Переходный этап формирования общего рынка лекарств в странах ЕАЭС вступает завершающую фазу. Уже к 31 декабря 2025 г. все лекарства, обращающиеся на рынке ЕАЭС, должны быть переведены на единые регуляторные правила. Особую актуальность в этой связи приобретает ускорение доступа на общий рынок лекарств, имеющих особую значимость для здоровья населения, а также дженериков и препаратов для лечения орфанных заболеваний.
Между тем до сих пор в бизнес-сообществе и у представителей регуляторных органов ЕАЭС существует некоторое разночтение и недопонимание данной процедуры. О том, как же на самом деле регулируется данный аспект, и какие проблемы еще остаются, говорили на площадках прошедшей недавно Научно-практической конференции «РегЛек-2024».
В конце 2023 года Евроазиатской экономической комиссией было принято Руководство по оценке особой значимости ЛП для здоровья населения, в котором были даны указания для производителей, какую именно информацию нужно представлять в том случае, если он претендует на ускорение процедуры регистрации. В ближайшее время предполагается принятие еще ряда документов, которые предполагают возможность использования данных реальной клинической практики, что знаменует собой отход от классической трехстатейной схемы изучения ЛП и возможность использования, в том числе данных, накопленных на применении препаратов аналогичных групп аналогичных фармакотерапевтических классов и сведений по лечению той или иной нозологии. Об этом рассказалначальник отдела координации работ в сфере обращения ЛС и МИ Департамента технического регулирования и аккредитации ЕЭК Дмитрий Анатольевич Рождественский.
Перед началом процесса ускоренной регистрации заявитель вправе обратиться за предварительной консультацией в уполномоченный орган государства-члена с запросом относительно возможности применения или неприменения ускоренной процедуры в отношении его препарата. Чтобы заявка на особую значимость была рассмотрена, производителю необходимо, во-первых, предоставить доказательства клинически-значимых терапевтических преимуществ его препарата по сравнению с другими терапевтическими методами оказания помощи, а также полный объем требуемых ДКИ и КИ. Это важное отличие данной процедуры от других упрощенных процедур. Если досье препарата не полное, то ЛП претендовать на ускоренную процедуру уже не сможет.
Во-вторых, заявитель должен предоставить данные, подтверждающие потребность системы здравоохранения в ЛП. Они включают сведения об отсутствии альтернативных разрешенных препаратов этиопатогенетического действия, сопоставимых по эффективности и имеющих приемлемый профиль безопасности, подтверждение тяжести исходов целевой нозологии, оценку терапевтической ценности, а также оценку весомости (репрезентативность) прилагаемых результатов на основе сравнительных рандомизированных исследований, выполненных в сравнении с альтернативными методами лечения.
«Безусловными претендентами на ускоренную процедуру регистрации являются молекулы, открывающие фармакотерапевтические классы. Поскольку дженерики, как правило, не имеют никакой дополнительной терапевтической ценности по сравнению с оригинальными препаратами, рассматривать их ускоренную регистрацию возможно лишь в том случае, если оригинальный препарат по каким-то причинам совершенно недоступен на рынке. Также под вопросом находятся и гибридные препараты, поскольку степень гибридности не всегда связана с появлением дополнительной терапевтической ценности. Как правило, такие препараты могут претендовать на процедуру, заходя через более высокую комплаентность. Однако ее оценка не является сама по себе приоритетным фактором оценки значимости препарата», — подчеркнул Д.А. Рождественский.
Возможность ускоренной регистрации дженериков и гибридных препаратов вместе с тем является очень актуальной темой. Не секрет, что воспроизведенные препараты российского и иностранного производства доминируют на рынке, и, по некоторым данным, почти 80% регистрируемых в России лекарств подпадают под это определение.
В настоящее время законодательство ЕАЭС предусматривает процедуру их доступа на рынок на основе проведения исследований их биоэквивалентности. Основополагающим документом, регулирующим их проведение, является Решение №85 Совета ЕЭК, утвержденное в 2016 году. Именно этим документом в целом необходимо руководствоваться при регистрации дженериков на территории ЕАЭС. Об этом напомнила главный эксперт управления №2 по эффективности и безопасности ЛС Центра экспертизы и контроля готовых ЛС ФГБУ «НЦЭСМП» Минздрава России Анна Петровна Соловьева.
По словам эксперта, указанные правила распространяются на препараты в виде твердых лекарственных форм для приема внутрь с немедленным высвобождением действующего вещества, а также содержат требования к планированию и проведению исследований БЭ путем изучения сравнительной биодоступности разновидностей этих и других видов ЛФ в соответствии с общими требованиями. Если БЭ невозможно подтвердить с помощью исследований биодоступности, проводятся фармакодинамические или клинические исследования в рамках изучения БЭ.
В Решении №85 устанавливаются также критерии, в соответствии с которыми проведение исследований биодоступности in vivo не требуется для дополнительных дозировок для отдельных видов ЛФ, а также для процедуры биовейвер, основанной на биофармацевтической системе классификации, направленный на уменьшение количества проведении исследований БЭ in vivo. То есть проведение исследований можно избежать, если биоэквивалентность будет подтверждена данными, полученными in vitro.
Однако, по словам А.П. Соловьевой, приложение в части использования биовейвера подверглось значительным изменениям. В новой редакции представлен более подробный объем тех необходимых документов, которые должны быть представлены, и более детально описана вся процедура в целом.
«При разработке того или иного воспроизведенного препарата важно тщательно анализировать требования, изложенные в Приложении 1 85-го решения, и планировать те или иные КИ уже на этапе разработки. Кроме того, есть Рекомендации Экспертного комитета, где помимо утвержденных референтных препаратов зачастую содержатся необходимые ссылки на программы исследований для воспроизведенного препарата. В частности, могут определяться параметры, по которым необходимо анализировать другие особые требования. В любом случае для того, чтобы быстрее выйти на рынок, лучше подавать максимально обширную информацию обо всем, что касается препарата», — подчеркнула эксперт.
Что касается гибридных ЛП, то заявитель должендоказать отсутствие изменений в фармакокинетике активной части молекулы, фармакодинамике, токсичности, которые могут существенно повлиять на профиль безопасности и эффективности. Дополнительно могут потребоваться КИ в том случае, если идет речь о другом способе применения, новом пути введения, других показаниях и т.д. Для гибридных препаратов возможно частичное использование данных референтного препарата, но могут потребоваться и дополнительные результаты отдельных собственных КИ.
Еще одной категорией препаратов, для которых возможна ускоренная процедура вывода на рынок, являются ЛП, действующее вещество которых уже хорошо изучено в ходе медицинского применения. При этом признаны его эффективность и безопасность, подтвержденные подробными библиографическими ссылками на опубликованные данные о пострегистрационных или эпидемиологических исследованиях. Однако при таких условиях должно пройти не менее 10 лет с даты первого систематического и документального применения действующего вещества не менее чем в 3 государствах-членах.
Начиная с 2021 года национальная процедура регистрации ЛП прекратила свое действие. Однако с 1 сентября 2024 года вступает в силу новая редакция статьи 20 закона №61-ФЗ, которая вновь внедряет процедуру присвоения орфанного статуса в российское регулирование. В законе устанавливается перечень необходимых документов для экспертизы о возможности рассматривать ЛП как орфанный.
Как рассказала член регуляторного комитета Ассоциации международных фармацевтических производителей Дарья Владимировна Кондрашова, в отношении орфанных ЛП в правилах ЕАЭС и РФ предусмотрены некоторые регуляторные исключения. В частности, при регистрации таких лекарств по правилам ЕАЭС не требуются данные локальных КИ, снижен объем лабораторной экспертизы и предоставлена возможность провести ее дистанционно в лаборатории производителя и/или с использованием электронного документооборота и средств дистанционного взаимодействия. Заявителям также доступны альтернативные способы регистрации, а именно ускоренная процедура регистрации и регистрация с установлением пострегистрационных обязательств. Так или иначе, при регистрации орфанных препаратов в ЕАЭС необходимо предварительно зарегистрировать данный препарат в одном из государств-членов Союза, причем локальной процедура принята лишь на территории РФ.
По словам Д.В. Кондрашовой, регистрация в референтном государстве и государстве признания связана с рядом проблем: «Во-первых, в ЕАЭС отсутствует централизованная процедура признания препарата орфанным. Во-вторых, существует неопределенность указания государства признания в заявлении на регистрацию в референтном государстве. В-третьих, есть сложности с выполнением требований к РД в части проведения локальных КИ. Наконец, невозможно зарегистрировать уже зарегистрированное МНН с отдельным наименованием для орфанного показания».
В то же время любая неопределенность — это всегда возможности. Так, Приложением №15 к Правилам предусмотрена оценка распространенности заболевания на этапе экспертизы при регистрации препарата, если в связи с показаниями к его применению может быть присвоен статус орфанного. Руководством ЕЭК по выбору торговых наименований ЛП №2 также учтена регистрация ЛП с отдельным торговым наименованием по отдельному орфанному показанию.
Эксперт обратила внимание на несогласованность отображаемой информации в регуляторных документах и в реестрах. Например, экспертные отчеты, как правило, не содержат указания на орфанность ЛП, даже при наличии нозологии в «Перечне орфанных заболеваний», также отсутствуют указания орфанности в ГРЛС и в Едином реестре ЕАЭС.
Кроме того, с точки зрения регуляторики отсутствует возможность присвоения орфанного статуса ЛП, зарегистрированным до вступления в силу требований №61-ФЗ статей 20 и 21 (до 1 января 2025 года) и после вступления в силу решения Совета ЕЭК №128 (после 31 декабря 2020 года). Остается неясность и последующих действий заявителя в отношении препаратов, прошедших процедуру приведения в соответствие, как в референтном государстве, так и в государстве признания.
Источники:
Рождественский Дмитрий Анатольевич, начальник отдела координации работ в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий Департамента технического регулирования и аккредитации Евразийской экономической Комиссии (ЕЭК)
Соловьева Анна Петровна, главный эксперт управления №2 по эффективности и безопасности лекарственных средств Центра экспертизы и контроля готовых лекарственных средств (ФГБУ «НЦЭСМП»), кандидат медицинских наук
Кондрашова Дарья Владимировна, член регуляторного комитета Ассоциации международных фармацевтических производителей
По материалам Научно-практической конференции «Регуляторная практика и регистрация лекарственных средств» — «РеглЛек-2024»