Никоретте, Микролакс
24.04.2024 23:28
18+


Импортозамещение: лекарства дорожают, банки выигрывают

Импортозамещение: лекарства дорожают, банки выигрывают фото

Импортозамещение на заводе. "Импортозамещение" в списке льготных препаратов. "Импортозамещение" на аптечной витрине, а иногда и в домашней аптечке.

Как собрать разрозненные фрагменты единого целого, чтобы исправить ошибки, порой перекрывающие отечественной фарме путь к полноценному развитию?

В БУДНЯХ ВЕЛИКИХ СТРОЕК

На заводе "Ниармедик Фарма", открывшемся в июне 2015 г., работает уникальный таблетпресс. За час он может спрессовать 316 тыс. таблеток! Стандартные и двухслойные пилюли — для чудо–аппарата не предел. Он способен производить и более сложный вариант лекарственного средства, "таблетку в таблетке".

С промышленной точки зрения, отечественная фарма преодолевает импортозависимость весьма успешно. Завод "Герофарм–Био" производит инсулины по полному циклу. "Валента" вот–вот откроет завод в подмосковном Щелково. Открывшийся в октябре 2015–го завод "АстраЗенека" будет выпускать около 30 инновационных препаратов. В нашей стране.

"Петровакс Фарм" стал производителем инновационной пневмококковой вакцины "Превенар 13" по полному циклу. Технологию производства передала компания "Пфайзер". Вакцину выпускают лишь в четырех странах мира…

Первые партии препаратов, изготовленных в России по полному циклу, в 2015 г. получила и компания "Такеда". Сегодня руководство компании признает: принятое пять лет назад решение о локализации оказалось абсолютно верным.

"Натива" в прошлом году подписала с немецкой компанией Harro Höfliger Verpackungsmaschinen GmbH эксклюзивный контракт на разработку и поставку оборудования для производства имплантов для подкожного введения пролонгированного действия. Совместно с германскими коллегами отечественный производитель реализовал технологию микродозирования для производства порошков, используемых в терапии заболеваний органов дыхания.

В партнерстве с немецкими коллегами "Натива" приступила к реализации полномасштабного проекта, позволяющего организовать разработку и выпуск мультидозовых ингаляционных лекарственных средств на территории Российской Федерации с собственной патентованной системой доставки действующего вещества для лечения ХОБЛ (хронической обструктивной болезни легких) и бронхиальной астмы по принципу полного цикла.

Перенимая зарубежный опыт, изучая инновационные технологии, создавая собственные разработки, отечественная промышленность вкладывает в свое будущее.

И пациент, и рынок смогут полностью оценить результаты лишь через несколько лет.

"Замещать импорт" в аптеке — значительно проще, чем развивать заводы и предприятия. Однако результаты "аптечного импортозамещения" бывают весьма неожиданными.

ДЛО: КОГДА ИМПОРТ ЗАМЕЩАЮТ, ПАЦИЕНТЫ УБЕГАЮТ

Дополнительное лекарственное обеспечение — наглядный пример того, как важно не переусердствовать с преодолением импортозависимости. Доля национальных препаратов в ДЛО в минувшем году выросла вдвое — с 6,5% до 13. А вот число пациентов-льготников, участвующих в программе, уменьшилось. И достигло критической планки.

Право на бесплатные препараты имеют 16,5 миллиона наших соотечественников. Пользуются этой возможностью… лишь три миллиона. Получается, наш человек настолько не дорожит своим здоровьем? К счастью, это не так. Отечественный пациент все же лечится — просто не доверяет "социальным" лекарствам. И на свои деньги покупает средства, которые считает лучшими. А вместо льготных препаратов получает компенсацию — пусть и небольшую, но все же покрывающую часть расходов на медикаменты.

"Бывает так, что препарат — лидер на коммерческом рынке, а в дополнительном лекарственном обеспечении у него нет продаж. Почему? Да потому, что по ценам ДЛО таблетки вместе с субстанцией произвести нельзя", — замечает директор отдела аналитики и консультирования подразделения "Здравоохранение" компании "Синовейт Комкон" Вениамин Мунблит. Главный критерий попадания препарата в социальную программу — не эффективность, не безопасность и даже не соответствие производства стандартам GMP, а экономия.

ЛУЧШЕ УЖ "НИКАК" ВМЕСТО "КАК–НИБУДЬ"

Принципом экономии руководствуются и пациенты. Нет, кризис не заставил их ударно проводить импортозамещение в аптеках, отказываясь от зарубежных лекарств в пользу более доступных по цене отечественных.

По данным DSM Group, в упаковках на долю отечественных препаратов приходится 63% лекарственного рынка. А вот в рублях — всего 27%. Соотношение — примерно то же, что и четыре года назад, в конце 2011 г. Но есть одно существенное различие.

"На фоне роста цен потребление лекарств уменьшается, — объясняет генеральный директор "IMS Health Россия и СНГ" Николай Демидов. — Несмотря на то, что спрос "провалился", расстановка сил на розничном рынке осталась прежней". Востребованные препараты остаются востребованными, непопулярные — непопулярными. Люди просто стали меньше покупать препараты: лучше уж никаких таблеток, чем средства, качество которых вызывает сомнения.

БАНК СВОЙ ДОХОД ПРИУМНОЖАЕТ, НУ А ЛЕКАРСТВО — ДОРОЖАЕТ!

У российских медикаментов индекс инфляции больше, чем у "импортных", замечает генеральный директор аналитической компании DSM Group Сергей Шуляк. Причина — в банковском кредите. Для отечественного производителя заем будет стоить дороже, чем для "иностранца". С точки зрения банка фармкомпании ничем не отличаются от обычных граждан. Чем благополучнее должник, тем меньше для него проценты и комиссии. Рисковать своей прибылью финансисты не хотят, и бремя расходов закономерно переходит на пациента.

Дорогие кредиты — дорогие препараты. Чтобы не работать "в минус", производителю приходится поднимать цены. А тут еще и инфляция, и скачки валютных курсов, и резкое обесценивание нефти. Покупатель, которому подорожавшее лекарство уже не по карману, отказывается от покупки. Прибыль фармацевтической компании начинает снижаться.

Промышленность вновь оказывается перед выбором: "вылететь в трубу" или опять исправить всем известные цифры. Разумеется, в сторону увеличения. Пациентов, которые не могут позволить себе жизненно необходимый препарат, становится еще больше. Круг замыкается. Ключ к выходу из него — в банке.

Точнее, в законодательной инициативе, которая привела бы проценты и комиссии для отечественного фармпрома в соответствие со стратегией импортозамещения.

СПАСАЯ КОШЕЛЕК, ПАЦИЕНТЫ НЕ БОРЮТСЯ ЗА ЖИЗНЬ

"Лекарства — товар вынужденного спроса. Если пациенту нужно средство от головной боли, он приобретет его. А если нет, то нет. Ожидать, что у человека голова станет болеть в два раза больше… Создается впечатление, что в ближайшее время нас ожидает плавный рост цен на фармпрепараты. Валютная составляющая из процесса их производства никуда не делась", — предупреждает Сергей Шуляк.

Как уже говорилось, у вынужденного спроса бывают исключения. Финансовый кризис ставит человека перед страшным вопросом "жизнь или кошелек?". Многие выбирают второе и перестают бороться за первое. И это не только в нашей стране. Даже в США были примеры, когда пациенты с онкозаболеваниями отказывались приобретать лекарства из–за того, что соплатеж был слишком большим. Заметьте, больные оплачивали не всю стоимость лекарства, а лишь ее часть.

Рост цен в продуктовых магазинах мы уже видим. Аптеки пока что держатся. И ценники на лекарства — вроде бы прошлогодние. Сможет ли фармацевтический рынок избежать очередного подорожания?

НАУКА КАК КРИТЕРИЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ

Что такое импортозамещение? Массовая упаковка иностранных препаратов на территории Российской Федерации? Локализация всего и вся, что обращается на отечественном лекарственном рынке? Вытеснение импортных препаратов российскими аналогами?

"Время смещать фокус с замещения импортной продукции очередными дженериками на внедрение оригинальных лекарственных средств отечественной разработки. Что стратегически гораздо важнее и перспективнее, — считает проектный менеджер компании "Ниармедик" Алексей Веремеев. — Еще один вариант развития российского рынка через "импортозамещение" — это формат лицензионного трансфера новейших оригинальных зарубежных лекарственных средств. Здесь важно понимать, что наиболее эффективен так называемый "стопроцентный трансфер". Создание в нашей стране производства полного цикла — от синтеза фармацевтической субстанции до выпуска готового продукта. Движение вперед — это полный цикл производства, который создается именно на территории России".

Многие зарубежные компании уже сейчас идут по пути трансфера. В ряде случаев передача технологий — проще, дешевле и лучше, чем строительство завода. При сложной, а тем более уникальной, технологии производства лекарств локализация оборачивается удорожанием. С которым промышленность старается бороться.

"Самое главное, чтобы у фармацевтических компаний была мотивация переходить не только от первичной и вторичной упаковки к полному циклу, но и развиваться от простого производства до R&D, до научно–исследовательской работы, — уверена старший вице–президент компании "Ипсен" по России и СНГ Марина Велданова. — Когда-то звучали предложения включить разработку новых лекарств в число критериев локализации. И установить преференции для тех производителей, которые вкладывают в R&D силы и средства. Очень жаль, что об этой инициативе сейчас забыли".

"ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ МУСОР", ИЛИ ПОРЯДОК — ПРЕЖДЕ ВСЕГО

На ежегодно проводимой конференции "Государственное регулирование фармацевтической отрасли" эксперты фармацевтического рынка предложили еще одну идею: систематически проводить анализ социально значимых лекарственных средств. Иными словами, изучать потребности врача и пациента.

Предложение проанализировать фармацевтический рынок высказывают не впервые. О необходимости создать систему оценки потребностей медицины в лекарствах говорили на форуме ОНФ "За качественную и доступную медицину!", состоявшемся в сентябре 2015 г. Да и сами врачи не раз обращали внимание: нужно понять, чем действительно лечится пациент, и корректировать льготные списки уже по этим данным.

Дело за малым — перейти от теории к практике. А потом вернуться к вопросу, какие препараты действительно стоит локализовать. По мнению ряда экспертов, значительная часть сегодняшнего лекарственного рынка — это "фармацевтический мусор". И на рынке нужно срочно наводить порядок!

Призывы провести ревизию медикаментов на предмет эффективности и безопасности звучали еще летом 2011 г., во время обсуждения Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФАРМЕ ДАЖЕ МАРКЕТИНГ ПО ПЛЕЧУ

"Сейчас идет тенденция к локализации, а вовсе не к импортозамещению, — замечает Сергей Шуляк. — Мы выпускаем в России те же самые импортные препараты". Хорошо это или плохо? Если сосредоточиться на локализации как на единственном реальном способе развития промышленности, отечественная фарма вряд ли сможет успешно развиваться. Если же комбинировать несколько методов поддержки национального производителя, то результаты могут быть впечатляющими.

Сегодня российские производители охотно берут в свой штат сотрудников, которые успели поработать в фармкомпаниях зарубежных. И транфер технологий происходит по всем фронтам.

Глава подразделения "Здравоохранение" компании "Синовейт Комкон" Олег Фельдман убежден: отечественная лекарственная промышленность смогла справиться даже с маркетингом. А ведь в этой сфере "иностранцы" считаются и быстрее, и выше, и, разумеется, сильнее. Наши компании освоили передовые методы фармацевтического продвижения и теперь успешно применяют их. И давнее отставание от "заграницы" — вовсе не помеха.

"В мире не так много стран, где национальные поисковики — популярнее Google. А у нас есть Яндекс. И это тоже в определенном роде импортозамещение", — с юмором поясняет свою точку зрения Олег Фельдман. А ведь в каждой шутке есть доля правды. Может быть, результаты отечественной промышленности пока не всегда блестящи, но у российской фармы есть главное — потенциал и желание развиваться.

Хочется пожелать, чтобы в новом году и законодательные инициативы, и финансовые ресурсы чаще помогали производителям лекарств становиться лучше, а пациентам — здоровее. Чтобы изобретения, спасающие жизнь, создавались не "вопреки" и со значительным опозданием, а "благодаря" и вовремя.

Информация предоставлена газетой "Московские аптеки"