Генно–клеточные препараты шаг за шагом внедряются в схемы лечения тяжелых заболеваний, особенно онкологических, по всему миру. Данная группа препаратов требует серьезных затрат, однако системы здравоохранения все чаще берут расходы на себя. В нашей стране этот вид терапии также применяется, но не так широко, как это возможно.
Леонид Огуль, первый заместитель председателя комитета Госдумы по охране здоровья, уверен, что первым шагом для стимулирования разработки и производства высокотехнологичных препаратов нашей фармотраслью должны стать изменения в законодательстве.
Сегодня большую часть таких лекарств приходится закупать, выделяя на это значительные средства из бюджета. При этом число пациентов, нуждающихся в дорогостоящем лечении, растет — это видно по увеличению числа заявок, направленных в благотворительный фонд "Круг добра". Поэтому сегодня важна не только ускоренная регистрация нужных препаратов, но и разработка новых отечественных инновационных лекарств.
Заместитель министра здравоохранения РФ Сергей Глаголев считает, что доступ препаратов на рынок должен совершенствоваться, поскольку вопрос доступности высокотехнологичных препаратов актуален, и они активно регистрируются. Стоит принять во внимание опыт вывода в гражданский оборот препаратов во время пандемии, к примеру, допуск на основе ограниченных клинических данных, анализ пострегистрационного поведения лекарства и т.д.
Депутат Госдумы, член комитета по охране здоровья Александр Петров уверен, что нужно продолжать взаимопризнание лекарств в рамках ЕАЭС, поскольку от этого напрямую зависит жизнь и здоровье населения. Сейчас этот принцип распространяется на доклинические и клинические исследования, повторно делать их не требуется. Шагом к принятию новых решений при выходе лекарств на рынок стала пандемия, и полученный опыт можно использовать в будущем.
Депутат Госдумы РФ, президент НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева, академик РАН Александр Румянцев полагает, что нужно совершенствовать биомедицинские клеточные продукты и контролировать регистрационный процесс. Кроме того, необходимо создать собственный банк доноров.
Генеральный директор Центра экспертизы и контроля качества медицинской помощи Виталий Омельяновский подчеркивает, что у врачей пока не существует единого понятия «высокотехнологичный лекарственный препарат» и к данной категории нельзя отнести любое лекарство. Поэтому нам необходимо научиться определять инновации и в будущем оценивать такие препараты по критериям, связанным с клинической эффективностью, социальной значимостью и экономической приемлемостью. Однако следует не только выработать точное определение таких препаратов, но и четко определить каналы их финансирования. Например, лекарство входит в ЖНВЛП, а потом включается или в программу ВЗН, или входит в систему высокотехнологичной медицинской помощи.
Также можно использовать мировой опыт, когда закупки дорогих инновационных препаратов осуществляются через благотворительные фонды, которые договариваются с производителем о цене и в течение пары лет отслеживают эффективность лекарства. Если результат неудовлетворительный — препарат не финансируется, если же положительный эффект доказан, то закупки лекарства финансирует система здравоохранения.
Сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулев напоминает, что пациент, интересующийся методами лечения, может знать о клинических исследованиях нового препарата раньше, чем им заинтересовались в нашей стране, поэтому врачебному сообществу и законодательству следует это учитывать и идти в ногу со временем. Согласно прогнозу социально–экономического развития нашей страны на период до 2036 года, составленном в 2018 году, будет создана модель медицины, построенная на принципах "4П" — персонализации, предусматривающей индивидуальный подход к каждому пациенту, предиктивности, когда создается индивидуальный прогноз здоровья, превентивности (предотвращение появления заболеваний) и партисипативности, т.е. мотивированного участия пациента. Благодаря развитию биомедицинских технологий, в т.ч. с использованием генетического тестирования, получат широкое распространение персонифицированное лечение и препараты.
Чтобы обеспечить нашим пациентам доступ к инновациям, потребуется создать единую экосистему, а это невозможно без изменений. К ним относятся не только создание базовых условий, ускорение регистрации и развитие цифровых технологий в здравоохранении, но и вовлечение пациентов в принятие решений, совершенствование лекобеспечения жизнеугрожающих заболеваний, преемственность терапии и мониторинг результатов, совершенствование механизма закупок, а также обеспечение доступности клеточной и генной терапии, разработка стратегии погружения в систему здравоохранения инновационных медицинских технологий и лекарств.
Сегодняшние особенности регулирования обращения клеточных препаратов требуют пересмотра, поскольку ограничивают доступность данных лекарств для пациентов. Что это за преграды?
Для их устранения необходимы комплексные меры — гармонизация понятийного аппарата 61 ФЗ и Решения 78 Совета ЕЭК, а также исключение клеточных препаратов из 180 ФЗ. Кроме того, нужно исключить отбор образцов в целях проведения испытаний применительно к CAR-T и исключить аутологичные CAR-T на основе соматических клеток из системы МДЛП. Также важно создать нормативную базу для производства и использования клеточных препаратов в медицинских центрах, обеспечить дебюрократизацию и ускорение процедуры трансграничного применения компонентов крови. Еще потребуется компромиссное решение по использованию OOS при наличии положительной оценки "риск/польза" со стороны врачей.
По материалам круглого стола "Законодательные аспекты обращения на территории Российской Федерации высокотехнологичных лекарственных препаратов"
Ирина Обухова