Никоретте, Микролакс, Тизин
25.01.2025 13:27
18+

Для фармацевта очень важно умение работать с людьми

На сегодняшний день аптечная сеть "Мепико" насчитывает шесть аптечных предприятий.

Они находятся в районе ст. м. "Алексеевская", "Полежаевская", "Шоссе Энтузиастов", "Бауманская", а также на Велозаводской ул. и Рублевском ш.

О работе одной из самых известных аптек сети, расположенной рядом с выходом из метро "Алексеевская", рассказывает ее заведующая — молодой перспективный специалист Марина Николаевна Пащенко.

Марина Николаевна, расскажите немного о себе. Почему выбрали профессию фармацевта?
— Я с детства мечтала связать свою жизнь с медициной, ближе к окончанию школы определилась и выбрала профессию фармацевта, т.к. считаю, что они очень близки. В 2002 г. окончила Архангельский медицинский колледж, а с 2003 г. начала работать фармацевтом в аптеке сети "Мепико", расположенной на ВДНХ в павильоне "Здоровье". Наша аптека открылась в 2008 г., а я перешла сюда на должность заведующей уже в 2010 г. Не так давно я решила получить второе образование, так сказать — расширить свои познания, и поступила на экономический факультет Московского областного институту управления и права.

Каким, на Ваш взгляд, должен быть идеальный руководитель аптеки?
— Я думаю, что руководитель должен, в первую очередь, знать азы управления аптечным учреждением и коллективом, нельзя быть руководителем-дилетантом.

Но самое главное, пусть это и банально прозвучит для кого–то, — всегда должен относиться с пониманием как к каждому члену своего коллектива, так и к каждому посетителю. Нужно думать о каждом человеке как об отдельной личности и уметь найти к нему правильный подход, ведь все люди нуждаются в участии и добром слове!

Откуда появилось такое название аптеки — "Мепико"?
— Наша первая аптека, расположенная на ВДНХ, называлась "Эмма Мепико", а со временем осталась часть названия, которая означает "Медицинская промышленно–инвестиционная компания", т.е. эта часть от учредителей так и осталась, по названию "Мепико" аптеку знает большая часть населения, поэтому менять название не стали.

Учитывались ли особенности района, контингента с точки зрения социальной его составляющей при открытии аптеки?
— Безусловно, особенности района учитывались. Аптека находится в шаговой доступности от метро. На первом этаже здания, в котором расположена аптека, находится магазин, который, как и мы, открыт круглосуточно, поэтому посетителей у нас всегда очень много! И я могу сказать, что на 60% наши постоянные клиенты — это жители района.

Помещение у вас относительно небольшое, но ассортимент представлен достаточно широкий. Как удается грамотно использовать пространство?
— Наш ассортимент насчитывает порядка 10 тыс. наименований, в аптеке работают 5 касс! У нас очень большая проходимость, и очень много постоянных клиентов. Несмотря на то, что на фармацевтическом рынке конкуренция сейчас большая, я могу с уверенностью сказать, что многие крупные аптечные сети не предоставляют такой широкий ассортимент. Время от времени мы делаем переоборудование в аптеке, стараясь более полно представить на витринах препараты, лечебную косметику, медицинскую технику. Изначально аптека выглядела иначе, мы увеличили прикассовую зону, выделили зону для подгузников и средств гигиены.

У нас закрытая форма торговли, поэтому мы стараемся поставить как можно больше витрин, чтобы посетители могли ознакомиться с продукцией.

Фармацевт не может заменить врача, но… ведь люди чаще чем к врачу, идут в аптеку за советом, что лечить и чем лечить. Что Вы думаете о компетенции фармацевта в общении с потенциальным покупателем?
— Да, фармацевт не может заменить врача, но в 60% случаев, когда люди обращаются к нам по достаточно простым вопросам, мы можем дать квалифицированный совет. Зачастую плохую службу нам оказывает… реклама. Она вводит людей в заблуждение. Увидят по телевизору, услышат на радиоволнах и бегут в аптеку, совершенно не думая о том, что прием лекарств для каждого пациента индивидуален. Люди забывают о том, что у препаратов есть противопоказания, побочные эффекты, и в таких случаях фармацевты пытаются разъяснять, почему нельзя приобретать лекарство без рекомендации врача. Безусловно, к врачу сложно попасть. Очень часто пожилые люди жалуются на то, что им тяжело сходить за талоном, выстоять очередь, поэтому они идут за советом к нам. Нужно уметь правильно донести информацию, чтобы человек не обиделся на нас и понял, почему мы настоятельно рекомендуем обратиться к врачу.

Вообще для фармацевта очень важно умение работать с людьми. Каждый вечер у нас бывает большой наплыв людей, и специалист должен быстро и грамотно проконсультировать посетителя, понять его потребности. Рядом с аптекой имеются сложности с парковкой, поэтому многие люди торопятся, и фармацевт должен уметь грамотно выйти из этой ситуации, помочь с выбором товара и уладить возможные конфликты.

У вас в аптеке цены на товары не высокие. Как удается придерживаться такой ценовой политики?
— У нас очень небольшая наценка. Мы понимаем, что если повысим цены, покупателей у нас будет меньше. Мы не стараемся заработать на людях, может быть, умышленно идем на минимизацию прибыли, но стараемся удовлетворить их потребности и все делаем для того, чтобы посетители возвращались к нам. Ведь мы позиционируем себя как аптеку низких цен.

К нам люди приходят с целыми списками, потому что знают: в наличии есть недорогие препараты, мази, настойки и мн. др. Иногда наши цены на лекарственные препараты оказываются ниже «рекомендованных», потому что мы работаем только с крупными, проверенными поставщиками, они, в свою очередь, предоставляют нам скидки. Если говорить о нынешнем положении с ценами, то еще до Нового года мы постарались спрогнозировать ситуацию и сделать товарный запас.

Предоставляет ли аптека какие–то скидки?
— Сейчас у нас как раз вводится новая система скидок, планируем выдавать посетителям собственные дисконтные карты. На данный момент при покупке на сумму от 2000 руб. можно получить скидку 2%, при покупке на сумму 3000 руб. — 3%, и владельцу "Социальной карте москвича" мы также предоставляем скидку в размере 3%.

Какие факторы влияют на формирование ассортимента? Что в Вашей аптеке пользуется наибольшим спросом?
— Безусловно, мы учитываем спрос, ведем журнал дефектуры, который заложен в нашу программу. Очень часто люди подходят ко мне, просят заказать какой-то препарат, мы всегда идем навстречу, работаем с каждым индивидуально. Аптека у нас работает круглосуточно, товар мы получаем ночью. Поэтому буквально на следующий день можно получить свой заказ. Наибольшим спросом, конечно, пользуются лекарственные препараты. Рядом с нами расположены поликлиники — детская и взрослая, много людей оттуда сразу приходят к нам. Большим спросом пользуются диабетические, сердечно–сосудистые препараты, товары для детей. Но и большой выбор лечебной косметики тоже занимает достойное место на витринах, ею интересуются и приобретают.

Какие маркетинговые ходы используются для привлечения клиентов и увеличения продаж?
— Если мы начинаем ощущать конкуренцию, то используем свои маркетинговые ходы — проводим различные акции, дарим подарки. Примерно 2–3 раза в неделю к нам приходят консультанты по медицинской технике, косметике — и населению это очень нравится! Также к нам приезжают консультанты по применению подгузников, что как дополнительный плюс отмечают молодые родители.

Наша аптека большая, многие компании хотят сотрудничать с нами, а мы всегда идем им навстречу и очень рады любым интересным предложениям! Сейчас появляется очень много новинок. Бывает такое, что фармацевт ушел на выходные, а за это время в аптеке появилось много новых позиций! И их нужно изучить. Так что к плодотворному сотрудничеству с фармацевтическими компаниями мы относимся очень позитивно!

Также очень часто мы продаем дешевле препараты с ограниченным сроком годности, о чем предупреждаем наших посетителей. Например, до окончания срока годности препарата остается полгода, а его можно купить практически по себестоимости.

Вот Вы отметили, что рады любым интересным предложениям от компаний–производителей. А какие формы сотрудничества были бы интересны сотрудникам и в плане продвижения товара, и в плане фармобразования?
— У нас на месте постоянно проходят фармкружки, фармацевты посещают выездные тренинги, семинары. Запись на фармкружки у нас расписана на 2 недели вперед! Также для нас очень важны тренинги по психологии, т.к. фармацевт должен уметь грамотно общаться с посетителем. Мы обговариваем каждую ситуацию, потому что бывают случаи, когда даже опытные специалисты теряются и не знают, как себя вести. Конечно, мы посещаем конференции как в Москве, так и за рубежом.

Познакомьте с вверенным вам коллективом.
— На сегодняшний день в нашей аптеке трудятся 14 фармацевтов и провизоров, и 2 маркировщика — вот такой очень большой, дружный коллектив. Многие из них работают уже очень много лет. Есть и такие, кто приезжает на работу даже из Тулы. Генеральный директор компании Эдуард Юрьевич Давыдов очень грамотно организовывает работу, за что мы ему очень благодарны.

Как, по Вашему мнению, можно помочь фармацевту эффективно работать?
— Я думаю, постоянным обучением, повышением квалификации, расширением кругозора. Помощь должна быть не только узкоспециализированной. Можно прекрасно разбираться в препаратах, но не уметь работать с людьми, правильно выйти из той или иной ситуации.

Как стимулируете работников, чтобы у фармацевтов был интерес к работе, к увеличению продаж, а значит, и успешности аптечного учреждения?
— Есть разные виды мотивации, включая и стимулирование в денежном эквиваленте, это зона ответственности опять же руководства компании. Определенных программ у нас нет, мы не стараемся сознательно увеличивать продажи. Самое главное для нас — это помощь людям. Препараты сейчас очень дорогие, и не каждый человек может позволить себе приобрести их. В этом случае мы стараемся посоветовать более доступный по цене качественный дженерик. Если говорить о зарплате, у нас она очень достойная. И люди это ценят, поэтому в нашей аптеке практически нет текучести кадров.

Вы по жизни оптимист?
— Я оптимист и всегда верю в то, что все будет хорошо, и мы справимся с любой ситуацией!

Время сейчас тяжелое. Чего Вы ожидаете от 2015 года?
— Мы надеемся, что ситуация на рынке стабилизируется. Не секрет, что в последнее время цены в связи с кризисом повысились, но мы все равно надеемся на лучшее, планируем развиваться дальше, открывать новые аптеки. А от фармацевтических компаний ожидаем выхода новых, интересных, а главное, эффективных препаратов!

Информация предоставлена газетой "Московские аптеки"