Никоретте, Микролакс, Метрогил Дента
22.10.2024 17:38
18+

Фармацевтическая помощь XXI века: ФармакоNet

Интернет — это новая реальность и выдающийся феномен современной цивилизации, пример революционного расширения коммуникативного ареала.

Гандель Виктор Генрихович
Член-корр. Международной академии интеграции науки и бизнеса (МАИНБ), к.фарм.н.

Взрывоподобное развитие Интернета и связанных с ним технологий делает его важнейшим информационным ресурсом, обеспечивающим функционирование многих структур общества, направлений его существования и развития. Интернет быстро превращается в "виртуальное государство", размывающее национальные границы, создающее свою киберкультуру и представляющее мощнейшее средство влияния.

С научно–социальной точки зрения, Интернет позволил человечеству преодолеть многовековой синдром цивилизационной "созависимости", связанный с возникновением и доминированием фактора взаимной зависимости сначала в ячейке общества (семье), а затем и в социуме: группах, компаниях, партиях, стратах и пр.

В то же время Интернет, открыв новое "пространство", сформировал и новый тип созависимости, которая может оказаться даже более прочной, чем ее привычные формы. Такой новый феномен может быть охарактеризован как "соNetзависимость" или "Netсозависимость"[1]. Более того, применение Интернета привело к повсеместному развитию "интернетомании", которая уже может рассматриваться как предболезнь — латентный (скрытый) период болезни, или стадия функциональной готовности организма к развитию этого нового заболевания (по типу игромании).

Другими словами, Интернет, выходя за пределы теоретической парадигмы пространства и времени Гаусса — Эйнштейна — Максвелла, способен представлять собой своеобразное виртуальное "шестое"[2] измерение, что, не исключено, открывает перспективу обнаружения последующих измерений условных пространств.

Те, кого не привлекает нумерология, могут называть его "иным пространством".

Уважаемые коллеги! Мы с вами — первое поколение в Истории, получившее уникальную возможность беспрепятственно перемещаться и общаться в этом новом, ранее неведомом и неизведанном "пространстве". За это не грешно поднять мензурку aqua vitae, ей–богу.

Почему приходится акцентировать внимание на свойствах или особенностях "пространств"?

Дело в том, что, попав в «шестое» (или любое иное виртуальное) пространство, выйти из него уже не удастся, как нельзя, например, покинуть пространство наших трех привычных измерений или же пространство времени.

Любая попытка необоснованно ограничить пребывание в информационном или ином виртуальном пространстве может привести к различным неблагоприятным последствиям, как и всякое неадекватное ограничение доступа к чему либо, в особенности к чему либо значимому (существенному) или избыточно привлекательному.

В то же время разумный доступ в «пространство» создает определенные преференции как пользователю, так и "владельцу пространства". Чем больше, легче и проще пребывание в "пространстве", тем неограниченно больше возможностей инновационного воздействия как на само "пространство", так и на его информационное содержание. Известно: кто осведомлен, тот вооружен.

Однако мы до сих пор не имеем убедительного ответа на вопрос, как далеко может увести нас это радикальное расщепление форм человеческого взаимодействия, поскольку эйфория от появившихся возможностей явно зашкаливает и зачастую мешает сосредоточиться на объективном. Кроме того, еще далеко не закончен процесс накопления значимой информации.

Тем не менее, некоторые соображения провизора на затрагиваемую тему представляются уместными.

Отличительной особенностью Интернета как новой формы социального бытия стало снятие привычных локальных внешних ограничений индивидуума и как результат — удаленный доступ к самым разнообразным ресурсам, в т.ч. медицинским и фармацевтическим.

ФармакоNet — это стремительно развивающийся фармацевтический интернет-ресурс как инновационный, коммуникационный, информационный, финансовый и технологический актив (опция) фармацевтического бизнеса, функционирующий в киберпространстве (гиперпространстве, виртуальном пространстве).

Появление платформы ФармакоNet следует рассматривать как качественный прорыв в деле приближения фармацевтической помощи, позволяющий решить многовековую проблему доступности лекарственных средств и сведений о них практически любому потребителю (пациенту), приобретающему в эпоху глобализации и гармонизации медицины и фармации статус самостоятельной индивидуальной ценности, обеспечивающей существование и развитие биосферы в интересах ее обитателей.

Ограничением является лишь возможность доступа к Интернету, что преодолимо.

ФармакоNet сегодня реализуется как:

  • источник информации о заболеваниях, симптомах, применяемых лекарственных средствах, их побочных эффектах, противопоказаниях, производителях, статусе (инновационное, лицензионное, дженерик) и пр.;
  • база данных об аптечных учреждениях и реализуемых ими фармацевтических услугах, включая интернет–торговлю лекарственными средствами и предметами медицинского назначения и др.;
  • возможность получить совет, рекомендацию или профессиональную фармацевтическую консультацию в формате "вопрос — ответ", поместить собственный отзыв о препарате или услуге;
  • доступный свод нормативно–правовой информации в сфере обращения лекарственных средств;
  • инструмент поиска приемлемых для пациента цен и условий предоставления фармацевтической услуги;
  • средство оплаты фармацевтической услуги;
  • веб–портал интерактивных сервисов фармацевтической литературы и библиографии;
  • веб–интерфейс–банк эмпирических и научно-статистических сведений об эффективности, неэффективности, несовместимостях, условиях и сроках хранения и других показателях качества и особенностях применения лекарственных средств.

Фармацевтическая помощь через Интернет может осуществляться как инициативная (самостоятельная), так и рекомендуемая (консультативная). При инициативной помощи, обычно предшествующей приобретению лекарственного препарата, потенциальный пациент самостоятельно отыскивает в Интернете желаемое пособие по одному ему известному алгоритму с учетом уровня социальной культуры, образования, пола, возраста и особенностей характера (индивидуальных особенностей). Как правило, такой пациент стремится найти в сети описание симптомов, которые, как он полагает, наличествуют у него (или его близких) в данный момент, а затем знакомится с информацией о лекарственных средствах, которые при обнаруженных симптомах рекомендуются.

В случае консультативной помощи аналогичный поиск осуществляется уже по рекомендации врача после визита (его или к нему) или как врачебная онлайн-консультация, получившая в последнее время широкое распространение в формате телемедицины. Подобный подход более эффективен, и, следовательно, более успешен в контексте результата на выходе.

Возникает лишь вопрос о легитимности подобного приобретения и возможных при этом рисках для пациента.

В 2009 г. на своей 12–й сессии Совет по правам человека ООН, являясь вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи, принял резолюцию, которая признает, что "доступ к лекарственному средству является основным элементом реализации права каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья". В указанной резолюции подчеркивается "обязанность государств обеспечить доступ ко всем, без дискриминации, доброкачественным и доступным лекарственным средствам, в частности, к основным лекарственным средствам" (в нашей стране — ЖНВЛП).

В результате, возможность приобретения необходимого, в т.ч. самого современного препарата любой фирмы или страны–производителя становится ни с чем не сравнимой опцией Интернета.

Как же реализуется подобная процедура в рамках глобальной фармацевтической помощи? Об этом подробно говорится в обстоятельном обзоре[3], представленном нашими украинскими коллегами с количеством посещений на момент просмотра более 7 тыс., описывающим положение дел в странах ЕС и США. Как следует из обзора, в мире действуют самые разнообразные правила и ограничения на интернет–торговлю медикаментами, определяемые страновыми особенностями (особенностями страны), уровнем развития и эффективностью регуляторной практики.

В большинстве государств практика удаленной торговли медикаментами легализуется введением четких правил, в соответствии с которыми интернет-торговля может осуществляться только на основе реально существующей лицензированной аптеки с заявленными полномочиями, а продаже подлежат в основном безрецептурные лекарственные препараты (ОТС). Минздравы или иные регуляторные органы ведут строгий учет соответствующих сайтов, что обеспечивает больным гарантии качества и безопасности приобретаемых лекарственных средств.

Безусловный императив: не подлежат свободной реализации контролируемые (рецептурные) лекарственные препараты. При необходимости их приобретения условия рецептурного отпуска должны соблюдаться строго в соответствии с указаниями инструкции по медицинскому применению лекарственного препарата (листка–вкладыша).

В случае заказа такого препарата пациент обязан проинформировать о наличии у него соответствующего рецепта: указать название лечебного учреждения, фамилию выписавшего рецепт врача, дату выписки, название и дозировку препарата. Курьер при доставке препарата должен убедиться в наличии рецепта (например, сделать снимок на телефон).

Закон об обращении лекарственных средств должен четко определить порядок и установить границы фармацевтической деятельности в этой части фармацевтической помощи. В первом приближении, очевидно, что все нормативы оптово–розничной торговли при этом должны быть соблюдены с тем, чтобы пациент был огражден от риска приобретения недоброкачественной, фальсифицированной, контрафактной, незарегистрированной или просроченной продукции.

Приобретение лекарственных средств для целей интернет-торговли, их хранение до момента реализации и процедура доставки потребителю должны быть предметом лицензирования со всеми вытекающими требованиями и условиями: наличием соответствующих помещений (собственных, арендованных или контрактных); уровнем образования (компетентности) специалистов, обладающих актуальными сертификатами, медицинскими книжками и пр. В отношении курьера возможно принятие отдельного решения: при работе с рецептурными препаратами зачисление мобильного пенсионера с фармацевтическим или медицинским образованием следовало бы приветствовать.

Учитывая возможные негативные или неприемлемые последствия несанкционированного использования ФармакоNet, цивилизованное сообщество обязано в интересах потребителя установить с учетом местных реалий понятные ограничения, гарантирующие его безопасность и минимизирующие возможные риски.

На основании изложенного, сформулируем основные критические ограничения ФармакоNet:

  1. Свободная интернет-торговля разрешается только ОТС–препаратами.
  2. Рецептурные (Rx) препараты отпускаются только при наличии у потребителя (пациента) рецепта, выписанного врачом. Наличие такого рецепта фиксируется при заказе препарата и подтверждается при его доставке (получении).
  3. Наличие дипломированного сертифицированного специалиста (фармацевта, провизора) при работе интернет-портала является обязательным условием (фундаментальным принципом).
  4. Торговля медикаментами в Интернете является лицензируемым видом фармацевтической деятельности.
  5. ФармакоNet подлежит инспекционной проверке не реже 1 раза в год; "по случаю" — при необходимости.
  6. Налогообложение ФармакоNet должно быть специализированным и включать преференции для отдаленных районов, где для доставки медикаментов возможно применение дронов (беспилотников).
  7. Обучение, переподготовка и совершенствование специалиста ФармакоNet осуществляется по отдельной программе с элементами психологии, что подтверждается выдачей сертификата со сроком экспирации 5 лет.
  8. Несанкционированная деятельность ФармакоNet является административным правонарушением, а при наступлении тяжких последствий — уголовным преступлением.
  9. Реклама ФармакоNet в СМИ подлежит ограничениям, устанавливаемым экспертным фармацевтическим сообществом в форме обязательных требований.
  10. Требования к ФармакоNet в Российской Федерации должны быть гармонизированы с соответствующим законодательством ЕврАзЭС.

Принятие подобных ограничений позволит сделать ФармакоNet значительно менее опасным, чем принято думать, способом получения фармацевтической помощи, причем нередко более информативным, чем, например, консультация фармацевта в аптеке или даже врача на приеме. Цели безопасности достигаются обучением потребителя поиску и анализу интересующей его информации, а не созданием искусственных и часто не оправданных препятствий или ограничений. Бремя такого обучения должно быть возложено как на лечащего врача на приеме (семейного врача), так и на фармацевта (провизора) при отпуске. Семейная и образовательная практика оздоровления, популярная литература или соответствующие ресурсы СМИ на подобные темы, безусловно, сыграли бы положительную роль.

Элементарная фармацевтическая грамотность должна стать нормой бытия потребителя, россиянина в особенности, привыкшего лечиться самостоятельно, по совету соседей, родственников, знахарок, ворожей, "лекарей" и прочих "специалистов" лечебного и фармацевтического дела. Регулярное пребывание заинтересованного потенциального пациента в ФармакоNet со временем приведет к выработке определенной модели личностного поведения, отражающей результат самоанализа в контексте собственных навыков и приемов поиска лекарственных средств для себя и своих близких как по врачебным наставлениям, так и на основе приобретенных ФармакоNet–компетенций.

Гражданин России с младых ногтей с помощью родителей, педагогов и общества обязан усвоить постулат: установить диагноз и назначить лечение, в т.ч. медикаментозное, может лишь соответствующий медицинский работник. Только тогда пациент поверит, что выписанный ему рецепт — это не только и не столько требование врача к фармацевту (провизору) отпустить назначенный препарат, но и официальный документ, подтверждающий профессиональное мнение специалиста о том, что данному индивидууму с учетом его пола, возраста, условий труда и состояния здоровья именно рекомендуемое лекарственное средство с высокой степенью вероятности поможет более, чем что-либо иное. Только ему — и никому другому.

Ответственно заявляю, что ни дореволюционная, ни советская, ни современная российская фармация (но не фармацевтика!), никогда не страдала отсутствием достойных фармацевтических умов. Провизор, гордо и по определению смотрящий вперед, рано или поздно найдет оптимум пребывания в киберпространстве в интересах индивидуума (пациента), социума и государства, которое пока еще никто не отменял и которое должно уделять здоровью своих граждан, несомненно, приоритетное внимание.

Власть просто обязана более трепетно относится к компетентному фармацевтическому мнению, реагировать на него, активно сотрудничать со специалистами. В интересах, прежде всего, народа, ибо наша "элита" давно предпочла лечиться и рожать в иных юрисдикциях.

--------------
[1] Терминология автора
[2] Три привычных измерения Евклидовой геометрии; четвертое измерение Гаусса (искривленное пространство, наблюдаемое в картинах Пикассо, например); пятое измерение — время.
[3] Газета "Аптека", №40 (811) от 17 октября 2011 г. (http://www.apteka.ua/article/100525)

Информация предоставлена газетой "Московские аптеки"