Применение надлежащей аптечной практики (НАП) не только выдвигает ряд требований к первостольникам, но и существенно помогает им в работе…
ВСЕ ПО СТАНДАРТУ
Вышедший стандарт Надлежащей аптечной практики (НАП) — это документ, определяющий развитие фармацевтического менеджмента на ближайшую перспективу. И всем аптечным организациям теперь надо включаться в эту систему. В этом документе в разделе «управление качеством товаров аптечной организации» указанно, с чего нужно начинать работу. Определены процессы, которые происходят в аптечной организации, устанавливается последовательность критериев, количественные, качественные параметры и т.д.
Что требуется знать руководителю аптечной организации? Вам подскажет уважаемый профессор кафедры управления и экономики фармации факультета повышения квалификации медицинских работников РУДН, д.фарм.н. Екатерина Ефимовна Лоскутова.
Начнем с того, что руководитель аптечной организации должен обеспечивать выполнение различных стандартных операционных процедур. И все процессы должны осуществляться в соответствии с этими стандартами. Напомним, что процесс — это последовательная совокупность действий, а процедура — порядок действий, разработанный для какого–то конкретного дела. Цель стандартизации — повысить вероятность установления и достижения высокого качества фармацевтической помощи. Итогом работы должен стать практический результат, основанный на выполнении целого пакета документов, которые входят в систему менеджмента качества. В него, в частности, включено выявление причин ненадлежащего качества и план того, как нужно справляться с этими проблемами. При этом все документы постоянно находятся в работе, применяются, улучшаются и т.д.
Для практики управления ассортиментом в рамках системы менеджмента качества в каждой аптеке должны быть установлены конкретные требования и перечислены различные мероприятия по управлению ассортиментом. Управление ассортиментом — это определение, которое зафиксировано в ГОСТе. Есть национальный стандарт, который называется "Торговля — термины", в котором под управлением ассортиментом понимается насыщение товарами с целью поддержания торговли. "В это классическое определение мы добавляем самое главное для нас — удовлетворение нужд, потребностей и запросов потребителей, а потом уже — обеспечение рентабельности самой аптеки, — подчеркивает профессор Лоскутова. — Но управлять ассортиментом не просто. Ведь он огромный — сотни и тысячи наименований даже в небольшой аптеке. Поэтому важно определиться, как этот ассортимент нужно подразделять. Существует несколько способов классификации ассортимента. Есть классификация, отображенная в стандарте, есть — в маркетинге.
Необходимо учитывать и те классификационные признаки, которые нам дает законодатель в Федеральном законе об обращении лекарств. Взять, например, референтный лекарственный препарат. Надо иметь в виду, что это лекарство, впервые зарегистрированное в Российской Федерации. А его качество, эффективность и безопасность доказаны специалистами в ходе доклинических исследований лекарственных средств и препаратов".
Так как до 70% ассортимента аптечных организаций являются лекарственные препараты, необходимо помнить, что их можно распределить по следующим группам:
"Конечно, существует перечень жизненно необходимых и важных лекарственных препаратов (ЖНВЛП). Однако не надо забывать и о Федеральном законе от 12.04.10 №61–ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (ст. 55, пункт 7), согласно которому аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, наряду с лекарственными препаратами имеют право приобретать и продавать:
Многие при формировании лекарственного ассортимента пользуются международной Анатомо–терапевтическо–химической классификацией (англ. Anatomical Therapeutic Chemical Classification System — АТХ). Она подразделяет лекарственные средства на группы, имеющие 5 различных уровней:
УПРАВЛЯЕМ СО ЗНАНИЕМ ДЕЛА
Управлением ассортиментом товара называют деятельность по формированию, поддержанию и совершенствованию ассортимента товаров с целью обеспечения рентабельности торговли.
Когда маркетологи говорят про управление ассортиментом, то обращают внимание на три главных момента этого процесса:
Установление требований рациональности должно идти от потребителя. Поэтому нужно изучать запросы, выяснять, кто является "типичным" покупателем для конкретной аптеки и в зависимости от этого формировать ассортиментную матрицу.
Есть много разных способов определения рациональности ассортимента. Коэффициент рациональности, ориентированный на маркетинговые показатели, — полноту, устойчивость и новизну ассортимента. Шкала, на которой все показатели выражаются в процентах, — высокий, низкий или средний.
Под ассортиментной политикой понимается деятельность по формированию оптимального ассортимента, который работает на удовлетворение социальных запросов населения и экономических запросов аптечной организации.
"Направлений по формированию аптечного ассортимента много. Сокращение, расширение, углубление, стабилизация… В каждом случае есть определенные основания заниматься этим направлением. А изменения, которые хотим получить, связаны как с количественными, так и качественными результатами. Правильно подобранный ассортимент должен находиться под постоянным и пристальным контролем руководителя аптеки и всего коллектива, т.к. именно правильно подобранный ассортимент — залог эффективности работы аптеки".
По материалам конференции ААУ "СоюзФарма" "Аптека сегодня: новые стандарты и правоприменительная практика"