В рамках онлайн–конференции специалисты обсудили законодательные аспекты, связанные с организацией онлайн–торговли и доставки лекарственных препаратов.
Каковы требования к компаниям, планирующим создание интернет–аптеки в соответствии с Федеральным законом №105–ФЗ? Кому доверить доставку? Как правильно реализовать маркированный товар онлайн?
Пандемия ускорила принятие Федерального законаот 03.04.20 №105-ФЗ "О внесении изменений в статью 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств".
По данным на 2 июля, Росздравнадзором выдано 81 разрешение на осуществление торговли лекарственными препаратами дистанционным способом.
Постановление Правительства РФ от 16.05.20 №697 утвердило правила выдачи таких разрешений и определило условия, которые должны соблюдать аптечные организации при торговле и доставке лекарственных препаратов дистанционным способом.
И фармацевтические производители, и представители профессионального аптечного сообщества в один голос говорят, что сейчас, в самом начале нового вида деятельности, онлайн–торговли лекарственными препаратами, они ориентируются на опыт европейских стран. А первые итоги российского опыта смогут подвести только в конце 2020–го — начале 2021 г., чтобы скорректировать нормативно-правовую базу.
Нелли Игнатьева, исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей (РААС), напомнила, что в международной практике нет примеров, когда рецептурные препараты можно купить вне аптек или заказать по интернету.
Нет и опыта доставки лекарственных препаратов через маркетплейсы (онлайн-магазины электронной торговли), зато международный опыт жестче с точки зрения информационного взаимодействия между аптекой и пациентом. Например, во Франции рецепт регистрируется пациентом в личном кабинете на сайте аптечной организации. Окончательное решение на выдачу препарата принимает фармработник аптечной организации. Игнатьева отметила, что в России мы пока не готовы к реализации рецептурных лекарственных препаратов онлайн, несмотря на введение маркировки, которая должна обезопасить розничный фармацевтический рынок от фальсифицированных и недоброкачественных препаратов.
"Ориентир, что маркировка решит многие задачи информационного учета и мы будем готовы к рецептурным препаратам, преждевременен. Речь идет о другой информационной системе, которая соединит всех участников в системе лекарственной терапии, такой практики у нас на сегодня нет", — сказала Нелли Игнатьева.
Она уверена, что торговле лекарствами через интернет и доставке быть. Европейский опыт показывает, что фармспециалисты проходят дополнительную подготовку, чтобы получить право на осуществление такой деятельности. Но доставка фармацевтами и провизорами стоит в разы больше, чем курьерские услуги.
Других участников рынка, которые хотят заниматься дистанционной торговлей ЛП, она призвала становиться полноценными участниками розничного фармрынка и выполнять все соответствующие лицензионные требования, предъявляемые к аптечной организации.
"Дистанционная торговля — это всего лишь удобство, а за него надо платить. Но ставить такую глобальную цель, как улучшение лекарственного обеспечения населенных пунктов, пока преждевременно. Это задача будущих периодов. Как продавались лекарства в аптеках, так они и будут там продаваться, дистанционная торговля — лишь дополнительный вид деятельности", — сказала исполнительный директор РААС.
ПОЧЕМУ НЕ 5?
Согласно закону, дистанционно смогут торговать аптеки, которые имеют лицензию не менее одного года; более 10 точек продаж на территории РФ; сайт, где можно выбрать способ оплаты; систему электронных или мобильных платежей; собственную (или договорную) курьерскую службу с технологиями термоперевозки.
Пункт о наличии 10 аптек вызывает недоумение и даже возмущение в регионах, где средняя по размеру сеть обычно состоит из 4–5 аптек. Получается, что в отдаленных регионах, где население как раз нуждается в доставке препаратов, такие сети не смогут осуществлять торговлю ЛП дистанционным способом.
"Почему 10 аптек, не 5? Какими критериями руководствовались при этом? А индивидуальные предприниматели также получали лицензию на фармдеятельность на общих основаниях, почему они выброшены их списка? Они такая же юридическая структура, также несут ответственность", —отметила Виктория Преснякова, исполнительный директор СРО "Ассоциация независимых аптек". В конце мая Ассоциация отправила официальное письмо в ФАС. АСНА считает нарушением конкуренции тот факт, что из списка региональных аптек вычеркнуты те, которые не имеют 10 точек продаж, но при этом работают в отдаленных районах.
Исполнительный директор АСНА рассказала об опасениях, связанных с процедурой доставки. Торговля лекарственными препаратами дистанционным способом предполагает прием, формирование, хранение, доставку (перевозку) заказанных ЛП и их отпуск. Но перевозка исключена при получении розничной лицензии, это юридическая коллизия, с которой столкнулись аптеки. Либо надо включать в лицензию перевозку, либо аптеке получать оптовую лицензию. Доставку заказов, сделанных онлайн, сможет осуществлять аптечная сеть, которая получит на это разрешение. По данным Пресняковой, практически половина аптек, подавших заявление по регламенту в Росздравнадзор, таких разрешений не получила. Также аптека имеет право воспользоваться договором на услуги с логистической компанией. "В таком случае у нас должны быть в руках инструменты контроля за доставкой препарата с соблюдением всех требований. Мы боремся за свою профессиональную безопасность, безопасность пациентов, вся ответственность лежит на провизоре и аптеке, — подчеркнула Виктория Преснякова. — Ведь если у пациента будет негативный опыт, например, при приеме заказа или в дальнейшем при использовании приобретенного лекарственного препарата, претензии он будет предъявлять не курьеру, а именно аптеке".
КАК ОБЕСПЕЧИТЬ ОБРАЩЕНИЕ МАРКИРОВАННОГО ТОВАРА?
Заработавшая 1 июля этого года система мониторинга движения лекарственных средств (с обязательной маркировкой) показала, что на 100% ни производители, ни аптеки к ней не готовы. Виктор Дмитриев, генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей (АРФП), рассказал, что часть производителей до сих пор не могут закончить пусконаладочные работы в связи с тем, что специалисты из–за рубежа не могут приехать в страну для обслуживания оборудования из–за ограничений, связанных с коронавирусом.
С трудностями сталкиваются и те, кто готовы к маркировке. Например, есть компании, которые останавливают производство на период от 10 до 48 час. из-за отсутствия обратной связи с операторами системы. Это может привести к дефектуре на рынке.
Тем не менее маркированная лекарственная продукция уже есть на рынке. Как обеспечить ее обращение при дистанционной торговле?
Разъяснения дал Станислав Позарков, руководитель направления развития маркировки компании OFD.RU (оператор фискальных данных).
Федеральная налоговая служба России (ФНС) определила, что в первом чеке, когда речь идет о предоплате и когда непонятно, какая именно пачка ЛП была продана в силу многообразия, код маркировки может не передаваться. В чеке будут указаны наименование ЛП и информация о внесенной предоплате. Код маркировки появляется в момент передачи товара непосредственно клиенту. В момент передачи препарата интернет–магазин (аптека или маркетплейс) должен сформировать второй чек, закрыть предоплату, внести в чек код маркировки.
Здесь может быть несколько вариантов, которые зависят от бизнес–процессов, ограничений законодательного характера. Наиболее логичный вариант, по мнению Позаркова, — это использование курьером мобильного приложения, терминала сбора данных либо мобильного телефона, который при доставке считывает код маркировки с упаковки, формирует чек, передает в определенный сервис, сформированный электронный чек уходит в ФНС и код маркировки автоматически передается в систему маркировки. Второй вариант — предварительное сканирование кода маркировки непосредственно перед передачей службе доставки, передача этого кода через мобильное приложение в систему.
В соответствии с Федеральным законом №54–ФЗ "О применении контрольно–кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" при онлайн–торговле (как и офлайн) для расчетов и выдачи покупателю кассового чека применяется контрольно–кассовая техника. Есть одна особенность — чек не распечатывается на бумажном носителе. После оплаты на сайте чек направляется покупателю на адрес электронной почты или на абонентский номер. Сторонняя курьерская служба также обязана применять ККТ.
ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС
Появившаяся у аптек возможность торговли лекарственными препаратами дистанционным способом приведет к удорожанию заказываемых лекарств, напомнил Виктор Дмитриев. К стоимости самого препарата добавится стоимость доставки. И это в условиях значительного падения платежеспособности населения.
Много споров вызывает и вопрос, кто будет доставлять аптечные интернет–заказы. По словам руководителя АРФП, доверия у профессионалов отрасли к курьерам, развозящим продукты питания и различные товары, немного.
"Мы рассчитывали, что дистанционная торговля будет развиваться не только в городах–миллионниках, где и так достаточно аптек, но и в отдаленных и сельских регионах. Пока мы видим, что бизнес (продуктовые ритейлеры) хоть и пытается прийти в фарму, но выходить в отдаленные регионы не хочет", — отметил Дмитриев. А значит и задача лекарственного обеспечения граждан России не решается.
Дистанционная торговля ЛП должна подстегнуть цифровизацию здравоохранения, совершенствование нормативно–правовой базы, развить систему выписки электронных рецептов, подготовить аптечных работников к новому деятельности аптеки, уверен генеральный директор АРФП.
"Главное для производителя, чтобы доставка была законной и не нарушала качества препарата, температурный режим и пр. На первое место мы должны ставить безопасность пациента", — заключил он.
Золотую середину можно найти, если объединить компетенции аптечной сети и интернет–магазинов (электронная коммерция, е–коммерс), уверен Артем Соколов, президент ассоциации компаний интернет–торговли (АКИТ).
Доставкой могут заниматься организации, которые профессиональны именно в этом вопросе, не беря на себя другие функции аптеки. Для агрегаторов можно разработать дополнительные требования и тогда они смогут получить право размещать предложения о продаже лекарственных препаратов от имени аптечных организаций, имеющих лицензию и разрешение на дистанционную торговлю.
Артем Соколов напомнил, что лекарства всегда нужны здесь и сейчас, а на сегодня, по его данным, самая быстрая доставка осуществляется на следующий день после заказа, даже если аптека находится через дорогу от вашего дома. Е–коммерс может доставить за 20 мин. Ведь маркетплейсы имеют договоры с огромным количеством курьерских служб, что сделает доставку не только быстрой, но и дешевой.