Никоретте, Микролакс
13.06.2024 11:02
18+


Фармацевтика онлайн: активность падает, конкуренция растет

Фармацевтика онлайн: активность падает, конкуренция растет фото

Фармрынок в части "электронной коммерции" в нынешнем году "взял паузу". Как сообщают аналитики RNC Pharma, занятые в данной сфере компании в большинстве своем перенаправили вложения на задачи с более четкими перспективами.

Однако динамика все же положительная: рублевый прирост реализации лекарств и парафармацевтической продукции в январе-марте 2023-го составил 2,3% в сравнении с годом прошедшим. Конечно, 2022-й показывал совсем другую, почти 70-процентную динамику при таком же относительном расчете. Но всплеск спроса прошлой весной был связан не с поступательным развитием интернет-сегмента, а с ситуацией ажиотажа: на просторах всемирной сети пациент старался разыскать те наименования, которые в аптечных запасах временно отсутствовали.

В режиме экономии

Общая доля "электронной коммерции" на фармрынке (опять же в рублевом эквиваленте) приблизилась к 80%. Данный показатель сформировался скорее не за счет результатов интернет–ритейла, а из-за относительно невысокой активности покупателей–пациентов в классических аптеках: на смену "пиковому" спросу пришла общая тенденция к экономии средств. Денежные объемы аптечной реализации уменьшились на 7,8% в сравнении с цифрами за тот же период года минувшего. Суммарные изменения в национальной фармрознице (включая нелекарственную продукцию) — также отрицательные, но чуть менее значительные: минус 6,2%.

Общий же объем онлайн–реализации и бронирования фармпродукции за три первых месяца 2023-го составил немногим более 80 млрд. руб. (в итоговых розничных ценах с учетом НДС).

Сегмент крупнейших

Более половины лидеров фармацевтического интернет-ритейла уменьшили свою активность. Однако градус конкуренции тем не менее повысился. И теперь на долю "первой двадцатки" приходится почти 90% электронного фармрынка — 71,4 млрд. руб. из 80,2 млрд. Степень концентрации увеличилась почти на три процента: менее крупные организации чувствуют себя в онлайне достаточно некомфортно.

Самый активный рост показала сеть "Апрель". "Электронные" продажи компании увеличились на 69%, что связано не только с интернет–активностью, но и, в первую очередь, с физическим открытием аптек. За первый квартал 2023 г. в составе организации начали работу 449 новых "точек".

"Серебряным призером" в аспекте динамики стала "Эркафарм&Мелодия Здоровья", прибавившая 53%, а перед этим сменившая собственника и меняющая схемы управления. В «первую пятерку» по приросту в онлайне вошли также "АСНА" с 41%-ным повышением результатов, "Ютека" и "Фармленд" (+31% и 26% соответственно).

RNC e-com фармритейл 1 кв

Информация предоставлена газетой "Московские аптеки"