Специализированные мероприятия:

Университетские субботы

Хирургия

ИнтерШарм осень 2017

Национальный конгресс терапевтов

ФармТех



Если пациент хочет жить: о том, что нужно знать каждому

Если пациент хочет жить: о том, что нужно знать каждому
01 февраля 2016

Поднялась температура. Или заболела спина. Или в семье началась аллергия. Ваши действия?
Среди ваших знакомых (а иногда и в семье) наверняка есть те, кто посоветует поступить по принципу: «Ничего страшного, само пройдет!» Главное – потерпеть немножко. Но проходит день, два, три… 

Желанного «само пройдет» почему-то не происходит. Болеющий человек по-прежнему чувствует себя не очень. И, наконец, вызывает неотложку или скорую.

Второй распространенный вариант развития событий – пациент направляется в поликлинику. Но врач примет его только через месяц. А помощь-то необходима сейчас! Далее разворачивается все тот же сценарий: окружающие советуют «подождать и потерпеть».

Множество ситуаций, когда врачам приходится героически спасать жизнь больного, можно предупредить. Но только при одном условии: если мы внимательны к тем, кто нам дорог.

Как  вовремя распознать болезнь и вовремя начать действовать? Чему стоит научиться, чтобы не растеряться ни в кабинете врача, ни в экстренной ситуации – пока едет скорая? 

На вопросы корреспондента Aptekamos.ru отвечает врач неотложной помощи, автор книг «Пока едет «скорая». Рассказы, которые могут спасти вашу жизнь», «Анализы и диагнозы. Это как же понимать?», «О чем говорят врачи?» Андрей Звонков.

Все надо делать вовремя

Что в первую очередь можно посоветовать пациентам и их родным?

– Прежде всего, запомните  истину, которая поможет спасти не одну жизнь и сохранить здоровье многим страждущим: своевременное обращение за медицинской помощью – залог правильного диагноза и эффективного лечения. Почему я об этом говорю?

Потому что, работая сейчас на неотложке (не путайте со скорой), очень часто  приезжаю, когда заболевание уже запущено весьма серьезно. Предвижу встречные обвинения в бестолковости медиков, которые не слушают, что им говорят и о чем просят больные. Пусть эти грехи будут за этими медиками. Тут претензий к больным и их родственникам я не имею. 

Но вот слышать всякий раз в ответ на вопрос «Почему не обращались раньше?» слова «Я думал, само пройдет!» мне уже начинает надоедать. А это приходится слышать каждое дежурство! Особенно «вылавливая» пневмонии у температуривших больше недели пациентов. 

Люди занимались самолечением, на дух не переносили идею принимать антибиотики, пили фервексы и колдрексы, травки. И только, когда уже отхаркивали ржавую мокроту, и начиналась одышка в покое – вызывали. Приходилось госпитализировать таких с пневмонией.

Недооценка серьезности состояния – главная причина запущенности болезни.

– Да, особенно если окружающие говорят «ничего страшного, потерпи». Многие считают, что сбить температуру – значит полноценно вылечиться и выздороветь. Какие процессы в действительности  скрываются за высокой температурой?

Температура – это нормальная реакция иммунитета на инфекцию. Если она поднялась, значит все звенья цепочки под названием «иммунный ответ» включены. Главная цель повышения температуры – сдвинуть «точку лабильности» ферментов с 37 минимум на один градус вверх.  Зачем?

Затем, чтобы увеличить активность лейкоцитов, лимфоцитов, усилить агрессивность белков, нацеленных на уничтожение инфекции. При повышенной температуре теряется намного больше воды, испаряемой с поверхности тела, также теряются соли (электролиты) калия, натрия, хлора и затрачивается много кальция, который участвует во всех механизмах движения. От мышечных волокон мельчайших сосудов до перемещения нейтрофилов в очаге инфекции (подобно амебе). Все эти расходы нужно восполнять: пить и есть. 

Иммунитету нужны глюкоза, легкие белки и кальций. Сердцу нужны калий, натрий, кальций, глюкоза и жиры – и главное, чтобы кровь не густела чересчур.

Люди стараются сбить температуру. Это верное действие, если она слишком высока – около 39°C. Такую трудно переносить.

Температуру 38°C и ниже сбивать не рекомендуется. Куда важнее выпивать 3–4 литра жидкости: минералки (без газа), морсов, молока (все вместе). Сбивая температуру, иммунитету не поможешь. Облегчается жизнь только сердцу.

НО в случае с пожилым больным это очень важно.Как и с маленьким ребенком…

Про самых маленьких

– У детей все «не как у людей». Не смейтесь, это правда. Физиология и анатомия ребенка, активность его иммунитета и психологическая реактивность кардинально отличают его от взрослого. Поэтому любые случаи подъема температуры требуют немедленных мер!

Ребенок перегревается очень быстро и уже при 39°C может потерять сознание и дать судорожный синдром из-за поражения головного мозга температурой.

Охлаждать нужно в первую очередь голову (!), а в случае с грудничком или ребенком до 5 лет – всего малыша, оборачивая его в мокрую простыню. К темени нужно приложить пакет со льдом.

– Неотложку часто вызывают, когда у ребенка круп. Что это за заболевание, чем оно опасно?

– Круп – это воспаление гортани, сопровождающееся отеком слизистой. При  этом болезнь часто «задевает» голосовые связки и верхние отделы трахеи. Дыхание характерное – сип и свист. Не всем родителям удается справиться с крупом самостоятельно!

Поэтому, если у ребенка выраженная одышка и нехватка воздуха, срочно вызывайте скорую!

Потребуется специализированное лечение с ингаляциями лекарств и кислорода. Обычно оно занимает пару дней.

Но без такой помощи можно потерять ребенка.

Для детской жизни опасна и распространенная в наши дни аллергия…

– Ребенок-аллергик – это бомба без предохранителя. Он в любую секунду может стащить кусочек шоколада, мандариновую дольку или виноградину. И если аллергические реакции уже были – даст сильнейшую анафилаксию, с отеком Квинке или даже без него. 

Когда дети – аллергики,  семье нужно всегда иметь под рукой специальный противошоковый набор. А родителям  – уметь пользоваться этим набором.

Кардиограмма – в порядке, а сердце – нет!  

Бывает так, что у человека долго болит спина, он пьет таблетки, а потом выясняется, что это был инфаркт… Как отличить  проблемы с сердцем от радикулита и невралгии?

– Боль кардиальная (сердечная) отличается от мышечной (межреберной) боли или боли невралгической. Но откуда знать больному, как отличить одну боль от другой?

Для диспетчера скорой слова «Боль в груди» или «Болит сердце» – это ключевые слова для приема вызова и срочного отправления бригады. А для медиков – обязательное условие для кардиограммы.

Сразу поясню: кардиограмма (ЭКГ) – это способ подтвердить наличие проблем в сердце, но ни в коем случае не средство для их опровержения!

Отсутствие патологических изменений на ЭКГ не означает, что нет поражения миокарда или иных структур сердца (эндокарда, клапанов).

В своей книге «Пока едет «скорая» я постарался обратить на это внимание. В одном из рассказов можно прочесть, как  удалось реанимировать мужчину с острой коронарной смертью, а изменения на ЭКГ у него появились только спустя пару часов. 

Врач или фельдшер скорой должен оценивать состояние пациента не по одной только ЭКГ, а по совокупности проявлений болезни и жалоб, по наличию «усугубляющих факторов»: возраст, пол, вредные привычки, симптомы-предвестники заболевания. При осмотре – артериальное давление, пульс, дыхание, цвет кожи, губ и прочее. И даже если на ЭКГ «не за что зацепиться», в тактике помощи нужно исходить из общей оценки ситуации. 

Но боль в груди или спине часто бывает никак не связана с сердцем.

– Среди признаков такой, не связанной с сердцем боли, – ее характер и ее зависимость от попытки движения или дыхания. Человек повернулся, глубоко вдохнул – и заболела спина или грудь. Причины такой боли – это:

  • воспаление связок и мышц спины/груди;
  • воспаление/механическое повреждение нервов, выходящих из спинного мозга через специальные отверстия в позвоночнике.

Грудная боль  называется торакалгия, спинная – дорсалгия. Когда врач определяет невралгию, он считает, что боль связана с поражением нерва или его корешка. Фибромиалгия – значит, что больной растянул, повредил или простудил мышцы и связки.  Боль в груди или спине не опасна для жизни, хотя бывает очень утомительна и мучительна.   

Сам пациент и его окружение не могут грамотно определить и разделить причины боли.

Поэтому не затягивайте с консультацией у врача!

Прочь скорей с дивана, от телеэкрана…

Откуда все-таки берутся непонятные и мучительные боли в спине и груди?

– Корень зла всех дорсалгий, торакалгий и пояснично-крестцовых радикулитов  кроется в чудовищной лени обывателей и совокупной малоподвижности.

От малоподвижности ослабевает связочный и мышечный аппарат, укрепляющий позвоночник и всю спину. Рыхлость мышечного корсета груди и спины и периодическая необходимость переносить тяжести или неловкое резкое движение приводят к ущемлению нервов или перерастяжению мышц и связок. Советовать лечение не буду, а лучшей профилактикой являются физкультура и целевые тренажеры, укрепляющие мышцы спины и живота.

Спасение пациентов – дело рук самих пациентов

Быть может, больному не стоит перегружать себя лишними знаниями? Все сделают врачи?

– Нет, сегодня как никогда важно уметь отвечать за свое здоровье.

Нужно многое знать, понимать и уметь. Особенно в условиях идущей реформы здравоохранения. Которая в большей степени показушна, как оказалась показушной нашумевшая система ЕМИАС. 

Частенько человек оказывается предоставлен сам себе и не может получить никакой помощи, кроме того, что знает и понимает сам. Многие врачи стараются обучить пациента. Так происходит во всем мире. Только вот в США и Европе люди намного более эрудированны в вопросах здоровья, чем у нас. Невежество и косность – главные беды жителей России.

Лечение не услуга, пациент не клиент

Возникает резонный вопрос. Человек окончил когда-то среднюю школу и осведомлен  в целом о таких понятиях, как анатомия и физиология, но не помнит из годового учебного курса ровным счетом ничего. Кроме того, что сердце где-то в груди, а мозг где-то во лбу, и голова дана, чтобы "в нее есть". Как объяснить ему весьма непростые процессы, происходящие в этом организме, и угрозы, которые грядут, если не принять мер?

– Что мне приходится слышать чаще всего при подобных лекциях? «Короче, Склифосовский!» Самое главное – это не понимание того, что говорит врач, а доверие к врачу. Доверия нет из-за потребительского отношения: «Зачем мне думать и знать? Вот врач учился 7 лет, пусть он и знает».

Отношение к медикам как к обслуживающему персоналу разрушает взаимопонимание между пациентом и врачом.  Потому давайте раз и навсегда уясним: врач не лакей, больной не клиент, а медицинская помощь не обслуживание. 

Пока, наконец, повзрослеть и самостоятельно отвечать за свое здоровье и свою жизнь.

Детство кончилось. Никто больше не станет уговаривать вас лечиться.  Объяснять – да, обязаны. Обязаны проинформировать о состоянии, о плане лечения и ожидающем прогнозе в любом случае и при любом решении.

Но если вы говорите «нет», дело ваше. Вы взрослые люди. Научитесь понимать правильно и принимать правильные решения. И не вините медиков, что они вас не убедили. 

Трудно «убедить» человека, который мало что понимает из того, что сказал доктор…  Как хоть немного улучшить свои знания о самом главном – здоровье?

– Первым делом научитесь правильно разговаривать с врачом и задавать правильные вопросы (об этом я пишу в своей книге «О чем говорят врачи?»). Научитесь  оказывать первую помощь при различных ситуациях и не ждите, глядя, как умирает человек у вас на глазах. А постарайтесь его спасти, используя нехитрые приемы первой помощи из моей книги «Пока едет «скорая». 

А уж дальше, если захотите научиться разбираться, есть Интернет, есть (и еще будут) другие книги. Доктора Мясников, Бубновский, Агапкин и другие издают тонны книг о том, что важно, как правильно жить, как следить за здоровьем. Несложно найти и курсы парамедиков, где вас на тренажерах обучат первой помощи: реанимации, правилам остановки кровотечений…

Эти курсы не дадут права работать на скорой, но они сделают вас полноценным волонтером-парамедиком, который не растеряется в неожиданной ситуации. Кстати, десять лет назад уже была опубликована книга «Пока едет скорая», написанная педиатром Онучиным. Она посвящена, главным образом, неотложным состояниям у детей, и это тоже очень важно.  

А почему Вы решили написать книгу «Пока едет «скорая»?

– Когда приступал к этой книге, держал в уме главную мысль: чем можно помочь до появления специалистов на месте событий.

При бытовых проблемах (свет отключился, канализация засорилась или  краны потекли) речь о жизни и здоровье не идет. В большей степени тут страдает комфорт. А когда возникает проблема со здоровьем или происходит несчастный случай – от  очевидцев или родных зависит очень многое. 

В книге хотелось наглядно показать правильную оценку серьезности ситуации и адекватную реакцию очевидцев – и  объяснить алгоритм, последовательность действий, которые дадут человеку дополнительный шанс и время жизни. 

В  сборнике «Пока едет «скорая» разбираются порядка тридцати самых вероятных ситуаций, с которыми людям приходится встречаться. Конечно, это не все. Именно поэтому я взялся за вторую книгу, в которую войдут уже не такие частые, но достаточно серьезные случаи. 

Помните о том, что никого ничему нельзя научить, но любой может научиться, если захочет. Нужно дать людям возможность научиться. Сперва возбудить такое желание, потом предложить доступный и интересный учебник, книгу. Обучить для начала элементарным правилам самопомощи и первой помощи, а уж если войдет человек во вкус, то и глубже дать науку о здоровье.  

Давненько вынашиваю идею и план такого учебника для всех. Уже написал первую часть, но времени на продолжение катастрофически не хватает…

Алтайская Екатерина, журналист    

Все статьи и новости АптекаМос >>
Яндекс.Дзен