Конкурентоспособность и эффективность работы сейчас немыслимы без IT-технологий, предлагающих множество рабочих программ для реализации различных задач фармбизнеса.
В текущей ситуации компаниям стоит обратить внимание на отечественные разработки. Каким требованиям они должны отвечать в условиях вынужденного развития IT-технологий в короткие сроки?
Несмотря на внедрение электронного документооборота, кабинеты, заваленные бумагами, все еще остаются реальностью. Вице-президент по финансам, ИТ и развитию бизнеса группы компаний "НИЖФАРМ" Денис Богомолов считает, что это связано с тем, что бумажный документооборот создает иллюзию контроля. Но в действительности, хотя вся информация находится на бумаге, для ее сбора и согласования сотрудникам приходится посещать разные отделы компании, пересылать документы несколько раз по почте, ждать, когда они дойдут до адресата и он сможет физически поставить подпись, плюс еще и повторять эти действия в случае ошибок и т.д. Это делает работу менее эффективной — много времени тратится на бесполезные процессы, которые после перевода их в электронную форму занимают секунды, становясь при этом полностью прозрачными и хорошо контролируемыми.
Денис Богомолов привел пример удачного использования цифровых технологий в бухгалтерии: автоматизация авансовых отчетов исключила необходимость для полевых сотрудников приезжать в офис для передачи бумажных отчетов, к тому же отсканированные по QR-коду электронные чеки не стираются и не теряются, как это было на бумаге (MK1).
Кроме того, свою эффективность доказала система организации мероприятий благодаря цифровизации полного жизненного цикла процесса: среднее время на все этапы от создания, заказа услуг, до отчетности по мероприятию сократилось до 30 минут вместо 6 часов, поскольку все внутренние и внешние участники организации мероприятия работают в одной системе, которая содержит все необходимые провалидированные базы данных, плюс в ней происходит обмен всеми подтверждающими и юридическими документами.
Цифровизацию также можно использовать при работе с мастер-данными контрагентов, автоматизации документооборота в процессах закупок, при формировании отчетности, для обновления прайс-листа и информации по тендерам, т.д.
Недавно в компании был успешно запущен цифровой проект, упорядочивший сферу прогнозирования продаж, где не были интегрированы системы и подсистемы, из-за чего отсутствовала полная картина процесса прогнозирования продаж, зато наблюдалась неоптимальная автоматизация с Excel и высокая зависимость от экспертов. Новый проект под названием Felicita ориентирован на пользователя — это удобный интерфейс и единая система, а также автоматизация сложных расчетов и моделей, позволяющая избежать ошибок. Другие преимущества — прозрачность и встроенная экспертиза. Это сокращает время ввода данных и повышает точность прогнозирования.
В марте 2024 г. Кабмин внес в Госдуму законопроект о переходе субъектов критической информационной инфраструктуры РФ на использование российского программного обеспечения (ПО) в целях безопасности. Согласно тексту закона, если он будет принят, то вступит в силу с 1 марта 2025 года.
Поэтому встал вопрос о переходе программных продуктов на отечественную альтернативу. Ей может стать суперапп для бизнеса eXpress. Коммерческий директор компании eXpress Владимир Комиссаров обращает внимание, что в иностранных мессенджерах невозможно контролировать переписку, данные переписок и отправляемые файлы хранятся на сторонних серверах, в чаты и группы могут попасть посторонние люди. Кроме того, уволившийся сотрудник «забирает с собой» всю имеющуюся у него информацию, а личные чаты и развлекательные каналы отвлекают от работы. При разработке продукта делалась ставка на повышенную безопасность, учитывая следующие требования компаний-заказчиков:
Сервер с информацией находится в контуре компании, переписку может прочесть лишь ее адресат - каждое сообщение шифруется.
Слаженная работа организации сегодня во многом зависит от имеющейся в ней системы управления корпоративным контентом (ECM), с помощью которой можно осуществить цифровизацию многих бизнес-процессов. Советник генерального директора по организационному развитию "СМ-Клиника" Наталья Рагузова отмечает, что применение отечественных ECM-решений после внедрения дает компании сразу несколько ключевых преимуществ: повышает уровень развития корпоративной культуры, дисциплинируя каждого сотрудника, делает бизнес-процессы прозрачными, сокращает сроки выполнения задач и время на согласование. Но при внедрении системы важно правильно оценить сумму расходов на ее содержание, поскольку некоторые из ECM-систем требуют значительных затрат.
В компании сегодня применяется ECM-система Directum RX. С ее помощью можно осуществить цифровизацию бизнес-процессов управления персоналом: подбор, прием, обучение, наставничество, другие кадровые процессы с возможностью интеграции ECM с программами для автоматизации управления персоналом и расчета зарплаты на предприятии, а также автоматизировать управление проектами, организацию совещаний, внутренний аудит и линейный контроль, который важен для контроля качества работы медицинских организаций. Линейный контроль представляет собой внезапную проверку клиники с фиксацией замечаний в электронном акте, на основании которого выдаются поручения руководителям проверяемых подразделений. После работы с замечаниями куратору направляется отчет. Цифровизация позволяет значительно ускорить процессы документооборота в области линейного контроля.
Руководитель отдела аналитики компании "Гемотест" Илья Карпухин рассказал об изменениях в основном производственном процессе после его автоматизации. Сам процесс проходит следующим образом: пациент приходит по одному из каналов продаж и сдает биоматериал, который доставляется службами логистики в региональные и центральную лаборатории. Там проводятся исследования, и по их готовности выдается результат. Однако на этих этапах возможны задержки. Они бывают массовыми, к примеру, задержки рейсов в регионах, вывод из строя оборудования, дефицит реагентов, а также единичными. К последним относятся плохое качество биоматериала, потеря пробирки и другие проблемы. Раньше все задержки выявлялись вручную через выгрузку из производственной системы, каждый случай отдельно обрабатывался врачами из лаборатории, далее по нему формировался файл с решением, который передавался в контакт-центр для дальнейшей коммуникации с пациентом.
В качестве альтернативы отдел аналитики решил автоматически определять задержанные исследования, исключить работу врачей над частными случаями и заменить их системой правил, определяющих дальнейшие действия и срок подготовки решений. Помимо этого, нужно было автоматизировать работу контакт-центра по распределению случаев по группам дальнейших коммуникаций.
Теперь ежедневно формируется перечень задержек и если какая-то из них не новая, то для нее формируется правило, а отчет направляется в контакт-центр. За время внедрения системы врачи создали 90 правил, контакт-центр — 45, а 8 сотрудников лабораторий освобождены от выявления задержек вручную и могут принимать меры для своевременного выполнения исследований.
Важно не просто найти подходящий цифровой инструмент для бизнеса и внедрить его, но и подготовить сотрудников к его появлению. Представители фармотрасли считают, что главное в этом процессе — узнавать мнение сотрудников о продукте и поддерживать обмен опытом по его использованию.
Директор по персоналу "Бинергия" Анна Марцинковская уверена: людям нужно дать возможность узнать, чем полезна программа. Недавно компании пришлось переходить на отечественное программное обеспечение и подходящий продукт удалось быстро найти. Однако, когда заработала новая CRM-система, часть данных по лечебным учреждениям и врачам оказалась потеряна. Но возникшая проблема, наоборот, сплотила команду, и сотрудники не только восстановили нужные сведения, но и быстро освоили новую программу.
Глава подразделения по управлению персоналом и административной поддержке ООО "НоваМедика" Алексей Карпов считает, что говорить сотрудникам об изменениях нужно заранее. Следует создать проектную команду, которая будет тестировать новые технологии, поскольку так можно узнать, где возникает и растет сопротивление нововведениям. Кроме того, нужно выстроить процесс и этапы коммуникации с персоналом и собирать от людей обратную связь. По его мнению, сплоченность коллектива и понимание общей цели — ключ к успешной работе цифровых технологий.
По материалам XI конференции "Цифровые технологии в фармацевтике: фокус на импортозамещении и повышении эффективности" (организаторы: группа "Просперити Медиа" и CFO-Russia.ru)
Источники:
Богомолов Денис, вице-президент по финансам, ИТ и развитию бизнеса группы компаний "НИЖФАРМ".
Карпухин Илья, руководитель отдела аналитики "Гемотест".
Комиссаров Владимир, коммерческий директор компании eXpress.
Марцинковская Анна, директор по персоналу "Бинергия".
Рагузова Наталья, советник генерального директора по организационному развитию «СМ-Клиника».
Карпов Алексей, глава подразделения по управлению персоналом и административной поддержке ООО «НоваМедика».