Никоретте, Микролакс
22.04.2024 23:31
18+


Формула локализации должна быть простой и понятной всем

Формула локализации должна быть простой и понятной всем фото

Принимая решение о локализации производства на территории России, иностранная компания взвешивает все за и против. Если оказывается, что потери больше, чем доходы и преимущества, получаемые в статусе локального производителя, естественно, компанию не заинтересуют никакие призывы и лозунги.

В рамках прошедшей в Москве Международной конференции «Качество лекарственных средств и медицинских изделий. Современные требования и подходы» представители Министерства промышленности и торговли РФ и зарубежных компаний — производителей медицинских изделий обсудили вопросы локализация производства медизделий на территории Российской Федерации.

Сегодня доля российских производителей медицинских изделий не превышает 17%, а весь рынок медизделий РФ оценивается в 250 млрд руб. У отечественных компаний не хватает возможностей, что называется, развернуться: чтобы развиваться, они должны быть представлены на глобальном рынке, а там конкуренция зашкаливает. Крупные игроки этого сегмента рынка обгоняют нас. Но у российских компаний, производящих медицинские изделия, есть потенциал. По данным генерального директора ЗАО «Научно–исследовательская производственная компания «Электрон» Александра Моисеевича Элинсона, за последние 15 лет государство закупило 60 тыс. единиц оборудования для лучевой диагностики отечественного производства. У компаний–производителей за это время накопились собственные наработки, выросло новое поколение инженеров и разработчиков.

Государство, начиная с 2010 г., активно поддерживает медицинскую промышленность. Сегодня Минпромоторг России готовит проект постановления, устанавливающего запрет на приобретение медизделий иностранного производства, если на рынке присутствуют аналогичные российского производства. По словам зам. начальника отдела медицинской промышленности Департамента развития фармацевтической и медицинской промышленности Минпромторга РФ Сергея Леонидовича Пантелеева, «данная мера будет направлена на защиту инвестиций российских компаний, которые уже вложились в производство, а также защиту инвестиций иностранных копаний, которые локализовались». Еще инструментом поддержки для иностранных компаний, решившихся на локализацию, министерство видит обеспечение долгосрочного государственного заказа.

В этом компании с чиновниками солидарны. Возможность реализовывать свою продукцию на местном рынке — одно из основных условий при принятии решения компании о локализации. Представитель Минпромторга добавил, что главным условием для компаний должны стать привлечение инноваций и создание полномасштабного производства на территории России.

Программа по снижению глобальной конкуренции и повышению конкуренции локальной активно действует в странах БРИКС.

Одной из мер по привлечению инвестиций является программа поддержки локализованной продукции, приобретаемой для государственных нужд. Об этом рассказал представитель Ассоциации «Росмедпром» Александр Юрьевич Смирнов: «Меры по ограничению прямого импорта в сфере госзакупок смогут обеспечить значительную часть прироста локального производства. Статистика времен СССР показывала, что большая часть номенклатуры медизделий покрывалась советскими предприятиями, но после развала страны связи распались». Он подчеркнул, что сегодня качество продукции отечественных компаний позволяет обеспечить наше здравоохранение многими видами медизделий. Десятки производственных российских площадок удовлетворяют высоким требованиям производства. Иностранным компаниям, которые первыми начнут процесс локализации на российских площадках, государство обещает преимущества (налоговые льготы, так называемые налоговые каникулы, снижение таможенных пошлин, льготы при подключении к инфраструктуре и т.д.).

С ДРУГОЙ СТОРОНЫ…

Но для того чтобы процесс локализации проходил без помех и больших жертв со стороны компаний, необходимо преодолеть множество препятствий. Определиться с налоговыми льготами; получить гарантированные рынки сбыта продукции; решить вопрос с поставщиками комплектующих; иметь хорошие коммуникации (высокоточное оборудование требует качественной перевозки), избегать административных барьеров, особенно в регионах (например, длительного оформления документов на земельные участки, где будет размещено производство); уточнить нормативно–правовую базу; исключить противоречивость требований контролирующих органов; ускорить процесс регистрации медизделий (пока идет процедура регистрации, медизделие может обновиться, и тогда процедуру приходится начинать заново); определиться с экспертизой (кто определяет качество медоборудования и его соответствие стандартам и дает разрешение на использование?); обучить кадры. В конце концов, все эти препятствия преодолимы, но, как отметили участники обсуждения, они очень усложняют ситуацию.

Не столь оптимистично, в отличие от сотрудников Минпромторга, воспринимают условия локализации представители иностранных компаний.
Представитель компании «Хартманн», производящей в т.ч. одноразовые медизделия по уходу за больными заявила, что им непонятны последние инициативы Минпромторга. Она, напротив, считает, что они не защищают инвесторов, компания даже приостановила реализацию нескольких своих проектов в России. Это объясняется тем, что, несмотря на гарантированное Конституцией свободное обращение товаров на рынке, положение проекта постановления Правительства РФ «Об особенностях осуществления закупок медицинских изделий для обеспечения государственных и муниципальных нужд», где говорится, что «в отношении закупок медицинских изделий для обеспечения государственных и муниципальных нужд приоритет будет отдан медицинским изделиям, происходящим из Российской Федерации, Республики Беларусь или Республики Казахстан», вступает в противоречие с ФЗ № 44 «О контрактной системе».

Способствовать локализации иностранных компаний может добросовестная конкуренция, в результате которой до потребителя будет доходить только качественный товар. Как считают в компании, последние инициативы не имеют в виду повышение качества производимой продукции. Получается, что у российского производителя будет возможность количественно, а не качественно, увеличить продукцию на рынке.

Ограничения к доступу на рынок иностранных производителей вынудит их уйти с рынка, что, безусловно, негативно повлияет на российскую экономику в целом.

К тому же, уверена представитель компании «Филипс», к процессу локализации надо подходить шире, не просто как к сборочному производству, а как к внедрению научно–исследовательских и опытно–конструкторских работ. В нашей стране разработана стратегия инновационного развития РФ до 2020 г. Согласно ей, доля предприятий, внедряющих инновационные технологии, должна вырасти к 2020 г. до 50%, а валовая добавленная стоимость инновационного сектора в ВПП к тому времени предположительно составит до 20%.

Представители Минпромторга посоветовали иностранным фармкомпаниям вносить свои предложения по вопросам локализации, активнее общаться с ведомством. Обе стороны пришли к выводу, что локализоваться в России нужно, несмотря на определенные препятствия. Это вопрос чисто экономической, политики здесь быть не должно.

Информация предоставлена газетой "Московские аптеки"