Из всех возможных поводов обращения за медицинской помощью кашель является основным, который побуждает пойти в поликлинику. Специалисты объясняют это тем, что в отличие от массы других симптомов внутренних болезней, порой скрытых, кашель — весьма демонстративный клинический признак, который говорит о каком-либо неблагополучии.
В монографии академика РАН, пульмонолога Александра Чучалина называется 53 причины возникновения острого и хронического кашля, сказал Александр Синопальников, зав. кафедрой пульмонологии РАНМПО, профессор, заслуженный врач РФ, на прошедшей в сентябре конференции "Пульмонология от А до Я".
Сам он полагает, что этой цифрой весь перечень причин не исчерпывается, в действительности их гораздо больше, учитывая, что кашель — это порой лишь начало весьма сложного процесса дифференциальной диагностики.
Согласно принятой классификации, специалисты подразделяют кашель на три клинических сценария: острый — продолжается в течение 3 недель, подострый — от 3 недель до 2 месяцев, хронический — более 2 месяцев.
Острый кашель наиболее часто возникает при вирусной инфекции верхних дыхательных путей, например, при ОРВИ. Основными причинами его возникновения могут стать также:
Заслуженный врач оговорил, что, оперируя понятием "патология верхних дыхательных путей", специалисты всегда помнят, что невесть откуда взявшийся острый кашель может быть обострением бронхиальной астмы или ее возможным дебютом, а также вероятным проявлением потенциально жизнеугрожающих состояний и заболеваний.
Подострый кашель — это чаще всего постинфекционный кашель после перенесенной инфекции. Реже он сигнализирует о дебюте хронический заболеваний. В качестве такого яркого примера эксперт привел персистирующий кашель, который в течение многих недель наблюдался у пациентов после разрешения острой симптоматики новой коронавирусной инфекции.
Хронический кашель — когда речь заходит о нем, инфекции отступают на задний план, а на первое место выходят заболевания или патологические состояния, которые зачастую никакого отношения к инфекционной патологии не имеют. В этом случае кашель — симптом (нередко единственный) широкого спектра лежащих вне плоскости инфекционной патологии заболеваний с различными прогнозами и терапевтическими подходами.
"В таких случаях перед врачом встают наибольшие трудности в дифференциально-диагностическом плане, поскольку это огромный пул болезненных состояний и заболеваний, причем весьма разных, необычных. Это требует немедленного проведения широкого спектра диагностических мероприятий, начиная с рентгенографии легких и исследования функции внешнего дыхания", — сказал А.И. Синопальников.
При обследовании больных с острым, подострым и хроническим кашлем в свое время была предложена так называемая концепция "красных флажков". Это своеобразные отметки, на которые, возможно, имеются указания в анамнезе заболевания или в оценке клинического статуса отдельно взятого пациента, которые заставляют врача настроиться на поиск весьма серьезных, порой жизнеугрожающих причин кашля.
"Красные флаги" — это кровохарканье, изменение кашля у курильщиков со стажем более 45 лет, возраст курильщика 55-80 лет, нарастающая одышка в покое и ночью, лихорадка, падение веса, периферические отеки, повторные пневмонии, затруднения глотания во время еды или питья, патологические находки при осмотре грудной клетки и/или рентгенографии у больного с кашлем. Также обстоятельства, требующие немедленной диагностики причин острого и подострого кашля, — это туберкулез или проживание в регионах с высокой заболеваемостью этой патологией; пациенты с иммунодефицитом, больные со СПИД, ВИЧ-инфицированные, принимающие иммуносупрессивную терапию; онкологические заболевания в анамнезе.
Если таких тревожных признаков нет, то сбора жалоб, анамнеза и физикального обследования обычно достаточно для диагностики острого и подострого кашля, проведения дополнительных инструментальных исследований не требуется.
В терапевтических намерениях, которыми руководствуется практикующий врач, существует два, казалось бы, взаимоисключающих направления в лечении — это прокашлевые и противокашлевые препараты. Через разные механизмы они влияют на реологию бронхиального секрета и облегчают реализацию кашлевых приступов.
Противокашлевые препараты могут быть центрального действия, они обеспечивают угнетение центральных механизмов кашлевого рефлекса:
Вторая подгруппа противокашлевых — комбинированные препараты (как правило, состоят из препарата центрального действия, сосудосуживающего и иногда бронхолитического компонентов) по МНН:
Третья группа — периферического действия, они воздействуют на афферентный компонент кашлевого рефлекса — преноксидиазин, леводропропизин. Сюда входят подгруппа демульсентов — это оболакивающие и/или увлажняющие средства (эквалипт, лакрица, белая акация, мед, левоментол) и подгруппа местноанестезирующих средств — бензокаин, лидокаин.
Как пример препарата периферического действия, который обладает высокой противокашлевой активностью, был назван ненаркотический леводропропизин. Он профилактирует бронхоспазмы, не взаимодействует с лекарствами центрального действия, не вмешивается в работу мукоцилиарного клиренса и дыхательной функции, демонстрирует незначительное количество побочных эффектов.
Данная группа — такой собирательный термин, который включает в себя близкие, но не идентичные средства с отхаркивающим действием — муколитики (N-ацетилцистеин, эрдостеин, др.), мукорегуляторы(карбоцистеин), мукокинетики (бета2-агонисты, др.), экспекторанты (гвайфенезин — моно и комб.). Последним из представителей муколитической группы стал эрдостеин, к которому сейчас присматривается все большее число практикующих врачей, в том числе в нашей стране, хотя препарат появился в конце прошлого века.
Эрдостеин не оказывает раздражающего действия на слизистую ЖКТ, повышает эффективность антибактериальной терапии: увеличение концентрации антибиотиков в бронхиальном секрете и продолжительность их действия insitu способствует лечению кашля с выделением вязкой, трудноотделяемой мокроты, обеспечивает профилактику супер– и реинфекции.
"Я бы назвал эрдостеин своеобразным "двуликим Янусом": с одной стороны, это муколитик с превосходной антиоксидантной активностью, с другой стороны — антиоксидант с превосходным муколитическим эффектом", — заключил профессор.