Никоретте, Микролакс, Метрогил Дента
27.07.2024 02:30
18+

Как навести порядок в аптечной рознице?

Пресс–конференция по этому вопросу состоялась 5 апреля в пресс–центре информационного агентства "Национальная служба новостей".

В распоряжение Vademecum попал документ — по некоторым данным, подготовленный Межфракционной рабочей группой Государственной Думы по совершенствованию законодательства в сфере лекарственного обеспечения граждан и обращения лекарственных средств (а именно подгруппой №2 — по вопросам отпуска лекарственных препаратов).

Если этот документ будет принят в исходной редакции, отрасль ожидают серьезнейшие изменения:

  • в законодательстве появятся определения аптечной сети и аптечной ассоциации;
  • будет ограничена предельная рыночная доля аптечной сети — в регионе и в стране в целом;
  • аналогичную планку поставят дистрибуторам;
  • маркетинговые соглашения аптек и производителей будут урегулированы законом;
  • аптеки обяжут открываться в отдаленных и малонаселенных районах;
  • аптечный ассортимент будет пересмотрен — в нем появится квота для отечественных фармацевтических производителей;
  • как ни смешно, но в очередной раз обсуждается вопрос о продаже лекарств в магазинах. В 2019 г. инициатива отмечает свое десятилетие.

К ЧЕМУ ПРИВЕДУТ ПОДОБНЫЕ ПЕРЕМЕНЫ?

Своей точкой зрения с журналистами поделились участники пресс–конференции НСН:

  • первый заместитель председателя Комитета по охране здоровья Государственной Думы РФ Федот Тумусов;
  • председатель координационного совета Российской ассоциации аптечных сетей, генеральный директор ООО "Нео–Фарм" Евгений Нифантьев;
  • исполнительный директор саморегулируемой организации – Ассоциации независимых аптек — Виктория Преснякова;
  • управляющий партнер компании "Проектирование систем управления", экономист, эксперт фармацевтического рынка Павел Лисовский.

КАК ПРЕВЫСИТЬ ЛИМИТ БЕЗ ВИДИМЫХ НАРУШЕНИЙ

Первое, что привлекло внимание аптечного сообщества, — вопрос о монополизации в фармацевтической рознице. Попытки решить его радикально очень опасны, убежден Евгений Нифантьев.

"Что делать крупнейшим фармдистрибуторам? Сокращать склады? Выгонять людей на улицу? — негодует эксперт. — Искусственное уменьшение дистрибутора сделает дороже обработку каждой упаковки лекарства. Как следствие, вырастут цены".

Ограничения для аптечных сетей и поставщиков могут иметь лишь формальный эффект, предполагает Павел Лисовский. "Нет ничего хуже того, когда закон есть, а как его выполнять, неясно", — с долей иронии замечает аналитик.

Пресловутые 10% регионального рынка и 3% рынка всей России как предел для аптечного гиганта заставят его сделать шаг вполне понятный — разделиться на несколько юридических лиц (с несколькими брендами крупные игроки уже успешно справляются). И со временем... увеличить свою сферу влияния. Ведь у каждой новой вывески будет свой лимит.

Кстати, считать ли при таком подходе аптечной сетью маркетинговый союз (в ряде экспертных рейтингов подобные ассоциации включены в общие списки крупнейших сетей)?

О МОНОПОЛИИ И ВЫЖЖЕННОМ ПОЛЕ

Нельзя отрицать главного: проблема монополизации — одна из важнейших в аптечном сегменте. И о тактике "выжженного поля", которую из года в год используют агрессивные дискаунтеры, на страницах фармацевтических изданий говорили не раз и не два.

Еще на Аптечном саммите в феврале 2016 г. подобная игра на уничтожение конкурентов (иногда полвека проработавших в облюбованном крупным игроком месте) стала основным предметом обсуждения. Некоторые участники предупреждали: коллеги, своим напором вы вгоняете аптечный рынок в новые девяностые... И ряд ваших действий можно сравнить с отключением пациента от аппарата искусственной вентиляции легких. "Всего на пять минуточек".

"Давайте быть честными. В девяностые годы открылось множество аптек. А сегодня от многих аптек осталась только собственность", — обращает внимание Федот Тумусов. Владельцы небольших организаций в лучшем случае отдали свои помещения с зеленым крестом в аренду крупным сетям. Формальное право осталось, но пациент (как подчеркивает Тумусов, главный субъект лекарственного обращения) потерял свою аптеку, своего провизора и свой формат фармацевтической помощи.

Наращивает обороты и "межвидовая конкуренция" — вместе с интернет–сервисом доставки лекарств за аптечный прилавок становится крупнейший дистрибутор. В его планах на будущее — собственная аптечная сеть...
Проблема агрессивной и далеко не всегда добросовестной конкуренции — хроническое, но при этом тяжелое заболевание фармации. Лекарство для его лечения на данном этапе выбрано неверно: лимитированные размеры совсем не означают действенного запрета на выжигание маленьких региональных сетей. И классических единичных аптек... И все же важно, что болезненный вопрос, наконец, обозначен. А это значит: процесс решения стартовал.

АПТЕЧНЫЙ МАРКЕТИНГ КАК СИМПТОМАТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО

Вторая болевая точка — маркетинговые соглашения аптечных сетей и производителей. "Если отменить бонусы — аптеки вынуждены будут перевести свои налоговые платежи и зарплатный фонд в наценку для пациента", — предостерегает Евгений Нифантьев.

"Маркетинг позволяет аптеке держать низкую цену, — подчеркивает Виктория Преснякова. — Не будет соглашений с аптеками — производитель потратит деньги на рекламу, а цифра на ценнике лекарства станет больше".

"Маркетинговыми бонусами производитель компенсирует аптеке неполученную маржу", — комментирует Павел Лисовский.

С экспертами хочется согласиться. Маркетинговые соглашения — симптоматическая терапия для фармацевтической розницы. (Но, стоит заметить, не для всех ее представителей — чаще всего "бонусы для снижения цены" получают крупные аптечные сети и маркетинговые ассоциации. Полученные средства нередко направляются на борьбу с коллегами менее внушительных размеров.)

Основным же лекарственным средством призваны стать налоговые льготы и субсидии для аптечных организаций. Они подчеркнут значение фармацевтической помощи как составной части помощи медицинской. И заодно — сделают цену препарата более доступной для пациента.

Как подчеркнул Павел Лисовский, меры поддержки должны быть комплексными. Законодательные преференции важны всем, кто работает с лекарством. Сегодня они есть у производителя, но они также необходимы и фармдистрибутору, и аптеке.

"ПРЕЖДЕ ЧЕМ СХВАТИТЬ ПРОСТУДУ, ТЫ УЧТИ: ДО АПТЕКИ  — ВЕРСТ 400 ПЕШКОМ..."

Еще одно предложение (точнее, комплекс инициатив) — пространственная стратегия. Когда говорят о конкуренции аптек, часто забывают: есть места, где градус конкурентной борьбы равен нулю. Спальные микрорайоны крупных городов (аптека одна, и работает она лишь до семи вечера). Маленькие городки и поселки в отдаленных районах (аптеки может не быть вообще). Иногда в труднодоступный уголок на географической карте приходит крупный игрок — но, выжив старую аптеку, понимает, что малый населенный пункт не даст необходимой прибыли...

А результат банален — пациент остается без фармацевтической помощи. Инициатива обязать аптечные сети открывать новые аптеки в труднодоступных районах, конечно же, вызвала дискуссию, но в ней есть рациональное зерно. И фармацевтическое сообщество предлагает скорректировать пути решения проблемы. Например, Евгений Нифантьев считает полезным развивать фельдшерско–акушерские пункты: они могли бы дать жителям и лекарства. И замечает — в сегодняшних условиях трудно создать и сохранить хорошую аптеку в поселке в 200–400 дворов. Быть может, это вновь вопрос о субсидиях и преференциях?

УЖ СКОЛЬКО РАЗ ТВЕРДИЛИ МИРУ...

Трудно подобрать подходящие слова, чтобы в n–й раз вернуться к дискуссии о лекарствах в магазинах. Но если об опасной инициативе заговорили вновь — придется включиться в этот диалог.

"Даже у витаминов есть передозировка и побочные действия. Например, переизбыток витамина С может вызвать кровотечение. А для торговой сети медикаменты — это всего лишь «еще один продукт». Правила хранения препаратов, контроль приема, фармацевтическая консультация — об этом можно будет забыть. А вот цены ниже не станут. Перемещение лекарств в магазины не сделает их доступнее, но гарантированно приведет к хаосу", — предупреждает Виктория Преснякова.

"Препараты в магазинах, по почте или еще каким-нибудь образом? Да, все это периодически обсуждают. Минпромторг поддерживает, Минздрав возражает. Но в пользу того, чтобы лекарства остались в аптеке, есть огромное количество веских аргументов, — замечает Федот Тумусов. — И самый главный из аргументов — консультация. Продавец в магазине не сможет знать важные особенности лекарственных средств". Те самые особенности, незнание которых может стоить пациенту здоровья и жизни...

Хочется верить: эти слова замглавы Комитета Госдумы по охране здоровья станут итоговыми для затянувшейся дискуссии об очевидной истине.

Лекарства должны быть в аптеке. И точка.

Что касается "списка грядущих изменений", Тумусов ставит его происхождение под сомнение. Согласно правилам деятельности Межфракционной рабочей группы, ни один из ее участников не имеет права выносить в публичное пространство предложения, еще не утвержденные группой. Документ может увидеть свет только тогда, когда будет оформлен в виде законопроекта.

Информация предоставлена газетой "Московские аптеки"

Аптека 2024