Никоретте, Микролакс, Метрогил Дента
27.07.2024 07:19
18+

Десять ошибок эксперимента по маркировке

За несколько дней до Нового года глава государства подписал закон о переносе запуска системы МДЛП. Несмотря на многочисленные сообщения о готовности к маркировке, эта новость оказалась одной из самых приятных для фармсообщества. 

Быть может, потому что система еще не готова к старту?
Кто–то скажет: времени было достаточно. Однако вспомните: хронический больной или человек, "героически" пришедший на работу с высокой температурой, выполняет любое задание в разы медленнее, чем его здоровые коллеги.
Так и с системой маркировки: "основополагающие" дефекты тормозят работу всей программы во всех без исключения звеньях цепи доставки лекарства.
До отложенного старта осталось 5 месяцев. И сегодня самое главное — понять, в каких направлениях вести работу над ошибками.
О ряде еще не разрешенных противоречий системы МДЛП своим мнением с МА поделился наш эксперт, заместитель руководителя московской аптеки "ЕМО" Аскер Гейдаров.

ГейдароваЭМО

----
Десять ошибок подготовки к обязательной маркировке

  1. DataMatrix без серии и срока годности.
  2. Индивидуализация упаковки лекарства по принципу авторынка.
  3. "Криптохвост": пользы — 0, вреда много.
  4. Старт проекта без анализа положения в ИТ–сфере.
  5. Отсутствие поэтапности в подготовке.
  6. Уязвимость системы МДЛП, ее открытость фальсификату.
  7. Не принят во внимание ряд полезных отечественных разработок.
  8. Подготовка получила во многом формальный характер.
  9. Работа велась по сегментам рынка, а не в товаропроводящей цепочке в целом.
  10. Не проводились эксперименты в режиме реальной работы.

----

Аскер Аскерович, как обстоят дела с главным элементом системы маркировки — кодом DataMatrix?
— Сегодня в коде не содержится ни срока годности, ни серии. Это странно, поскольку в системе GS1 в   DataMatrix есть такие сведения.

Однако дело в том, что в первый вариант DataMatrix не умещается "криптохвост" (даже сокращенный, размером в 44 символа). Чтобы добавить его, удалили срок годности и серию. В рекомендациях 2018 г. эти два важнейших параметра имели статус необязательных. То есть на усмотрение производителя!

Мы обращались с просьбами закрепить положение об обязательности, но, к сожалению, услышаны не были. Отсутствие срока годности и серии объясняют тем, что оба параметра "привязаны" к серийному номеру. Однако, получая препарат, ни аптека, ни дистрибутор "не увидят" оперативно серию и срок годности. Эту информацию — по серийному номеру — необходимо запрашивать поштучно в системе. Итак, аптеке и дистрибутору оперативно доступны только серийные номера.

А ведь учет ведется не по ним, а именно по сериям и срокам годности!

Более того, постоянные запросы (о серии и сроке годности) нагружают и интернет–линии, и систему в целом. Этот факт является критическим в отдаленных уголках нашей Родины.

С аргументом ЦРПТ о "человекочитаемой форме" данной информации согласиться очень и очень трудно. Ведь получается, что при обратной приемке в аптеке провизор должен не только читать DataMatrix с упаковки, но и сравнивать человекочитаемые данные с данными товарных документов.

Возможно ли это?

Вопрос, увы, риторический.

Говорят, для решения этой проблемы предлагают наносить DataMatrix "в дополнение" к привычному, уже имеющемуся на упаковке...
— Да, такой вопрос действительно поднимался. Но адресован он был фармацевтическим производителям. Мнения фармкомпаний разделились: даже среди отечественных предприятий одни планируют наносить только DataMatrix, другие — оба кода одновременно.

И вся тяжесть этого решения ляжет на аптеки. Напомню, в системе маркировки действует принцип обратной приемки. Упаковки лекарств сканирует не тот, кто их отгружает, а тот, кто получает. Не дистрибутор, а аптека.

Если код будет не один — приемка одной накладной затянется на месяцы. Во избежание фармацевтического коллапса лучше не допустить ситуации, когда аптечная организация будет вынуждена принимать упаковки с двумя кодами.

На декабрьской конференции ААУ "СоюзФарма" я задал коллегам вопрос: "Кто уже тестирует у себя обратную приемку промаркированной продукции?" В зале из трехсот человек руки не поднял ни один.

Тогда надежда только на системное решение. Как Вы считаете, что делается сейчас в этом направлении?
— Над оптимизацией в работе с серийным номером сейчас по нашим обращениям работает ЦРПТ, но срок решения неизвестен. Аптекам жизненно необходимы и срок годности, и серия в DataMatrix и лучше сейчас решить этот вопрос. Потом это может обернуться огромным вредом для фармацевтической деятельности и, как следствие, для здоровья граждан.

Забегая вперед, скажу: вопрос о составе данных в DataMatrix является открытым. И есть основания полагать, что их количество станет еще большим для нормального оперативного функционирования системы.

Что Вы думаете о степени исполнения главной задачи системы МДЛП — создания прозрачности на фармрынке?
 На сегодня МДЛП — система не замкнутая, а значит — бесполезная. Ведь основное предназначение мониторинга — это не маркировка продукции. И даже не ее циркулирование. А создание таких условий, когда в пространство, определенное законом, не попадают "левые", нелегальные, фальсифицированные продукты. Для такого товара граница на замке! Именно такая система и является замкнутой.

Однако система МДЛП (в нынешнем ее состоянии), на мой взгляд, "дает пропуск" поддельной и недоброкачественной продукции. Таких уязвимостей сейчас — не одна и даже не две. Нарушено главное правило: когда внутри специально организованного пространства все товары — безопасные.

По мнению ряда экспертов, уязвимости в маркировке усилила криптозащита. Согласны ли Вы с таким мнением?
— В криптозащите просто нет необходимости. При условии, что информационные потоки правильно организованы в своем электронном виде.

А вот отрицательных эффектов у "криптохвоста" — множество! Начнем с простого примера.

Любой покупатель может попросить у продавца не только выдать чек, но и выслать его на электронную почту. Эту несложную операцию осуществляет оператор фискальных данных (ОФД). Когда стартует система МДЛП, покупатель должен будет получать информацию о легальности кассового чека из ОФД, но совершению этого действия препятствует… "криптохвост". Он фактически блокирует обратную связь с ОФД.

И что же получается: о легальности продажи лекарства знает только тот, кто его продал?

Этот пример — самый наглядный, но не единственный.

Можно, конечно, возразить: громоздкий антивирус все же защищает компьютер! Однако к криптозащите такое сравнение не относится. Она устроена так, что может выполнять защитную функцию... только при отсутствии мониторинга. Если отнестись с юмором, речь идет о «защите» системы МДЛП от самой себя. Но если говорить буквально — получив "криптохвост". маркировка стала приносить вред сама себе.

Как Вы считаете, почему это произошло?
— Работа над системой маркировки начиналась при отсутствии анализа текущего положения в ИТ–сфере. Не проведен такой анализ и на сегодня.

Но что есть сейчас? Имеется огромное количество информационных потоков. Далеко не все из них упорядочены, далеко не все организованы надлежащим образом.

Чтобы построить электронную систему, все эти потоки нужно проанализировать. Найти наиболее распространенные "плюсы" и "минусы", изучить в целом сильные и слабые стороны. И понять, что следует скорректировать, чтобы информационные системы работали как положено. И до старта системы мониторинга, и после ее внедрения. Иначе произойдет коллапс. К одним "кривым" инфопотокам добавятся другие, и электронные системы рискуют не выдержать увеличившегося числа сбоев.

Президент России поручил ввести систему МДЛП поэтапно. Но именно этого, по сути, и не было сделано. Этапы внедрения программы МДЛП определены не были.

Может быть, уже имеются эталонные схемы таких систем, и их просто достаточно скопировать?
— В маркировке очень многое действительно "срисовано" с американских стандартов. Получается, что в одной из главных областей развития фармацевтичекого сектора идет вовсе не импортозамещение. А процесс абсолютно противоположный — насаждение зарубежных стандартов. К сожалению, не современных, а в значительной мере себя изживших. К сожалению, путем копирования. а не адаптации к особенностям конкретной страны.

Во внимание не принимаются не только многие характерные черты российского фармрынка, но и многие отечественные научные разработки.

Мне известно, что санкт–петербургские программисты создали свой вариант системы МДЛП, но эту разработку во внимание никто не принял. У меня есть разработка DataMatrix, легко дешифруемый и легко читаемый, но игнорируемый с лета 2018 г. Значительный научный потенциал нашей страны был бы очень полезен, в т.ч. и для системы МДЛП.

То есть ученых не всегда слышат?
 Да. И не только ученых. Сегодня можно с уверенностью констатировать — эксперимент по маркировке получил формальный характер. Ведь быть аптечным работником, представителем аптечной организации — еще не значит обладать специальными знаниями в ИТ–сфере, на которых базируется вся система МДЛП.

Конечно, провизору нет необходимости спешно переучиваться на программиста. Но пока есть время — стоит сделать другие организационные шаги.

Что именно стоит предпринять?
— Сегодня рабочие группы, занятые вопросами маркировки, имеют «горизонтальную ориентированность»: аптеки работают с аптеками, дистрибуторы с дистрибуторами... Именно этот принцип организации и следует изменить!

Изменить на "вертикальный": в одной рабочей группе — хотя бы в одной — стоит собрать представителей всех звеньев товаропроводящей цепочки. Только тогда будут результаты. Только тогда система заработает, когда хотя бы в одной цепочке получится эксперимент. Когда хотя бы в одной цепочке протестируют мониторинг "в боевом режиме". Рецепт здесь один: перейти от имитации к настоящей работе.

В целом, как Вы оцениваете степень готовности фармсектора к маркировке?
— Не готов.В январе проводил опрос среди коллег в Москве, замечу, в нем участвовали не только представители аптек (в т.ч. крупных аптечных объединений), но и оптовое звено. Никому из опрошенных промаркированная продукция еще не поступала.

Просили поставить промаркированные лекарства — хотя бы небольшой партией, хотя бы в тестовом варианте маркировки. Пока ожидаем этого. Сроки поступления в аптеки первых партий промаркированных препаратов на сегодня неясны.

Что можно сделать своими силами?
— На мой взгляд, очень полезна добровольная организация пилотных экспериментов. Мы с коллегами как раз запускаем такой проект — "добровольный мониторинг". Будем рады давать обратную связь, сообщать об успехах и ошибках, возникших вопросах и полученных ответах... Ведь система МДЛП нужна фармсектору, чтобы иметь уверенность в завтрашнем дне. А именно — в безопасности лекарства и прозрачности лекарственного рынка.

Для этого она должна быть компактной, аккуратной и быстродействующей. И это касается не только маркировки. Но и в целом учета в аптечной организации.

Информация предоставлена газетой "Московские аптеки"

Аптека 2024