Никоретте, Микролакс, Метрогил Дента
23.05.2024 21:50
18+


Как пациенту находить сведения о лечении и восстановлении?

Как пациенту находить сведения о лечении и восстановлении? фото

Предупрежден — значит вооружен. Это изречение  может быть полезным независимо от сферы его применения. Иногда вовремя полученная информация в буквальном смысле спасает жизнь.

Чем опасна "санитарная" неграмотность

Осведомленный в области медицины, имеющий базовые представления о лечении, медицины человек не будет запивать лекарство алкоголем или соком и в целом точнее поймет рекомендации врача по  необходимому для выздоровления режиму. А значит, лечебный процесс пройдет более эффективно.

Знания о здоровье нужны и семье больного. Они помогут относиться к выздоровлению и реабилитации с большим пониманием и большей ответственностью.

Чтобы исключить, например, такую распространенную ситуацию: в первые сутки после операции на органах ЖКТ родственники "из лучших побуждений" кормят пациента привезенной из дома пищей, тем самым не оставляя ему ни одного шанса на спасение…

Медицинский опрос

Вот почему в июне фонд "Не напрасно" (помогающий онкопациентам и их близким) провел онлайн-анкетирование почти тысячи респондентов на тему поиска медицинской информации. Организаторами опроса вместе с пациентским фондом стали НИИ общественного здравоохранения и медменеджмента при московском Департаменте здравоохранения, Физтех, а также общество "Знание".

49 участников исследования столкнулись с онкозаболеваниями сами. На момент обследования 26% из них выздоровели, еще 51% добились улучшения самочувствия и находились либо на этапе ремиссии, либо под диспансерным наблюдением.

У 403-х респондентов болели родные и хорошие знакомые, а еще 543, к счастью, не соприкасались с данной проблематикой ни прямо, ни косвенно.

Вопрос доверия

Самым авторитетным источником сведений о профилактике и лечении онкозаболеваний по результатам анкетирования признан врач. С данным утверждением полностью согласны 85% опрошенных. На втором месте после доктора (с минимальным отрывом и 84%-ным результатом) — ученый–исследователь.

Информирование пациента медиками

Третью позицию в списке ответов занимают известные люди, одержавшие победу над недугом. К их опыту обращаются двое из трех опрошенных (66%). На несколько процентных пунктов от знаменитостей, поделившихся историей своего выздоровления, отстает мнение родственников и знакомых.

Здесь следует отметить, что и сам пациент, и его родные в действительности могут обратиться, как правило, только к медицинскому работнику и ближайшему окружению. Информацию из двух других источников есть возможность почерпнуть косвенно — т.е. в различных медиа.

Наименьшее доверие респонденты выражают блогерам и "целителям" — в их пользу высказались 16 и 12 процентов респондентов соответственно. Категорически отказываются рассматривать рекомендации таких источников 72/75%.
По всей видимости, многие помнят девяностые и начало двухтысячных, когда жизнеугрожающие заболевания со всей серьезностью предлагали "лечить" методами, мягко говоря, небезопасными и напоминающими средневековье.
Высок, к сожалению, и уровень недоверия к СМИ, а именно публикациям по рассматривавшейся в опросе медицинской тематике. Вероятно, такая тенденция сформировалась опять же "по следам эпохи девяностых". "Волшебные таблетки" и "чудо-методы" тогда активно рекомендовали даже в книгах…

Параметры выбора

Перед тем, как обратиться за информацией, пусть даже виртуально, человек определяется с выбором источника. Об особенностях принятия таких решений рассказали почти половина опрошенных — 489 респондентов. Примерно 55% из них считают особо важными критериями официальный статус специалиста, организации или интернет-страницы, а также ссылки на результаты научных исследований.

Поиск информации в интернете

Как правило, поиск необходимых сведений начинается с поисковой строки в интернет-браузере. Чуть-чуть реже опрошенные обращаются непосредственно на сайты медучреждений и другие тематические ресурсы. На третьем месте — соцмедиа. Также, согласно результатам анкетирования, следует отметить, что профилактикой онкопатологий интересуются около 37% респондентов.

Цифра значительна, но недостаточна. Возможно, причиной этому является укоренившийся в общественном сознании стереотип: жизнеугрожающие заболевания якобы почти всегда внезапны и предупредить их считается практически невозможным. Редко кто вспоминает, что язве желудка обычно предшествует гастрит, а инфаркту или инсульту — "небольшие" патологии сердца и сосудов.

Профилактика и реабилитация

Запросы о профилактике патологий, осведомленность о которых исследовалась, фактически малочисленны. Зачастую, спрашивая о том, как предупредить заболевание, респонденты в действительности интересовались различными аспектами диагностики, лечения и восстановления. А значит, есть необходимость в определенном санпросвете, чтобы каждый мог узнать, какие меры по охране здоровья носят собственно профилактический характер.

Информирование о результатах скрининга

Нельзя назвать достаточным и интерес к вопросам реабилитации выздоравливающих пациентов. Причины этого тоже во многом очевидны. Однако медицинская наука не стоит на месте, и возможностей в ее инструментарии в начале двадцать первого века значительно прибавилось.

Сама структура запросов участников исследования о тех или иных аспектах реабилитации близка к полной. Пациенты и их близкие уточняют информацию об организационных особенностях получения данного вида медпомощи, режиме питания после операций и других методах восстановления.

Данные сведения стараются найти в основном в ходе разговора с лечащим врачом, а также на профильных интернет-страницах и ресурсах Минздрава.

Пациентские сообщества: терра инкогнита?

В анкете были и вопросы об объединениях по защите прав пациентов и помогающие их лечению благотворительные фонды. Ответы на данные  пункты опросника заставляют задуматься.

Пациентским сообществам не доверяет каждый четвертый (25%), а фондам — почти трое из десяти (29%). О первых мало знают, во вторых сомневаются. Следовательно, в области медицинской информации есть еще одно масштабное поле для активной работы…


Информация предоставлена газетой "Московские аптеки"