Никоретте, Микролакс
20.04.2024 14:24
18+


Финансирование медпроектов фондами прямых инвестиций

Финансирование медпроектов фондами прямых инвестиций фото

На сегодняшний день проблемы финансирования здравоохранения в стране являются самыми острыми в системе финансового обеспечения социальной защиты и медицины в целом. Доминирующим принципом модернизации должна стать сбалансированность ресурсов и обязательств системы ОМС.

Машинцев Юрий Александрович

Директор компании RussianPartners

 

На практике бюджетные средства расходуются преимущественно на содержание медицинских организаций. Развитие и укрепление финансовой устойчивости российского здравоохранения, функционирующего на основе двухканального (за счет бюджетов всех уровней и ОМС) финансирования с постатейным разграничением полномочий между соответствующими структурами возможно в зависимости от выбранной стратегии по следующим вариантам:

  • интеграция страховой системы в бюджетную систему финансирования;
  • переход от постатейного двухканального софинансирования медицинских организаций к долевому софинансированию медицинской помощи;
  • интеграция бюджетных ресурсов в систему ОМС;
  • сохранение сложившейся системы при повышении ответственности органов государственной власти за страхование неработающего населения.

С учетом фактически имеющего место кризиса финансирования здравоохранения наиболее эффективным представляется концентрация ресурсов и ответственности в рамках одного института – социального обеспечения и одной организации – государства, при параллельном финансовом стимулировании (налоги, льготы) добровольного медицинского страхования, как корпоративного, так и индивидуального.

Бюджетное финансирование медицинской помощи является тем институтом, который тождественен в сознании россиян с социальной справедливостью, доступностью и гарантированностью медицинской помощи. Отсутствие культуры страхования, развитого страхового рынка не позволит ОМС в ближайшей перспективе получить адекватное развитие в нашей стране.

Можно выделить основные направления инвестиционных фондов:

  • фармацевтика;
  • медицинские услуги: больничные (общие и специализированные заведения), поликлиники, реабилитационные центры и прочее;
  • медицинская техника.

Во всех развитых странах финансирование идет по всем вышеперечисленным направлениям, однако в России на сегодняшний день ситуация обстоит несколько иначе. Большая часть финансирования стекается в поликлиники и фармацевтическую сферу (большой канал для инвестиций). В рамках российской действительности крайне важно обращать внимание на ряд вопросов, устремлять внимание на них и анализировать возможные предпосылки для дальнейшего развития. В противном случае говорить о развитии нашей медицины просто необоснованно. Речь идет о проектах капиталовложений в больницы и медицинскую технику, привлечении международных финансовых организаций, а также о финансировании исследований и развитии здравоохранения, новых технологий и электронного здравоохранения.

 

Факторы успеха проектов здравоохранения:

 

Структура системы здравоохранения.

Позиции страховых компаний.

Соответствие услуг демографической структуры населения.

Выбор услуги и сегмента.

Наличие команды врачей.

Банковские ставки и связанные с этим цены на медицинские услуги.

Для примера стоит привести параметры проектов госпиталей в Америке:

  • средний размер сотрудников 120–200 человек;
  • сумма затрат на клинику (включая оборудование) 270–300 тыс. долл.;
  • оборот на одного сотрудника: 190–200 тыс. долл.;
  • средняя загрузка: 60–80% (в России до 90%);
  • соотношение сотрудников и пациентов: 3 к 1;
  • соотношение докторов к персоналу: около 16%.

Маржа IBITDA 13–16%.

Что касается платной медицины, когда услуги оказываются за счет средств пациентов, то она должна развиваться на базе частных клиник в соответствии с законами рыночной экономики. Использование зданий и оборудования государственных ЛПУ, созданных на бюджетные средства, а также использование врачами рабочего времени фактически по основному месту деятельности в ущерб пациентам, получающим услуги бесплатно в гарантированном государством объеме, является фактором, усиливающим социальное неравенство и напряженность в обществе.

Не стоит забывать, что высокий уровень социальной защиты является, в свою очередь, фактором экономического роста. Поэтому представляется целесообразным определить следующие налоги в качестве источников доходов целевого бюджетного фонда финансирования здравоохранения:

1. Прямой налог на здравоохранение на доходы (зарплату) самозанятых и состоящих в отношениях по найму по ставке 1%.

2. Косвенный налог на здравоохранение, по типу налога с оборота (вместо доли ЕСН, поступающей в ФФОМС и ТФОМС) по ставке 6%.

3. Средства федерального бюджета в объеме, обеспечивающем сбалансированность финансовых ресурсов и затрат в здравоохранении.

По материалам выступления на Саммите стран – России, Украины и стран СНГ’2010 «Финансирование и инвестирование в больничные проекты и развитие медицинской техники»

Информация предоставлена газетой "Московские аптеки"