Никоретте, Микролакс
20.04.2024 13:31
18+


Деньги и лекарства. Где прибыль?

Деньги и лекарства. Где прибыль?  фото

Согласно нашим прогнозам, по итогам 2013 г. емкость фармрынка в ценах конечного потребителя на конец декабря составит 753 млрд руб., что говорит об увеличении на 12,7% по сравнению с 2012 г. (668 млрд руб.) — рис. 1.

Шуляк Сергей Александрович
Генеральный директор аналитической компании DSM Group

Если говорить о структуре продаж в аптеке за 9 месяцев 2013 г.: 82% продаж пришлись на лекарственные препараты и 18% — на парафармацевтику. Причем отмечаются два лидера по продажам парафармацевтики — 5% БАД и 5% — косметика.

Рис. 1

монитШуляк2013_1

Данные DSM Group

В структуре выручки лекарства составляют 82%, а в структуре прибыли — 79%; БАД и косметика показывают 5% в структуре выручки и 6% — в структуре прибыли. Рассматривая помесячную динамику коммерческого рынка готовых лекарственных средств (ГЛС) за 2013 г., можно сделать вывод, что за 10 месяцев рынок вырос на 13,4% в руб. Если же говорить о том, как рынок развивался помесячно, то на протяжении четырех последних лет тренды помесячные сезонности копируют друг друга. Если рассматривать помесячную динамику коммерческого рынка ГЛС, то констатируем, что за 10 месяцев 2013 г. рынок упал на 0,8% в упаковках, рынок стал более стабильным, и можно заранее планировать, что нужно закупить и что будет лучше продаваться.

Говоря о препаратах, входящих в перечень ЖНВЛП, можно сделать вывод, что они являются определенным бременем для аптеки, наценка на них — 25%, тогда как на не–ЖНВЛП наценка составляет 33%. Понятно, что и в структуре выручки перевес будет в сторону не–ЖНВЛП — 71% к 29% ЖНВЛП соответственно, что скажется и на прибыли, соответственно как 75% к 25%.

Уровень наценки на ОТС–препараты составляет 33%, на рецептурные — 29% (рис. 2).

Рис. 2 ОТС/RX

монитШуляк2013_2

Данные DSM Group

Если рассматривать соотношение в ассортименте аптечных предприятий импортных и отечественных лекарственных препаратов, то импортные препараты в структуре выручки составляют 75%, отечественные ЛП — соответственно 25% (рис. 3).

Рис. 3 Импортные или отечественные препараты (соотношение в аптечных продажах)

монитШуляк2013_3

Данные DSM Group

Уровень наценки на отечественные ЛП составляет 33% (на импортные — 30%), это обусловлено тем, что отечественные препараты приблизительно в 4 раза дешевле, чем импортные ЛП. В ценовых группах до 150 руб. наценка намного выше, чем на дорогие препараты.

Рис. 4 Оригинальные или дженериковые препараты

монитШуляк2013_4

Данные DSM Group

По уровню оборота по АТС–группам лидирующее положение занимают препараты для пищеварительного тракта и обмена веществ (19%), на втором месте стоят препараты для лечения заболеваний респираторной системы (13%) и на третьем месте — препараты для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы (12%).

За последние годы структура продаж по терапевтическим группам не претерпела никаких изменений.

1/5 продаж аптеки составляет нелекарственный ассортимент, основным сегментом парафармацевтики являются БАД и косметика, последняя в 1,5 раза больше продается в национальных сетях, чем в остальных аптеках. В национальных аптечных сетях доля парафармацевтики составляет 21,4%, в региональных — 18,1% и в одиночных аптеках — 17,2%.

Если говорить о структуре аптечной парафармацевтики по типам, то в 2013 г. 21% пришелся на БАД (в 2012 г. — 19,8%), 20,4% — на косметику (в 2012 г. — 21,4%), диагностические приборы и средства составили долю 8,9% (в 2012 г. — 9,1%), ИМН — 4,6% (в 2012 г. — 3,8%), средства гигиены – 4,6% (в 2012 г. – 4,9%). Парафармацевтика растет в денежном выражении, а в упаковках рост составляет около 0%.

Самая высокая наценка отмечается на средства для ухода за полостью рта и на косметику — по 43%, на средства гигиены — 42%, БАД — 41%, ИМН — 36%, диагностические приборы и средства — 36%, лекарственные препараты — 31% и в целом по аптечным учреждения наценка составляет 34%. В сетях наценка выше за счет парафармацевтических групп товаров. Например, в национальных сетях наценка на средства для ухода за полостью рта составляет 61%, в региональных сетях — 52% и в одиночных аптеках — 45%. Если рассматривать в целом, наценка по национальным и региональным сетям составляет соответственно 38 и 36%, и в одиночных аптеках 31%.

Выступление на секции Международного Делового медико-фармацевтического форума в рамках выставки «Аптека–2013»

Информация предоставлена газетой "Московские аптеки"