Специализированные мероприятия:

Кем быть, каким быть? О профориентации для старшеклассника

Кем быть, каким быть? О профориентации для старшеклассника
09 ноября 2017

После начала учебного года и до окончания зимы во всех регионах страны проходят семинары, выставки по профориентации школьников. Большее внимание, конечно, уделяется выпускникам.

Мы все глядим в Наполеоны

Как показала жизнь, профориентация защищает молодежь от ошибки в выборе профессии. Ведь около 10% студентов ежегодно покидает стены вузов. Кто-то отчисляется по неуспеваемости, кто-то сам принимает решение уйти – скучно учиться, не так представлял свою дальнейшую судьбу.
Заранее узнать специфику будущего труда? Этим озадачиваются единицы. Большинство же действует по принципу Наполеона: "ввяжемся, а там посмотрим". Но "смотрины" разочаровывают – профессия оказывается невостребованной или конкуренция – слишком большой. А "работать локтями", расталкивая соперников дабы устроиться на вакансию, сможет не каждый.
О том, какие профессиональные качества необходимы для конкретной специальности, школьники не задумываются. Они считают, что любая профессия по плечу.
Но потом выясняется, что выбранная работа – это как высшая математика для пятиклассника. Сплошной бурелом и колдобины. И идти неудобно, и бросить жалко.
По этой причине около 60% выпускников до последнего экзамена не могут определиться с выбором. А затем в спешке решают, куда подать документы. Чаще всего ориентируясь на престижность, а иногда – и на псевдопрестижность. А некоторым вообще все равно куда идти... Настолько школьники инфантильны.

О сложности выбора

Самая большая ответственность и "головная боль" ложится, естественно, на родителей. Которые не только должны получить всю информацию о мире профессий, но еще учесть способности чада, его уверенность в себе и подготовленность к учебе.
Поэтому профориентация – важнейший этап в жизни всей семьи, а не только школьника.
При многообразии специальностей – их более 7000 – из года в год наибольшей популярностью пользуются юристы, экономисты, социологи, психологи. И если на программистов, несмотря на их обилие, пока спрос сохраняется, то юристов и социологов – перепроизводство. Многие не могут устроиться по специальности и идут работать промоутерами и курьерами после окончания вуза.
Только в нескольких специальностях остается гарантированное распределение, в основном это факультеты, близкие Газпрому. И решать свою дальнейшую судьбу студиозусу придется самостоятельно во время учебы. Иначе по окончании университета можно остаться с "корочками", но никому не нужным специалистом.

Некоторые родители мотивируют детей выучиться на юриста, чтобы затем стать судьей и получать большие деньги. Но ребенку никто не рассказывает, что судьи работают по 15 часов и без выходных. А до того, как начать вершить правосудие в мировом суде, нужно несколько лет проработать секретарем с зарплатой в 10 000 рублей, без выходных, с ненормированным рабочим днем. И хорошо, если будет рядом понимающий и обеспечивающий материально человек.

В адвокатуру устроиться сложно, к тому же, из-за кризиса адвокаты в полном смысле слова ищут клиентов.
Можно, конечно, работать вольным юристом, но доверие к этой категории у населения упало. Много мошенников, непрофессионалов, стремящихся обобрать человека, а не решить его проблему.

Да и психологи в последние годы обеднели, даже высококлассные специалисты ощутили дыхание бедности.
Поэтому к выбору профессии необходимо подойти интуитивно, но с четким осознанием будущей профессии. То есть совместить несочетаемое.

О правилах игры

Многие школы во время учебы стараются "сориентировать" ученика. И профориентация включена в учебный процесс. Школьникам объясняют специфику профессий, обращают внимание на их собственные возможности. В некоторых школах объясняют, как влиться в коллектив.

Но даже этого недостаточно для будущей работы. Рынок диктует свои условия, свои правила игры. Часто выпускник к ним не готов. Школьник переоценивает свои возможности и способности, его выбор профессии поэтому неправилен, к сожалению.
Даже любимый предмет не является гарантией правильного выбора.

СМИ и кинофильмы чаще всего искажают специфику специальности. Поэтому вместо героической работы оперативника молодые специалисты сталкиваются с канцелярщиной и "грязью". А за этим следует разочарование, эмоциональное выгорание, депрессия. Со всем этим набором приходится бороться родным.

Потому-то профориентация молодежи является государственной проблемой, которую самостоятельно решают близкие выпускника.

Многие победители олимпиад пользуются своими льготами, часто это – правильный выбор. Интересы и способности школьника «примагничивают» нужную профессию. Но это скорее исключение из правил.
Семья и школа пытаются сделать все возможное для правильной профориентации школьника. Школьные психологи создают "портфолио", где отмечают возможности, увлечения, склонности, успехи ученика. Таким образом изучается профессиональная пригодность выпускника. На основании которой грамотные психологи предлагают несколько подходящих специальностей. Таким образом, ученик осознанно выбирает то, что нравится ему, востребовано на рынке, уважаемо в социуме.

Геометрия выбора

Профориентацию принято рисовать в виде равностороннего треугольника, где основание – психологические особенности ребенка (хочу), боковые грани – знания (могу) и рыночный спрос (надо). Все, что находится внутри фигуры, – подходящие специальности, которых, как правило, несколько. Например, любители биологии могут стать биохимиками, биофизиками, цитологами, гистологами, физиологами, генетиками, микробиологами и еще много других профессий.
Любители русского языка – не только учителями русского и литературы, но и лингвистами, журналистами…
Самое главное в данном вопросе – оценить свои способности и потребности здраво и честно. Для этого и нужны профессиональные психологи-консультанты, которые помогут построить индивидуальную образовательную траекторию. Помогут направить вектор в нужном направлении. Тогда легче поставить цель и спланировать действия по ее достижению. Ведь если школьник ориентирован на творчество – путь один, есть склонности к научно-исследовательской работе – другой, умение организовать – третий.
Профориентация – это многоуровневый процесс, в который вовлекают школьников, родителей, педагогов. При такой работе не только проводят профессиональную диагностику, но и просвещают, воспитывают, консультируют и помогают адаптироваться. И все это для того, чтобы создать лучшие условия для выбора. Поскольку самое главное – научить выпускника правильно анализировать свои возможности, сегмент выбора и профессиональный спрос. Учащийся активно выбирает будущее, а не пассивно внимает информации.

Надежный тыл

Семья – основа основ, и поэтому ей предстоит создать все условия для выбора выпускником профессии. Как это сделают родители им придется решать самим. Доверительные отношения с ребенком сыграют самую главную роль. Знание своего ребенка может оказаться более полезным, чем все рекомендации психологов. Поскольку специалисты, бывает, ошибаются.

Светлану Крючкову несколько лет не принимали в театральные училища, адвокаты Юозас Будрайтис и Валентин Никулин прославили советский кинематограф. Изобретения Форда многие годы не признавали… таких великих "неудачников" множество. Поэтому интуиция и знание своего ребенка первичны. И только потом можно найти точку пересечения между "хочу", "могу" и "надо".

"Хочу" – это желание ребенка. "Могу" – навыки в труде и учебе, к которым плюсуется состояние здоровья (всем известно, что некоторые профессии противопоказаны при определенных заболеваниях). И не очень приятное "Надо" – то, что диктует рынок профессий.

Выпускник не знает рынка труда и правила поведения на нем. Он не знает о своих правах и обязанностях. Молодежь на этом рынке не конкурентоспособна. Она зачастую идеалистична, и первый проигрыш вызывает стресс.

Аргументы родителей и друзей, что это к лучшему, недействительны. В таком случает придется терпеливо увлекать потомка новой специальностью. Поскольку во второй раз он побоится пойти на собеседование. За период учебы родителям стоит обеспокоиться о посильной работе для ребенка. Только получив рабочий опыт, человек осознает свои силы. И второй раз не сломается.
Сложности с выбором обычно бывают у тех детей, кого ничего не интересует, и у тех, у кого много интересов. У первых жизнь однообразна и скучна, у вторых – бурлит как лава. Только интуиция поможет сделать правильный выбор.

Ребенок внимателен, значит, сможет справиться с работой, где нужна усидчивость, – корректор, диспетчер, водитель, летчик…
Есть образное мышление – подойдут творческие профессии.

Общителен – пусть работает с людьми

Ни в коем случае не следует навешивать на ребенка штампы – теоретик или чистый практик, технарь или гуманитарий. Выпускник школы только формируется как личность, все его особенности проявятся потом. А если ребенок склонен к саморазвитию, то он приобретет такие навыки и качества, о которые ни один психолог не догадается.

В помощь выпускнику

В каждом регионе страны для профессионального выбора созданы центры профориентации и психологической поддержки населения. В этих центрах можно получить консультацию – таким образом утолить свой интерес. Там проводятся дни профессионального самоопределения, ярмарки профессий, на которых можно узнать о новых специальностях.
Например, в Калуге выпускники поступают целеноправленно в вузы по целевому набору. Калужский центр занятости специально информирует выпускников о спросе на рынке труда, о его развитии. Таким образом решается кадровый голод в городе. В школах проводятся занятия, идет работа с родителями. Дети поступают на бюджетные места, им гарантируется после окончания вуза трудоустройство.

Источник: Екатерина Алтайская, журналист

Все статьи и новости АптекаМос >>