Предупрежден — значит вооружен. Это изречение может быть полезным независимо от сферы его применения. Иногда вовремя полученная информация в буквальном смысле спасает жизнь.
Осведомленный в области медицины, имеющий базовые представления о лечении, медицины человек не будет запивать лекарство алкоголем или соком и в целом точнее поймет рекомендации врача по необходимому для выздоровления режиму. А значит, лечебный процесс пройдет более эффективно.
Знания о здоровье нужны и семье больного. Они помогут относиться к выздоровлению и реабилитации с большим пониманием и большей ответственностью.
Чтобы исключить, например, такую распространенную ситуацию: в первые сутки после операции на органах ЖКТ родственники "из лучших побуждений" кормят пациента привезенной из дома пищей, тем самым не оставляя ему ни одного шанса на спасение…
Вот почему в июне фонд "Не напрасно" (помогающий онкопациентам и их близким) провел онлайн-анкетирование почти тысячи респондентов на тему поиска медицинской информации. Организаторами опроса вместе с пациентским фондом стали НИИ общественного здравоохранения и медменеджмента при московском Департаменте здравоохранения, Физтех, а также общество "Знание".
49 участников исследования столкнулись с онкозаболеваниями сами. На момент обследования 26% из них выздоровели, еще 51% добились улучшения самочувствия и находились либо на этапе ремиссии, либо под диспансерным наблюдением.
У 403-х респондентов болели родные и хорошие знакомые, а еще 543, к счастью, не соприкасались с данной проблематикой ни прямо, ни косвенно.
Самым авторитетным источником сведений о профилактике и лечении онкозаболеваний по результатам анкетирования признан врач. С данным утверждением полностью согласны 85% опрошенных. На втором месте после доктора (с минимальным отрывом и 84%-ным результатом) — ученый–исследователь.
Третью позицию в списке ответов занимают известные люди, одержавшие победу над недугом. К их опыту обращаются двое из трех опрошенных (66%). На несколько процентных пунктов от знаменитостей, поделившихся историей своего выздоровления, отстает мнение родственников и знакомых.
Здесь следует отметить, что и сам пациент, и его родные в действительности могут обратиться, как правило, только к медицинскому работнику и ближайшему окружению. Информацию из двух других источников есть возможность почерпнуть косвенно — т.е. в различных медиа.
Наименьшее доверие респонденты выражают блогерам и "целителям" — в их пользу высказались 16 и 12 процентов респондентов соответственно. Категорически отказываются рассматривать рекомендации таких источников 72/75%.
По всей видимости, многие помнят девяностые и начало двухтысячных, когда жизнеугрожающие заболевания со всей серьезностью предлагали "лечить" методами, мягко говоря, небезопасными и напоминающими средневековье.
Высок, к сожалению, и уровень недоверия к СМИ, а именно публикациям по рассматривавшейся в опросе медицинской тематике. Вероятно, такая тенденция сформировалась опять же "по следам эпохи девяностых". "Волшебные таблетки" и "чудо-методы" тогда активно рекомендовали даже в книгах…
Перед тем, как обратиться за информацией, пусть даже виртуально, человек определяется с выбором источника. Об особенностях принятия таких решений рассказали почти половина опрошенных — 489 респондентов. Примерно 55% из них считают особо важными критериями официальный статус специалиста, организации или интернет-страницы, а также ссылки на результаты научных исследований.
Как правило, поиск необходимых сведений начинается с поисковой строки в интернет-браузере. Чуть-чуть реже опрошенные обращаются непосредственно на сайты медучреждений и другие тематические ресурсы. На третьем месте — соцмедиа. Также, согласно результатам анкетирования, следует отметить, что профилактикой онкопатологий интересуются около 37% респондентов.
Цифра значительна, но недостаточна. Возможно, причиной этому является укоренившийся в общественном сознании стереотип: жизнеугрожающие заболевания якобы почти всегда внезапны и предупредить их считается практически невозможным. Редко кто вспоминает, что язве желудка обычно предшествует гастрит, а инфаркту или инсульту — "небольшие" патологии сердца и сосудов.
Запросы о профилактике патологий, осведомленность о которых исследовалась, фактически малочисленны. Зачастую, спрашивая о том, как предупредить заболевание, респонденты в действительности интересовались различными аспектами диагностики, лечения и восстановления. А значит, есть необходимость в определенном санпросвете, чтобы каждый мог узнать, какие меры по охране здоровья носят собственно профилактический характер.
Нельзя назвать достаточным и интерес к вопросам реабилитации выздоравливающих пациентов. Причины этого тоже во многом очевидны. Однако медицинская наука не стоит на месте, и возможностей в ее инструментарии в начале двадцать первого века значительно прибавилось.
Сама структура запросов участников исследования о тех или иных аспектах реабилитации близка к полной. Пациенты и их близкие уточняют информацию об организационных особенностях получения данного вида медпомощи, режиме питания после операций и других методах восстановления.
Данные сведения стараются найти в основном в ходе разговора с лечащим врачом, а также на профильных интернет-страницах и ресурсах Минздрава.
В анкете были и вопросы об объединениях по защите прав пациентов и помогающие их лечению благотворительные фонды. Ответы на данные пункты опросника заставляют задуматься.
Пациентским сообществам не доверяет каждый четвертый (25%), а фондам — почти трое из десяти (29%). О первых мало знают, во вторых сомневаются. Следовательно, в области медицинской информации есть еще одно масштабное поле для активной работы…