Специализированные мероприятия:

Электроэнцефалография: максимально уточнить состояние человека

Электроэнцефалография: максимально уточнить состояние человека
26 сентября 2018

Один из основных и самый старый метод нейрофизиологических исследований в рамках функциональной диагностики в неврологии у взрослых и детей – электроэнцефалография (в практике специалистов с 40-х гг. XX в.).

Функциональная диагностика в современных условиях доказательной медицины, когда растет правовой прессинг на медработников (за последние 2 года количество уголовных дел против медиков возросло в 5 раз), повсеместно внедряются стандарты оказания медпомощи, необходима клиническому специалисту. Важное условие качества проводимого исследования – наличие у врача функциональной диагностики сертификата и опыта работы в соответствующей специальности (невролог, кардиолог, пульмонолог).

Функциональная диагностика – это российское изобретение 90-х гг. XX в., когда было принято решение создать в нашей стране такую медицинскую дисциплину, в которой были соединены многие методики, оценивающие функциональное состояние разных органов и тканей организма. Функциональная диагностика подразделяется на кардиологическую, неврологическую, пульмонологическую. Получается, что три разных специалиста были собраны в рамках одной специальности, и вроде они должны разбираться во всех трех, но это не так. Врачи-функционалисты обычно четко делятся на три категории: те, кто осуществляет кардиологические исследования, неврологические и пульмонологические.

На Западе есть клиническая физиология и клиническая нейрофизиология. Последняя как таковая – это очень своеобразная медицинская специальность, и в некоторых странах – это углубленная часть неврологии или психиатрии. В части европейских стран это автономная специализация, которой занимаются отдельные специалисты.

Если человек в России занимается функциональной диагностикой в неврологии, по первому образованию он должен быть неврологом, с клиническим опытом ведения неврологических больных.

Нейрофизиология делится на фундаментальную и прикладную. Первая пытается исследовать патогенез неврологических состояний, представить общие закономерности, а вторая более приближена к нуждам пациентов, применяется для конкретной диагностики уровня (степени) поражения, что позволяет уточнять диагностику и влиять на применяемые терапевтические вмешательства, а также проводить мониторинг их эффективности, оказывая помощь практикующему неврологу.

Суть любой электроэнцефалографии (ЭЭГ) – регистрация биоэлектрической активности мозга человека (без какой-либо стимуляции).

Патологические изменения на ЭЭГ делятся на общемозговые, региональные и особые паттерны. Желательно при составлении эпикриза на ЭЭГ отражать цели проведения процедуры, а также отразить все, даже незначительные моменты. Надо понимать, что нейрофизиолог отправляет пациента на исследование не с тем, чтобы решать некие ребусы. Цель – максимально уточнить состояние человека.

У детей все не так, как у взрослых, в нейрофизиологии тоже. У взрослого человека нервная система уже сформирована, у ребенка она только в процессе формирования. И поэтому у детей могут на ЭЭГ наблюдаться паттерны, которые у взрослых будут однозначно расценены как патология. Нельзя применять к детям те же критерии, что и ко взрослым. Но у многих специалистов принято отправлять детей на ЭЭГ при различных отклонениях, например, нарушениях речи. Нейрофизиолог видит "отклонения" на ЭЭГ, ребенка лечат, через какое-то время есть результат, ребенок начинает говорить, и показания ЭЭГ улучшаются. После этого формируется убеждение, что есть некая патологическая ЭЭГ, но… хотелось бы меньшей категоричности, когда мы говорим о педиатрии. Категоричность вообще вредна в медицине, а в педиатрии особенно.

Зачем нужна ЭЭГ в реальной клинической практике? Для трех основных направлений: для выявления и характеристики пароксизмальных расстройств, выявления критических состояний (смерть мозга, пограничные состояния, прогнозирование развития критического состояния), а в педиатрии – для оценки этапного развития биоэлектрической активности. На ЭЭГ желательно направлять по делу и не ожидать, что станут ясны мысли исследуемого человека или есть ли у него психические нарушения.

По материалам вебинара, проведенного Владиславом Войтенковым, зав. отделением функциональных методов диагностики ФГБУ ДНКЦИБ ФМБА, к.м.н. (организатор "Петербургский союз врачей" и "Фармамед.РФ")

Источник: Анна Гончарова, журналист

Все статьи и новости АптекаМос >>