Ввоз в РФ лекарственных средств и фармацевтических субстанций сопряжено с рядом особенностей. При этом многие компании, не согласные с решениями таможни, оспаривают их. И нередко выигрывают дела...
ТАМОЖЕННЫЕ ВОПРОСЫ
Таможенные вопросы, возникающие при ввозе лекарственных средств и фармацевтических субстанций, в первую очередь связаны с их классификацией по ТН ВЭД:
ИХ ПРИМЕР ДРУГИМ НАУКА…
Для фармацевтических компаний вопрос правильной или неправильной классификации имеет весьма весомые финансовые значения. И, когда ошибки таможни влекут за собой прямые убытки, компания обращается к помощи юристов.
Пример 1. Одна из компаний ввозила товар — раствор для приема внутрь в стеклянных бутылках (250 мл), лекарственная форма — раствор дозировкой 25 мг/мл. При таможенном декларировании заявлен код 3003 90 000 0 ТН ВЭД ТС со ставкой ввозной таможенной пошлины 0%. Таможенным органом приняты решения о классификации товаров в соответствии с товарной позицией 3004 90 000 9 со ставкой 3%. Общество обратилось в ФТС России с жалобой. Решением ФТС России требования Общества удовлетворены, и решения таможни отменены. Причем по вполне конкретным причинам: лекарственной формой является раствор дозировкой 25 мг/мл, а товар ввезен в бутылках объемом 250 мл. Так как данный товар не является расфасованным в виде дозированных лекарственных форм либо в формы или упаковку для розничной продажи, его нельзя классифицировать в товарной позиции 3004 ТН ВЭД.
Существует решение Евразийской экономической комиссии от 18.07.14 №119 "О классификации витаминно–минерального комплекса по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза". Оно гласит, что витаминно–минеральный комплекс, являющийся смесью витаминов, микро– и (или) макроэлементов, представленный в виде порошков, драже, таблеток, гранул, порошков в капсулах, не содержащий молочных жиров, сахарозы, изоглюкозы, глюкозы или крахмала или содержащий менее 1,5 мас.% молочного жира, 5 мас.% сахарозы или изоглюкозы, 5 мас.% глюкозы или крахмала, предназначенный для восполнения недостатка витаминов и минералов в организме человека, в соответствии с ОПИ 1 и 6 классифицируются в подсубпозиции 2106 90 920 0 (ставка 10%).
Пример 2. Общество декларировало препарат Магне В6 под кодом 2106 90 980 3 (ставка 5%). Однако смоленская таможня приняла решения о классификации по коду 2106 90 920 0, т.к. препарат не содержит молочных жиров, сахарозы, глюкозы в необходимых количествах. В суде (дело №А62-4396/2015) Общество заявило, что правильный код 3004 50 000 2, поскольку Магне В6 зарегистрирован как лекарственное средство и выиграло дело.
Часто случаются разногласия с таможней по поводу применения 10%–ной ставки НДС. "Налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов при реализации следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства:
При этом лекарственные препараты должны иметь регистрационные удостоверения", — предупреждает партнер, глава практики таможенного права и внешнеторгового регулирования юридической компании "Пепеляев Групп", к.ю.н. Александр Косов. Он же приводит еще один пример из практики (дело №А62-7495/2014).
Пример 3. Таможенный орган отказал в применении НДС по ставке 10% в отношении фармацевтической субстанции, поскольку не представлено регистрационное удостоверение. С даты вступления в силу Федерального закона от 12.04.10 №61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" регистрационные удостоверения в отношении фармацевтических субстанций не выдаются. Постановлением Правительства РФ от 28.08.14 №870, вступившим в силу с 9 сентября 2014 г., внесены изменения в постановление Правительства РФ от 15.09.08 №688.
Для применения сниженной ставки НДС (10%) достаточно подтверждения факта включения фармацевтической субстанции в государственный реестр лекарственных средств. Вышестоящий таможенный орган отменил обжалуемые решения в порядке ведомственного контроля. Отмена оспариваемого ненормативного правового акта не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены права и интересы заявителя. После возврата таможней и поступления на счет Общества 210 млн руб. Общество отказалось от исковых требований. Отказ истца от иска в случае добровольного удовлетворения ответчиком заявленных требований после возбуждения производства по делу судом не является основанием для отказа в возмещении судебных расходов на оплату услуг представителя.
ИНФОРМАЦИЯ К ДЕЙСТВИЮ
"Особого внимания заслуживает пункт 13 информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.12.07 №121. Он касается применения таможенных инструментов для стимулирования импортозамещения и экспорта. В частности применения таможенной процедуры переработки на таможенной территории", — говорит Александр Косов. Здесь возникает налоговая проблема:
Есть и другие проблемные вопросы, на которые обращает внимание представитель юридической компании:
"Важно, что в целях идентификации иностранных товаров в продуктах их переработки могут использоваться иные способы, которые могут быть применены исходя из характера товаров и совершаемых операций по переработке товаров. В том числе путем исследования представленных подробных сведений об использовании иностранных товаров в технологическом процессе совершения операций по переработке товаров, а также о технологии производства продуктов переработки товаров или путем осуществления таможенного контроля во время совершения операций по переработке товаров пп. 5 ст. 242 ТК ТС, — сообщил Александр Косов. — Приемлемость заявленного способа идентификации устанавливается таможенным органом с учетом характерных признаков товаров и совершаемых операций по переработке товаров (ч. 2 ст. 245 ФЗ-311). Отказ таможенного органа в выдаче разрешения на переработку должен быть обоснованным и мотивированным (ч. 7 ст. 249 ФЗ-311)".
По мнению таможенных органов, производство продукции в рамках таможенной процедуры переработки на таможенной территории должно быть полностью обособлено от производства продукции, предназначенной для российского рынка (отдельная технологическая линия, отдельный бухгалтерский и налоговый учет и т.д.), что существенно увеличивает расходы предприятий.
Пример 4. Общество обратилось в таможню за разрешением на применение таможенной процедуры переработки на таможенной территории в отношении фармацевтической субстанции, ввозимой для изготовления лекарственного препарата. Таможня отказала в выдаче разрешения в связи с невозможностью идентификации ввозимой фармацевтической субстанции в продуктах ее переработки. Общество обратилось в ФТС России за консультацией (не жалоба!). Для целей идентификации Общество предоставило:
В результате: ФТС России подтвердила возможность идентификации.
По материалам V Всероссийского конгресса "Фармацевтическая деятельность в России и ЕАЭС: нормативно–правовое регулирование 2017 Зима"