2024 год запомнится аптеке и дистрибуции введением 8 новых индикаторов риска. Эта правовая новелла — важная часть процесса реинжиниринга отечественной системы контроля и надзора.
Индикаторы риска, по которым Росздравнадзором планируются проверки, перечислены в Приказе Минздрава России №57н от 13.02.2024 г. Первые три индикатора содержат ошибки данных на лицензиата или его заявлении и наличие сотрудников, работающих на нескольких фармпредприятиях. Пять остальных индикаторов риска касаются обязательной маркировки, нарушениям в обороте и отпуске препаратов.
На специализированной конференции «QualityPharmLog-2024» о происходящих изменениях в контрольно-надзорных мероприятиях в области лекарственного обращения рассказала глава Управления лицензирования и контроля соблюдения обязательных требований Росздравнадзора Ирина Крупнова.
Первое, на что следует обратить внимание, — это акцент на цифровизацию контроля на всех его этапах. Такой подход является частью национальной цели по цифровой трансформации, утвержденной указом главы государства в мае текущего года. Ключевыми ориентирами являются также положения Концепции совершенствования контрольной (надзорной) деятельности в период до 2026 года.
Важной задачей здесь выступает создание комфортной среды для бизнеса. Такой, чтобы из любого места на географической карте, в режиме 24 на 7, располагая только компьютером, человек мог получить всю необходимую информацию.
Цифровая платформа контрольно-надзорной деятельности призвана также формировать среду доверия, базирующуюся на прозрачности, понятности и обоснованности. Высокий уровень прозрачности достигается в том числе за счет ведения ряда реестров, среди которых реестр обязательных требований, реестр видов контроля и реестр контрольно-надзорных мероприятий.
Реестр обязательных требований строго ограничивает число параметров контроля. Если какая-либо норма не включена в данный список, проверить ее соблюдение будет невозможно.
Вторая важная задача данного реестра — анализ нормативной базы. Он проводится регулярно, по итогам каждого года, и позволяет ответить на два важных вопроса:
Для норм, которые выполняются практически всегда, возможно, необходим пересмотр. А в ситуации с правилами, число ошибок при применении которых «зашкаливает», вероятно, стоит задуматься, не являются ли они чрезмерно усложненными и в какой степени могут влиять на жизнь и здоровье граждан. При этом важно отметить, что пересмотр требования не обязательно представляет собой его замену. Норма может быть уточнена либо исключена без замещенияновым критерием.
Как уже было отмечено, в настоящее время проходит реинжиниринг контрольно-надзорной сферы. Его задача — сформировать гибкую систему управления рисками, в которой плановый контроль сохранится только для наиболее высокорисковых категорий проверяемых лиц. При этом база индикаторов риска для внеплановых контрольно-надзорных мероприятий (при распространенных, массовых типах нарушений) будет расширена. Напомним, что данные параметры представляют собой квазирегулятор, сигнализирующий о вероятности наличия тех или иных проблем в анализируемой деятельности.
Чтобы риск-ориентированный подход работал как часы, необходима «тонкая настройка» индикаторов риска, заметила докладчик. Это, в частности, означает, что индикаторы должны быть достаточно оперативно сменяемы, чтобы дать возможность адаптироваться и транслировать позицию госрегулятора в отношении обязательных требований.
Среди 11 индикаторов риска, установленных приказом Минздрава от 07.12.2021 г. №1130н (с изменениями от 02.04.2024 г.), на момент проведения конференции один не «сработал» ни разу. Это может означать, что на следующий год данный проверочный параметр подлежит удалению. Одновременно в процессе практики контрольно-надзорных мероприятий могут быть сформированы и новые индикаторы.
Сведения для проверки индикаторов риска Росздравнадзор запрашивать не вправе. Ключевыми источниками изучаемых данных выступают информационные системы — МДЛП и ЕГИСЗ. На долю основного электронного ресурса национального здравоохранения (в структуру которого входят реестр медорганизаций и регистр медработников) приходится 3 индикатора, связанных с «совмещением» оборудования, помещений или кадров двумя предприятиями одновременно:
Помещения, оборудование и специалисты — три «краеугольных камня» фармацевтической деятельности. И проблема «помещений на час» и «работников на час», к сожалению, достаточно актуальна. Поэтому обеспокоенность вызывают также ситуации, когда «на старте» работы страховые отчисления компании или ИП за сотрудников находятся на адекватном уровне, а черезнекоторое время их объем резко падает. Это может означать, что фармацевты и провизоры были приняты на работу на короткий срок, исключительно с целью получения лицензии, а в дальнейшем их заменили неспециалисты. Описанный параметр по своей структуре напоминает некоторые действующие индикаторы риска, и делаются предположения, что он может быть добавлен к их списку.
Со 2 апреля (в этот день вступили в силу восемь новых индикаторов из действующих одиннадцати) по 16 октября 2024 года Росздравнадзор провел 321 внеплановую проверку, согласованную с органами прокуратуры. Напомним, что такое согласование является обязательным. Еще в 384 случаях прокуратура отказала Службе в проведении контрольных мероприятий. Общее количество выявленных нарушений составило 610.
Профилактические визиты контрольный орган в сфере здравоохранения проводил регулярно — их к началу было выполнено 12471. Иногда о таких встречах Росздравнадзор просят сами аптечные организации, чтобы получить ответы на интересующие их вопросы фармдеятельности. Ведь обучение фармацевтов и провизоров специалисты Службы могут провести только «на месте».
Что касается географии внеплановых проверок, то в период с начала апреля до середины октября они были проведены в 69 регионах нашей страны.
По первому индикатору «приобретение контролируемым лицом этилового спирта в объеме свыше 200 дкл за прошедший календарный год» состоялось 1 контрольное мероприятие.
По третьему индикатору, связанному с превышением средних показателей отпуска лекпрепаратов, подлежащих ПКУ, было выполнено 90 внеплановых проверок.
По шестому индикатору — данным ЕГИСЗ о сотрудниках, заключавших в текущем году трудовой договор с другим лицензиатом, – было проведено 1 контрольное-надзорное мероприятие.
Седьмой индикатор, связанный с данными о списании либо уничтожении определенного количества лекарств, стал причиной 11 проверок.
Предметом 34 внеплановых контрольных мероприятий стал восьмой индикатор — наличие в системе Мониторинга движения лекарственных препаратов сведений о передаче лекпрепарата на уничтожение в отсутствие данных о факте его утилизации в период более полугода.
Девятый-одиннадцатый индикаторы, описывающие ситуацию с отпуском определенных АТХ-групп препаратов соответственно медорганизациями, дистрибуторами и аптеками, выявлялись достаточно регулярно. При этом по параметру №9 было проведено 67 проверок, по №10 — 41, по №11 («аптечному») — 68.
Распространенной проблемой остаются «зависшие остатки» лекарств в системе маркировки. В нынешнем году подобные случаи стали причиной примерно 5 тыс. предупреждений Росздравнадзора аптекам и медорганизациям.
По материалам X Ежегодной международной конференции «Стандарты качества фармацевтической логистики» — «Quality PharmLog-2024»
Источник:
Крупнова Ирина Викторовна, начальник Управления организации государственного контроля качества медпродукции ведомства Росздравнадзора, кандидат фармацевтических наук