своей компании, и то, что происходит где-то еще, они не замечают.
  • Понимание неких трендов. Тренды могут быть самыми разными – связанные с тем, что происходит на рынке, тренды, касающиеся неких экономических «организмов».
  • Публичная деятельность конкурентов дает возможность фиксировать и анализировать некие тенденции, происходящие на рынке, при этом при правильном понимании того, насколько этому можно доверять.

Обмен опытом, в который в качестве не менее важного подпункта можно отнести и обмен, который можно назвать «тревога». Мы все видим, что некоторые явления на фармрынке претерпевают изменения, понимание которых не всегда возможно без вмешательства сторонних лиц. Иными словами, возникающие сомнения нужно подтвердить или опровергнуть, что зачастую возможно лишь при участии таких же участников рынка. Конференция как мероприятие, предполагающее участие сразу большого количества специалистов одной области, может в значительной мере поспособствовать верному истолкованию тех или иных предположений по поводу конкретных событий.

Безусловно, со временем процесс подготовки и проведения конференций меняется, как в плане дизайна, так и в плане формата проведения. На это, безусловно, нужно обратить особое внимание, поскольку изменения, например, связанные с привлечением новых участников к активному диалогу, могут значительно улучшить само мероприятие в целом, вызвав при этом интерес у многих людей, кто до определенного момента не был склонен к высказываниям и обсуждениям. Роль представителей фармрынка, которые чаще всего выступают в роли привлеченных участников (причем иногда не по собственной инициативе, а исключительно по настоянию руководства или каких-то сторонних лиц они принимают участие в мероприятиях такого рода), в действительности, более глобальная, чем это может казаться на первый взгляд. Всегда проще сказать, что «нам это не понравилось», но нужно вложить некую долю ответственности, чтобы высказать свое личное мнение насчет того что конкретно нужно изменить для улучшения качества проведения конференций. Именно по этой причине многие организаторы, чьи цели и задачи не ограничиваются исключительно материальной прибылью от проведенных мероприятий, пытаются получить обратную связь от докладчиков и участников конференции. Для этого используются анкеты, которые всем присутствующим предлагается заполнить, – вопросы в них достаточно стандартные: что понравилось, что было интересным и, наоборот, скучным и неактуальным. Одним словом, любые формы сбора информации в данном случае важны, лишь бы в конечном итоге вырисовывались пути дальнейшего развития и позитивного улучшения процессов подготовки и проведения аналогичных конференций. Крайне не хотелось бы, чтобы о них и дальше распространялось мнение, как о бесполезной и пустой трате времени. В наших силах, в силах людей, заинтересованных в процессах и явлениях, происходящих на фармрынке сегодня, в корне изменить отношение к конференциям. Они, действительно, могут быть полезны как узким специалистам конкретных областей, так и менеджерам, чья компетенция значительно шире.

По материалам заседания РАФМ

Информация предоставлена газетой "Московские аптеки"