Центральным вопросом очередного "Аптечного саммита", который прошел в столице и собрал полтысячи участников, оказался кадровый, что неудивительно.
О специалистах говорили не только в аспекте их дефицита и параметров заработной платы. Эксперты отрасли обсудили и современные подходы к управлению, и проблематику профессионального выгорания, и основные принципы подбора персонала, а также неочевидные факторы, которые на них влияют.
Иван Личкановский, HR бизнес–партнер центра компетенций АСНА, рассказал о нескольких типах "местных" ситуаций с аптечными вакансиями.
Конечно, на карте нашей страны есть "счастливые" для специалиста по кадрам регионы, где подходящий кандидат на должность фармработника находится едва ли не буквально в мгновение ока. Например, этой осенью в одном из южных субъектов был случай, когда в течение одного дня оказались успешно "закрыты" три вакансии — и при этом остался резерв.
Однако в большей части территорий поиск сотрудников для аптеки все-таки затруднен, и осложняют его некоторые внешние факторы. Острее всего кадровая проблема ощущается в маленьких городах, городских поселках и на селе. И не только из–за материальных условий.
Если вдруг в городке с населением в десяток тысяч жителей распространится слух даже о мнимой недобросовестности той или иной аптечной компании, к ее руководителю просто-напросто не придут. "Даже небольшой локальный бренд можно потерять в один миг", — подчеркивает Личкановский.
Противоположный полюс — ситуация в крупнейших городах. Подбор специалистов для аптек Москвы (как и для некоторых других областных центров), вопреки распространенному мнению о том, что все ценные кадры стремятся трудоустроиться именно в столице, в реальности представляет собой задачу крайне затруднительную.
Во-первых, предложение со стороны работодателей здесь буквально "зашкаливает" (речь именно о потребностях и объявлениях "на сегодня", а не о степени долгосрочности трудовых перспектив). Во-вторых, несмотря на конкуренцию за потенциальных кандидатов, обеспечить жильем будущих сотрудников может далеко не каждый. А при традиционной продолжительности смены в аптечной организации ежедневный путь на работу даже из Химок, Королева и Красногорска превращается в серьезную проверку на прочность (не говоря уже о расходах на аренду).
Как несколько лет назад рассказывал МА руководитель небольшой аптечной сети в одной из областей Центральной России, даже значительный отток сотрудников в направлении Москвы (благо путь до нее занимает "всего" два с половиной часа в одну сторону) — явление по своей сути временное. В режиме, когда значительную часть времени поглощают междугородняя маршрутка, метро и автобусы, а в выходные получается только "досыпать" после продолжительной смены и продолжительной дороги, человек может проработать несколько лет. После этого он возвращается к работе в родном городе — пусть зарплата и ощутимо меньше, зато есть возможность нормально отдыхать и быть рядом с близкими.
Рассуждая об управленческих кадрах — руководителях аптечных организаций, участники саммита выдвинули ряд прогнозов о том, какой может стать «аптека будущего». Первыми, в ходе пленарной сессии, прозвучали слова главы «Риглы» и председателя Координационного совета РААС Александра Филиппова о том, чтонеобходимо сохранить профессии фармацевта и провизора, ведь парадоксальна ситуация, когда у таких высококлассных специалистов зарплата не выше, чем у грузчика. Если не принять действенные меры, то наше ближайшее будущее — пункт выдачи, хорошо известный многим по общению с интернет-ритейлерами.
Анкетирование фармработников на тему «аптеки будущего» провели даже в одной из областей нашей страны. Почти 40% опрошенных фармацевтов и провизоров предположили весьма невеселую футуристичную картину: в недалеком завтра все задачи аптечного специалиста (без какого бы то ни было исключения) будут переданы роботам. Практически каждый пятый из респондентов заметил, что в ближайшем будущем аптек, скорее всего, не будет.
Однако чуть менее 30% специалистов уверены, что если что-то и изменится в обозримом будущем, то это только номенклатура лекарств и парафармацевтики. Какими бы ни были времена, человеку требуется фармакотерапия. Не случайно само слово "аптека", обозначавшее место приготовления врачом различных препаратов, появилось в Древней Греции, а близкие к современному пониманию рецепты существовали уже в Древнем Египте.
В предложенной первостольникам анкете были и другие вопросы. Например, такой: какие знания, навыки и качества главные для фармработника?
Первую тройку аптечных компетенций (по мнению самих специалистов) вполне логично составили фармацевтическая грамотность, стрессоустойчивость (а проще говоря, терпение и выдержка) и детальное знание ассортимента — лекарственного и парафармацевтического. Как вместе, так и по отдельности эти знания, качества и умения едва ли могут быть заменимы "компьютерным разумом".
"Да, приходят в аптеку за лекарствами. Это вне всяких сомнений. Но человек — все же не робот, — подчеркнула Светлана Голубева, глава аптечной сети "Фарматека". — Наши фармспециалисты спасали жизни людей. И они приходили к нам снова. Просто чтобы искренне поблагодарить".
Прозвучала и иная точка зрения: человеческое общение врача или фармацевта с пациентом — не необходимость, а дополнительный "бонус", и в ближайшем будущем этот подход восторжествует. «За коммуникацию с провизором, но не роботом посетитель аптеки в скором времени начнет платить в качестве специального вознаграждения, — сделал прогноз Валерий Мехеда, владелец сети "Фарм-М". — Человеческое общение станет дорожать".
Ответом на это немедленно стал риторический вопрос другого участника дискуссии: к кому придет пациент — к "говорящей голове" или к человеку в белом халате, способному оказать помощь?
Провизор — это зачастую не только провизор. И даже не только человек в белом халате. Как верно заметил Олег Гончаров, эксперт в сфере фарммаркетинга, аптечному работнику необходимо быть хорошо знакомым с широким спектром иных профессий.
Чтобы пришедшему посетителю стало чуть легче на душе, первостольнику важно быть хорошим психологом. Чтобы в аптечных помещениях было максимально комфортно и сотрудникам, и покупателям, фармспециалисту требуется иметь часть навыков художника и даже архитектора. Если же порог аптеки переступил человек в плохом самочувствии, не подозревающий о том, что его состояние экстренное, провизору и фармацевту срочно понадобятся базовые медицинские знания. Чтобы быстро и верно оценить ситуацию, вызвать "03" и помочь больному дождаться приезда "скорой".
Даже в спокойной обстановке широкий профессиональный кругозор необходимо поддерживать. Это может быть полезно и самому специалисту — переключение заданий во многом помогает избежать выгорания.
Как заметила Полина Бетина, директор по персоналу "Аптечной сети 36,6", состояние выгорания наступает тогда, когда после достижения пика профессионализма появляется стагнация. Специалист вроде бы знает уже все и стремиться дальше в избранном деле ему некуда. Чтобы справиться с такой ситуацией, нужно направить человека в "зону некомпетентности". К тем задачам, которые действительно интересны, но пока еще незнакомы. Например, опытный провизор мог бы быть прекрасным наставником для новичка, только окончившего вуз или колледж. Но… Как быть, если в аптеке всего два-три человека?
Руководитель, конечно, может сделать многое. И именно от него во многом будет зависеть отношение сотрудников к профессии, пациенту и рабочим задачам. "Будьте для своих сотрудников тем маяком, благодаря которому они захотят выбрать правильный ориентир", — обращается к руководителям аптек Елена Мцанаканян, заместитель директора по работе с персоналом пятигорской аптечной сети "Вита Плюс". "Главное — учиться вместе со своими сотрудниками", — призывает Иван Личкановский. Эта возможность действительно необходима, значит, директору или собственнику упускать ее нельзя.
А еще аптеке жизненно необходимы все те льготы и субсидии, которые защитили бы ее сотрудников от вынужденной необходимости регулярно думать о вопросе выживания.
Упомянутая Александром Филипповым «зарплата грузчика» при дипломе о профессиональном образовании — действительно парадокс. Который вряд ли полезен здравоохранению и пациенту.