Никоретте, Микролакс, Метрогил Дента
27.07.2024 07:09
18+

IT в медицине, или Блокчейн особенно хорош

Как и все новое, телемедицина не только добивается позитивных результатов, но и сталкивается с проблемами. Их пытаются решить врачи, IT–специалисты, юристы и сами пациенты…

Как и все новое, телемедицина не только добивается позитивных результатов, но и сталкивается с проблемами. Их пытаются решить врачи, IT–специалисты, юристы и сами пациенты…

ОПЫТ МОСКОВСКОЙ КЛИНИКИ

В структуре Национального медико–хирургического центра им. Н.И. Пирогова в настоящее время с помощью телемедицинских технологий удается решить совершенно определенные задачи. В частности:

  • оптимизировать процесс отбора пациентов;
  • лучше подготовиться к медицинским манипуляциям;
  • облегчить подготовку медицинского персонала;
  • продолжить лечение пациентов после его выписки из стационара;
  • проводить медицинскую реабилитацию.

"Конечно, для эффективного внедрения телемедицины нужна готовность к этому и пациентов, и врачей. И тут среди проблем мы выделяли главную — невозможность для пациентов оценить эффективность полученной медицинской помощи, предоставленной в формате телемедицины. Сегодня — это самая большая и важная задача. А вот информационные технологии, применяемые в формате "врач — врач" в рамках обучающего процесса, видеонаблюдения за лечебным процессом уже хорошо отработаны», — сказал начальник управления развития информационных технологий НМХЦ им. Н.И. Пирогова Дмитрий Шишканов. Он добавил, что телемедицина — эффективная система для экономии всей системы здравоохранения. Ведь дистанционное взаимодействие существенно дешевле очного. "В нашей клинике, как того требует закон, врач, ведущий консультацию, находится в медицинской организации. Для контактов с коллегами у нас оборудованы специальные кабинеты и конференц–зал. А вот пациентов можно консультировать и на своем рабочем месте. Достаточно поставить компьютер с видеокамерами и колонками. При этом нужны и два монитора — на одном экране заносить информацию и вести медицинскую документацию, на другом — осуществлять связь с пациентом. Конечно, как и предусмотрено законодательством, дистанционное взаимодействие предоставляется только после очного посещения Центра и подписания письменного согласия на медицинскую помощь с применением телемедицинских технологий, а также разрешения на доступ к персональным данным по открытым каналам связи. Должна быть подтверждена и электронная подпись пациента. Это можно сделать на портале госуслуг. Получив доступ в личный кабинет, пользователю нужно пройти процедуру идентификации и аутентификации. Только после авторизации пациент может рассчитывать на дистанционную медицинскую консультацию.

Такую же процедуру проходят и наши врачи, консультирующие удаленно. Большое внимание уделяется идентификации пользователей, сохранности персональных данных, вопросам безопасной передачи информации", — отметил Дмитрий Шишканов. Но вместе с тем он сказал и о том, что в медицинском сообществе остаются вопросы относительно интерактивного консультирования. Каждое консультирование — это больше 100 мегабайт компьютерной памяти. Нужно наращивать мощности. И возникает вопрос: "За чей счет?"

Второй вопрос. Когда врач, занятый оказанием медицинской помощи в организации, где он работает, должен выходить на связь с пациентом? Параллельно? Вечером? Ночью? В выходной день? Непонятно. Не ясно и сколько должна стоить такая услуга.

И все же уже сейчас в Центре Пирогова с помощью роботов и гаджетов пациентов учат заново ходить. Благодаря разработанным упрощенным версиям пациенты могут заниматься реабилитацией и самостоятельно, не выходя из дома. Ну а врачу просто отправлять запись такой тренировки. В свою очередь, доктор, ведущий пациента, просмотрев послание, связывается с ним, консультируя по дальнейшей реабилитации.

БЛОКЧЕЙН ТЕЛЕМЕДИЦИНЕ В ПОМОЩЬ

Сейчас не только частные клиники, но и государственные ЛПУ работают по системе ДМС. "Это 300 страховых компаний и порядка 6000 клиник. В день они друг с другом обмениваются колоссальным количеством информации", — сообщил директор управления информационных бизнес–систем группы "Ренессанс Страхование" Алексей Захаров. Вот только основные позиции, по которым ведется взаимодействие:

  • списки застрахованных пациентов и тех, кто из них получает обслуживание;
  • гарантийные письма;
  • финансовые счета и отчеты;
  • прайс–листы на медицинские услуги;
  • информация, касающаяся предварительной записи к врачам;
  • обмен медицинскими программами;
  • акты медицинских экспертиз;
  • медицинские карты прикрепленных пациентов.

Информация передается по электронной почте или на бумажных носителях. "Сотрудники ходят туда сюда, т.к. именно "бумаги" до сих пор обладают юридической значимостью. Ну и плюс к этому — программа Excel. Она, конечно, помогает, но вместе эти два потока, как правило, не синхронизируются. Поэтому на бумагах может быть одна информация, а в электронном виде — другая. И вовсе не по чьему-то злому умыслу. Просто срабатывает пресловутый "человеческий фактор". Да и затратно очень все документы переводить на бумагу. Печать, хранение… Ко всему этому нет гарантии о сохранности персональных данных, чего требует федеральный закон. Посчитано, что крупная частная клиника на бумажную работу тратит в год порядка двух миллионов рублей. Нужна интеграция и электронный документооборот", — считает Алексей Захаров. Но, как показывает его собственный опыт, подкрепленный опросами и аналитическими данными, пока ни страховые компании, ни клиники к этому не готовы. "Мы пришли к выводу, что оптимальным вариантом является блокчейн. Так можно создать распределенный реестр между участниками процесса, которые не доверяют друг другу. При этом именно так можно обеспечить простоту маршрутизации любой документации", — убежден Захаров.

Самый простой и уже опробованный на практике вариант применения блокчейна в здравоохранении — отслеживание цепочки поставок, например, обычных лекарств или лекарств, содержащих наркотические вещества и подлежащих особому контролю. Еще одно направление — хранение данных пациентов.Когда, как это принято сейчас во многих клиниках, все медицинские данные хранятся в неких электронных базах на стороне от ЛПУ. Сотрудники клиник при этом не имеют механизмов по контролю над медицинскими картами. Если информацию перевести в блокчейн, можно использовать приложение, с помощью которого пациент сам будет на время предоставлять доступ к своим данным лечащим врачам или диагностам. Это будет совершенно прозрачной системой для пациента. А еще очень удобно применять блокчейн для работы с смарт–контрактами, мини–программами, которые находятся внутри блокчейн-сети. «Блокчейн особенно хорош, чтобы защитить пациента от оператора информационного обмена. К сожалению, неструктурированные данные в эту систему помещать нельзя. Например, что можно делать с тем, что написано кириллицей? А так, конечно, все нужно шифровать, чтобы выполнять существующие законы", — отмечают некоторые специалисты, работающие в организации здравоохранения.

Здравоохранение, как известно, должно быть пациентоориентированным. Тем более что во всем мире оно основано на потребностях (запросах) плательщика, которым является пациент. Причем независимо от того, платит ли он деньги из собственного кармана, или они поступают через страховую компанию. Основная проблема связана с пациентами, считает генеральный директор ООО "Открытая клиника" Филипп Миронович. Дело в том, что пациенты стараются оптимизировать затраты на медицинские услуги и одновременно повышают требования к качеству и стандартам оказания медицинской помощи.

И тут необходимо решать три основные задачи:

  • необходимость координации различных аспектов лечебного процесса, профилактики, реабилитации и т.п.;
  • объяснение пациенту того, почему обследование или лечение стоит именно столько;
  • формирование понимания, какой именно результат получит пациент от обследования и лечения.

"Амбулаторная медицина завтрашнего дня имеет огромный потенциал для развития. Но, чтобы она заработала эффективно, нужно все оперативно отцифровать и дифференцировать в правильную логическую структуру. Собственно говоря, это и есть платформа для тех или иных форм телемедицины", — считает Филипп Миронович. При этомон выразил сожаление по поводу того, что региональные поликлиники в своем большинстве к этому не готовы, даже московские амбулаторные медицинские учреждения далеко не так хорошо организованы с точки зрения современных информационных технологий, как того требует время.

По материалам конференции "ИТ в здравоохранении: развитие продолжается"

Информация предоставлена газетой "Московские аптеки"

Аптека 2024