Аптека ООО «ФармаКио» АСНА, расположенная в районе Восточное Дегунино, открыла свои двери для посетителей в 2011 г. и довольно быстро завоевала их любовь и доверие. Богатый ассортимент, гибкая система скидок, грамотный, квалифицированный персонал — и это далеко не полный список плюсов, которые отмечают жители и гости района. «Фармакио» по-гречески означает «аптека», и здесь шутливо говорят: «У нас, как в Греции, есть все!» О работе предприятия рассказывают генеральный директор Ольга Алексеевна Осипова и заместитель генерального директора, заведующая аптекой Екатерина Евгеньевна Горкавченко.
Наверное, первый вопрос будет традиционным: расскажите о себе, как вы пришли в фармацию?
О.А.: В фармацию я пришла 11 лет назад. В моем случае я переняла семейные традиции — моя мама работала провизором, и я пошла по ее стопам. Сначала окончила Курский медико-фармацевтический колледж, потом Курский государственный медицинский университет и Московскую академию последипломного образования. Свою трудовую деятельность начинала помощником заместителя руководителя аптечным складом у себя на родине — в городе Старом Осколе. Уже через три месяца я стала заместителем заведующей аптечным складом одной очень крупной компании, являющейся монополистом в нашем городе. После этого был очень интересный опыт работы сначала заместителем заведующей аптекой, затем заведующей и директором, т.к. там был отпуск льготных и наркотических препаратов.
В 2009 г., переехав на жительство в Москву, начала работать заведующей одной из аптек сети «А5», затем директором двух аптек сети «Сердечко». А потом вместе с супругом мы пришли к выводу, что пришло время начинать собственный семейный бизнес, — так в июне 2011 г. у нас появилась первая аптека ООО «ФармаКио». В 2013 г. мы открыли еще две аптеки — возле станций метро «Новослободская» и «Марьина Роща». Екатерина Евгеньевна — моя правая рука, мы все вопросы решаем вместе, и я очень рада, что у нас сложились прекрасные дружеские и деловые взаимоотношения.
Е.Е.: Если рассказывать о себе, я начинала работать в аптеке «Сердечко» консультантом, через некоторое время стала работать первостольником. В «ФармаКио» тружусь уже около двух лет.
С какими трудностями столкнулись при открытии аптеки?
О.А.: Не скрою, хотя у меня был опыт открытия аптечных предприятий, когда мы начинали собственный бизнес, появилось много вопросов, которые пришлось решать впервые — изучать документооборот, лицензирование, словом, начинать с нуля. А когда открылись, оказалось, что не хватает сотрудников, я работала и ночью, и днем — приходило огромное количество товара, нужно было все разобрать, разложить, выставить, отпустить людей. Зато был приобретен бесценный опыт!
А сейчас приходится стоять за первым столом?
О.А.: Конечно, мы с Екатериной Евгеньевной очень часто стоим за первым столом, бывает, учим молодых сотрудников, я вообще не могу без этого! Если чувствую какое-то напряжение, выхожу в торговый зал, общаюсь с посетителями.
Е.Е.: И по людям скучаешь, руководящая работа это одно, а общение с людьми — совсем другое!
Ваша аптека входит в Ассоциацию независимых аптек (АСНА). Что это дает предприятию?
О.А.: Прямые поставки дают нам возможность держать нашу ценовую политику — это и было основным критерием при принятии решения.
У вас очень богатый ассортимент!
О.А.: Да, в нашей аптеке помимо препаратов можно приобрести предметы ухода за лежачими больными, детское питание, лечебный компрессионный трикотаж, ортопедические стельки, тонометры, ингаляторы, небулайзеры, декоративную и лечебную косметику, готовые очки, инвалидные коляски, которых нет в других аптеках района, паровые ванны…
А проводится ли анализ покупательского спроса?
Е.Е.: Конечно, наши фармацевты общаются с населением, знают его потребности. Мы учитываем пожелания посетителей, стараемся удовлетворить любой спрос. Очень сильное воздействие оказывает реклама по телевидению, на радио и в СМИ. Мы неоднократно замечали – прошла реклама – жди спрос! И в этом случае мы стараемся быть впереди и вовремя включить рекламируемые препараты в наш ассортимент, при этом профессионально проконсультировать пациентов согласно инструкциям к ЛС.
Каким образом выстраиваете свои взаимоотношения с партнерами?
О.А.: За три года работы у нас ни разу не было жалоб на качество нашей продукции, цены абсолютно демократичные. И наши посетители могут быть уверены в качестве, что немаловажно!
Е.Е.: Мы работаем только с крупными дистрибуторами, которые отвечают за качество своей продукции и подтверждают это регистрационными документами. Думаю, аптеки, которые работают с посредниками, рискуют оказаться в очень неприятных ситуациях. Немаловажно, что благодаря автоматизации процесса мы можем отследить срок годности препаратов, отслеживаем и препараты, серии которых рекомендованы к изъятию из аптечной сети по разным причинам, опять же связанным с их качеством и безопасностью. Посетители не должны быть разочарованы!
А есть ли какие-то скидки для населения?
Е.Е.: В сети аптек АСНА существует своя дисконт-программа, когда в любом предприятии Ассоциации владелец карты может получить скидку от 2 до 5%. У нас карту можно приобрести за 100 руб. либо получить в подарок, совершив покупку на сумму свыше 1500 руб. До 13–00 у нас можно получить 10%–ную скидку на определенные товары. Все владельцы «Социальной карты москвича» приобретут лекарства с 4%–ной скидкой.
Предоставляет ли аптека дополнительные услуги?
О.А.: Мы предоставляем дополнительную услугу по поиску и бронированию препаратов, в т.ч. редких и дорогостоящих.
Е.Е.: В нашей аптеке можно бесплатно измерять давление, отдохнуть, присев за столик в торговом зале. Конечно, проводятся различные акции от производителей с милыми подарками посетителям. Безусловно, мы принимаем участие в программе всевозможных скидок и акций, проводимых АСНА, и об этом мы всегда с огромным удовольствием оповещаем наших клиентов.
Насколько важно месторасположение аптечного предприятия?
О.А.: Я хочу отметить, что не всегда близость к метро является показателем успешности! Наша аптека находится в очень хорошем месте — рядом с дорогой, мимо нас просто невозможно проехать! Возле нас — автобусные остановки, школы, детские сады, поликлиники. Все это мы принимали во внимание, когда решили открыть здесь аптеку. И работает аптека круглосуточно, что также является большим плюсом для нее. У нас очень много постоянных клиентов, которых мы знаем, и приятно осознавать, что с ними сложились дружеские, доверительные отношения.
Наверняка, в этом есть заслуга первостольников, а как строится кадровый менеджмент в вашей аптеке?
О.А.: У нас работают только высококвалифицированные сотрудники. Если приходят молодые специалисты, которые хотят получить знания, мы с удовольствием обучаем. Хотя стоит признать, что текучка кадров практически для каждой аптеки — открытый вопрос, найти хороших специалистов очень тяжело.
Е.Е.: На данный момент коллектив у нас сложился сплоченный, сейчас в аптеке работают пять фармацевтов и один провизор–мужчина — Евгений Валерьевич Ушаков, который вносит разнообразие в наш женский состав. У нас нет плана по выручке или наполняемости чека, фармацевт сам решает, что и как подобрать посетителю. Многие наши клиенты могут позволить себе дорогостоящие препараты, но это совсем не значит, что мы будем предлагать их всем — наши первостольники учитывают возможности и пожелания каждого человека, который приходит в аптеку.
Очень часто я замечаю, что некоторые наши постоянные посетители заходят просто поговорить с фармацевтами, которые оказывают им моральную поддержку, что тоже, согласитесь, немаловажно. И у каждого из них есть свой, индивидуальный подход к людям. Очень часто у нас проводятся тренинги для персонала, как через АСНА, так и через медицинских представителей.
Интересно, а как вы относитесь к работе медицинских представителей?
Е.Е.: Работу медицинских представителей мы оцениваем положительно, они расширяют наш кругозор. Ведь бывает такое, что, узнав больше о препарате, относишься к нему совсем по-другому, а также можешь более грамотно донести информацию до клиентов.
Что вы можете сказать о новых требованиях к выписке препаратов по МНН?
Е.Е.: Это очень сложный вопрос. К сожалению, сейчас даже врач не всегда знает действующее вещество препарата. Будут установлены специальные программы. Я думаю, если в поликлинике будут устанавливать такие программы, по которым он будет выписывать ЛС, то их необходимо установить и в аптеке.
Со своей стороны могу сказать, что фармацевту бывает сложно донести людям, почему у одного действующего вещества может быть несколько наименований. Препаратов очень много, а действующих веществ гораздо больше, и все это нужно учитывать.
О.А.: Хочу добавить, что сейчас наблюдаются и некоторые сложности, связанные с тем, что много препаратов находится на перерегистрации. Часть лекарственных средств уходит с рынка и заменяется другими, а людям опять–таки приходится объяснять, почему так происходит. И нам очень хотелось бы, чтобы данную информацию врачи доносили до пациента.
У вас очень большой и красивый торговый зал. Но вы не являетесь сторонниками открытой формы торговли?..
О.А.: Да, я считаю, что в аптеке должна быть закрытая форма торговли. Открытые витрины, по моему мнению, приравниваются к аптечному магазину. Очень многие препараты должны находиться только в закрытой выкладке, т.к. требуют консультации фармацевта. Открытая выкладка опасна еще и для посетителей с маленькими детьми — бывает так, что родители недосмотрели, а ребенок взял и открыл упаковку какого-то препарата. И кто будет отвечать в этом случае? Я уверена, у посетителя должен быть контакт с первостольником, который донесет до клиента информацию о показаниях и противопоказаниях, возможной аллергической реакции, здесь обычного ознакомления с этикеткой недостаточно.
Конкуренции не боитесь?
О.А.: Мы за здоровую конкуренцию, которая позволяет нам постоянно совершенствоваться, расти и каждый день радовать посетителей! Когда мы только начинали работать, месяца через три-четыре узнали о том, что в одном из аптечных рейтингов по городу заняли шестое место! Отрадно, что наша работа даже на самом раннем этапе не осталась незамеченной!
Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать руководитель?
О.А.: Очень важно, чтобы любой руководитель в принципе умел грамотно организовать работу, найти общий язык со своими сотрудниками и поставщиками, умел разрешить конфликт, решить спорный вопрос. А вообще я думаю, что самое главное — это желание быть востребованным!
Что делает узнаваемым ваше аптечное предприятие?
О.А.: Думаю, это — богатый, качественный ассортимент наряду с лояльной ценовой политикой, система скидок, а также прекрасные, доверительные отношения между фармацевтами и посетителями и искреннее желание помогать людям. Знаете, наши посетители пишут нам благодарности, а это, поверьте, дорогого стоит!