Фармацевтический рынок по-прежнему представлен в большинстве своем иностранными игроками.
Доля импорта на отечественном рынке ЛП составляет 75%, если считать в денежном эквиваленте, что на 3% ниже, чем 2015 г., и на 1% ниже итогов 2014 г.
Несмотря на некоторые трудности, которые испытывают поставщики в настоящее время, дистрибутор продолжает оставаться общепризнанным связующим звеном между производителем и розницей. Аптеки при выборе поставщика, прежде всего, ориентируются на цены, ассортимент, возможности оплаты. И здесь выигрывает тот, кто предложит товар по конкурентоспособной цене и с лучшим уровнем сервиса.
О ситуации в сфере фармацевтической дистрибуции лекарственных препаратов в России рассказывает директор по развитию аналитической компании "АРЭНСИ Фарма" (RNC Pharma) Николай Беспалов.
На рынке фармацевтической продукции традиционно существует трехступенчатая система снабжения лекарственными средствами: производитель — дистрибутор/логист — аптека. Таможенные и складские услуги в России намного дороже, чем на Западе. Производитель подписывает с логистическим оператором договор на аренду площади, договор на складское обслуживание, договор на консалтинг по поводу получения производителем лицензии на фармдеятельность сначала в Минздраве, потом в Росздравнадзоре, договор на сертификацию, договор с таможенным брокером.
Мелкие дистрибуторы получили возможность покупать товар у производителя, что гораздо дешевле, чем у крупного дистрибутора. Производитель не давал объявленных скидок крупным дистрибуторам и мог себе это позволить.
На фармрынке изменились приоритеты. Производитель получает рост объемов продаж без дополнительных расходов, эффективные компании получают шанс на рост. При этом компании неэффективные рынок покидают.
У дистрибуторов сменились лидеры: "Катрен" за 5–6 лет с пятого места поднялся на первое, "Протек" сместился на второе, не отличается стабильностью положение компании "Роста", в первой пятерке — "Пульс" и "СИА Интернейшнл". По итогам 2016 г., вышеперечисленных фармдистрибуторов согласно оценке IMS Health относят к группе национальных, с объемом поставок в среднем за квартал от 9000 млн руб.
Центральным событием с начала года стала стремительная сделка, в результате которой Alliance Healthcare Rus влился в состав активно растущей АС "36,6". Ранее шел процесс интеграции финской "Ориолы", которая поглощалась все той же "36,6".
Анализируя историю ухода с рынка тех или иных оптовых компаний, несложно проследить четкую корреляцию. Во–первых, чаще всего они уходят не поодиночке, а группами, а значит причины носят в известной степени системный характер, а во–вторых, этот уход всегда сопровождается каким–нибудь более или менее значимым внешним воздействием, будь то влияние кризисных явлений в экономике, либо изменение регуляторной политики, которые также сказались на финансовом состоянии оптовиков. Так что очередная волна расчистки оптового рынка панику уже не провоцирует, причины ее понятны.
ТОР-10 фармдистрибуторов на рынке прямых поставок ЛП
(с учетом льготных поставок, в т.ч. в регионах в денежном выражении)
Рейтинг |
Дистрибутор |
Центральный офис |
Доля на рынке отгрузок в точки конечной реализации, % (I–II кв. 2016 г.) |
Доля на рынке отгрузок в точки конечной реализации, % (I–II кв. 2015 г.) |
1. |
Катрен |
Новосибирск |
16,71 |
15,29 |
2. |
Протек |
Москва |
15,93 |
11,83 |
3. |
Пульс |
Москва |
10,69 |
8,50 |
4. |
Роста* |
Москва |
5,73 |
5,92 |
5. |
СИА Интернейшнл* |
Москва |
4,56 |
4,64 |
6. |
Р-фарм |
Москва |
4,00 |
4,09 |
7. |
БСС |
Санкт-Петербург |
3,90 |
2,81 |
8. |
Фармкомплект |
Нижний Новгород |
3,47 |
2,96 |
9. |
Alliance Healthcare* |
Москва |
2,58 |
6,34 |
10. |
Евросервис |
Москва |
1,40 |
1,37 |
|
|
|
|
Источник: |
-------------
*экспертная оценка
КАК ЗАЩИТИТЬ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ
Возможно, трехступенчатая система работы в ближайшем будущем кардинально поменяется. Причины тому:
1. Захватническая деятельность компании "36,6", а именно покупка и отказ оплачивать обязательства компании "Ориола" (ущерб производителю составил 2 млрд руб.) и теперь "Альянс" (ущерб производителю – 5 млрд руб.) подорвал веру многих производителей в добропорядочность дистрибуторов. Дистрибуторы, передавая свой бизнес с долгами, товарным запасом, получают прибыль и уходят с низкомаржинального рынка фармдистрибуции. Западные фармпроизводители, понимая, что в России они на 100% не защищены законом, испытывают кризис доверия к компаниям-дистрибуторам.
2. Появились крупные аптечные сети: "АСНА" (4–5% рынка фарминдустрии), к ним приближается "36,6". Существуют сети из малого числа аптек (около 100), как например, "Самсон–Фарма", которые много лет получают стабильную прибыль и являются платежеспособными. Более того, 80% аптек в России входят в состав сетей из 10 и более предприятий. Аптечные сети как явление отсутствуют в Европе (в Германии, Франции), но существуют в Великобритании и Италии. Вероятно, эти страны стоит рассматривать как пример, по их "лекалам" будут кроить российский фармрынок.
3. В мире происходит объединение фармпроизводителей. Самые крупные сделки по слиянию — это сделки по объединению фармкомпаний. Снизить риск неоплаты — основная задача производителей. Особенно это актуально в кризис. Притом, что 90% компетенций дистрибуторов — это логистические функции, а 10% — функции маркетинга — готовы подхватить крупные аптечные сети. Проблема состоит в том, что логистические подразделения компаний не играют никакой роли в принятии решений.
Необходимо защитить производителя от риска неплатежеспособности посредников. Производители стремятся поставить товар в аптечную сеть, что сопряжено со следующими трудностями:
Только решив эти проблемы, путем переговоров или дополнительных договоренностей между участниками фармрынка, логистический оператор сможет предложить сервис нужного качества, по нужной цене, при этом качество логистического сервиса, хотя и не играет главной роли, должно быть безупречным.
А ЧТО НА ЭТО ОТВЕТЯТ ДИСТРИБУТОРЫ?
Основным вызовом фармрынку дистрибуторы называют существенное сокращение прибыли. Представители дистрибуторских компаний считают, что в настоящий момент аптечный рынок не столь прозрачен, как хотелось бы. Общее состояние рынка по платежной дисциплине расценивается как крайне неудовлетворительное. В этой ситуации дистрибуторы более доверяют небольшим аптечным сетям, т.к. крупные компании позволяют себе не спешить с выплатами задолженностей.
Говоря о прогнозах на рынке фармацевтической дистрибуции на 2017 г., не стоит загадывать далеко вперед. Любой прогноз актуален лишь на данный момент, и может быть пересмотрен в случае изменения макроэкономической ситуации или регуляторной политики.
По материалам II Международной конференции "Стандарты качества фармацевтической логистики"