Никоретте, Микролакс, Тизин
26.01.2025 05:45
18+

"Чтобы люди, приходя к нам, получали позитив"

Выгодно ли открывать аптеки в спальных районах столицы и как грамотно организовать их работу в условиях жесткой конкуренции — вопросы, которые важны для всех, кто решил заняться аптечным бизнесом.

Своим мнением поделилась с МА заведующая аптечным пунктом ООО "Фармалайф", расположенном в Южном Бутово, Попова Виктория Сергеевна.

Виктория Сергеевна, расскажите, пожалуйста, как вы начинали работать?
— Наш аптечный пункт был открыт в ноябре 2004 г. Я начинала здесь фармацевтом, в 2007 г. стала заведующей, но при форс-мажорных обстоятельствах и сейчас иногда стою за первым столом. До нас в этом помещении располагался компьютерный клуб. Мы сами делали ремонт, планировали размещение витрин, оформление зала, выкладывали товар. Со временем в процессе работы были дополнительно приобретены витрины, шкафы, стеллажи. Отметив, что в данном районе пользуются большим спросом травы и различные сборы на растительной основе, создали целый отдел.

Большое помещение под аптечный пункт мы стараемся использовать рационально. Аптечный пункт «Фармалайф» – единственное дежурное аптечное учреждение в микрорайоне, что немаловажно!

Есть ли нюансы, которые следует учитывать, создавая аптеку в спальном районе?
— В районе Южное Бутово расположена только одна поликлиника, в которой принимают терапевты, а специалистов узкой направленности очень мало. Раз в неделю приезжают другие врачи, и с шести утра в поликлинике выстраивается очередь. Данный фактор является минусом не только для пациентов поликлиники, но и для нашего аптечного пункта. Больным людям приходится ездить на прием к врачам в другие районы города, где они зачастую и приобретают необходимые для лечения препараты. Медицинские представители не могут продуктивно работать с врачами, люди не всегда своевременно узнают о новых лекарственных средствах, особенно рецептурных. Это проблема! Остается надеяться, что прогресс дойдет и до Южного Бутово, и врачей здесь будет больше!

Знаете, по нашему району сразу видно, когда приезжает врач, – люди в тот же день приходят к нам с рецептами от специалистов. Приятно, что наши постоянные посетители даже после посещения поликлиник в другом районе Москвы все равно возвращаются к нам за препаратами и рекомендуют посетить наш аптечный пункт своим знакомым! Южное Бутово – очень маленький, тихий и спокойный район, на который приходится большое количество аптек. В районе мало крупных торговых точек, но есть маленькие магазинчики, некоторые из них расположены в том же доме, что и наша аптека, – это означает увеличение проходимости за счет покупателей, пришедших к «соседям».

Плюсом является и расположенная рядом стоматология – оттуда приходят как клиенты, так и врачи – за перевязочными средствами, различными материалами для работы. Конечно, мы расположены далеко от проезжей части, и работаем, ориентируясь на местных жителей. Но сейчас ведется строительство эстакады, может быть, от этого и для нас будут какие-то дополнительные плюсы.

Я заметила, что коллектив у вас по возрасту молодой? Что вы учитываете при подборе кадров?
— Да, у нас сформировался молодой коллектив – не старше 25 лет. В настоящее многие учатся в Курском государственном медицинском университете, а в свое время все мы окончили Серпуховское медицинское училище и давно знаем друг друга. С самого начала работают фармацевты Елена Николаевна, Юлия Сергеевна, чуть позже пришли ДарьяПавловна, Виолетта Витальевна, ГалинаОлеговна, которая сейчас ушла в декретный отпуск. От маркировщицы мы пока решили отказаться, справляемся сами; не хотелось бы брать кого-то со стороны, для нас важна доверительная обстановка в коллективе. Можно сказать, что после окончания училища мы вошли во взрослую жизнь и начали работать самостоятельно. Конечно, будучи студентами, мы подрабатывали, старались приобрести опыт, поэтому пришли сюда достаточно подготовленными.

Я часто слышу, как посетители хвалят моих сотрудников, – это приятно, но иначе и быть не может, потому что мои сотрудники – большие профессионалы, очень грамотные, доброжелательные, отзывчивые. Помоги и не навреди – это наш принцип работы. Естественно, что посетители не любят долго стоять в очередях, а молодые специалисты подвижные, активные и быстро справляются с работой. Мы не спорим с посетителями, придерживаясь правила «Клиент всегда прав!» Можно сказать и так – мы стараемся, чтобы и нам было комфортно работать, и люди с охотой приходили к нам!

Проводятся ли у вас тренинги, семинары для фармацевтов?
— Конечно, особенно часто они проводились после открытия аптечного пункта. Мы часто ездили на различные семинары, посещали завод по производству лекарственных трав, крупные фирмы-производители, были на тренингах по лечебной косметике. К сожалению, сейчас таких мероприятий стало меньше, возможно, у производителей уменьшилось финансирование. Естественно, нам бы хотелось, чтобы такие мероприятия проходили чаще. В настоящее время в наш аптечный пункт приезжают медицинские представители, на месте проводят фармкружки, рассказывают как о новых препаратах, так и о давно забытых, которые просто необходимо восстановить в памяти, – ведь такая информация очень важна для работы.

Расскажите, пожалуйста, как у вас налажена система закупки товара?
— Я сама занимаюсь заказами. Лекарственные средства и изделия медицинского назначения мы закупаем централизованно у крупных поставщиков, следим за дефектурой, учитываем спрос. Если люди спрашивают какую-то позицию, а у нас ее нет, стараемся сразу же сделать заказ. Я слежу за остатками, стараюсь, чтобы не было отказов, заказываю препараты с запасом. Мы работаем с проверенными поставщиками, чтобы обезопасить себя и население от подделок. Ежедневно просматривая сайт Росздравнадзора, максимально отслеживаем фальсификаты, всегда можем предъявить посетителям сертификат – и это немаловажно! Некоторые аптеки делают заказ раз в неделю на большую партию товара, а мы делаем заказы каждый день и покупателю не приходится долго ждать, если нужного препарата не оказалось в наличии.

Визитка0409_2

В новых районах Москвы много молодых семей с маленькими детьми. Учитывается ли это при подборе ассортимента?
— Да, большая часть наших посетителей – это молодые мамы, а еще пенсионеры (около 70%). Людей среднего возраста меньше – скорее всего, они, работая в других районах Москвы, там же покупают и лекарства. Когда мы открывали аптечный пункт, делали акцент на детские товары, подгузники – то есть ассортимент для будущих мам и малышей. Сейчас мамы покупают средства по уходу за детьми, которых у нас большой выбор, и мы стараемся его расширять. Большим спросом всегда пользуются противопростудные, сердечно-сосудистые средства и средства гинекологические, а также средства по уходу за лежачими больными. Много места в витрине отдано под тонометры, измерительные приборы – люди стали с молодых лет следить за своим здоровьем. У пенсионеров наметилась тенденция к предпочтению БАД (сказывается влияние телевизионной рекламы) и различных трав.

В ассортименте присутствуют и редкие позиции – дорогостоящие препараты, лекарственные средства узкой направленности, которые кому-то могут потребоваться срочно.

В свое время мы думали, что косметика и парафармацевтика будут пользоваться меньшим спросом, ведь много за МКАД известных супермаркетов, где можно все приобрести, но эти позиции очень востребованы, и мы расширяем ассортимент. Может быть, люди больше доверяют аптеке.

Чем вы привлекаете население?
— Как и большинство аптечных предприятий, мы предоставляем для льготной категории граждан при покупке свыше 500 руб., а также в выходные и праздничные дни скидку в размере 3%. Также активно сотрудничаем с фирмами-производителями, которые проводят у нас различные акции, – при покупке определенных позиций посетители получают подарки.

В праздничные дни нам приятно от сотрудников аптечного пункта вручать призы – например, на Новый год при покупке свыше 500 руб. дарили шампанское, и покупателям было очень приятно. Также стараемся дарить нашим посетителям фирменные пакетики, рекламную продукцию, чтобы они могли познакомиться с новыми безрецептурными препаратами. Мы хотим, чтобы люди думали не только о своих болезнях, но и, приходя к нам, получали позитив! В нашей аптечном пункте невысокие цены, а с учетом скидок получаются выгодные покупки!

Сказывается ли кризис на работе аптечного предприятия?
— Конечно, кризис сказывается на работе аптек – растут цены, не все могут позволить себе дорогие препараты, не имеющие аналогов. Посетителей пугает повышение цен, мы объясняем им, что в основном это зависит от зарубежных производителей, людям пенсионного возраста стараемся помочь, предлагая отечественные лекарства, а большая часть молодого населения позволяет себе различные средства, особенно связанные с педиатрией. Конечно, ассортимент мы не сокращаем, но в количественном отношении он стал немного меньше.

Наш микрорайон маленький, на его территории расположено 5 аптек – конкуренция достаточно весомая, но наша ценовая политика достаточно лояльна (не меняем скидки, торговую наценку) и, по общественному мнению, у нас самые низкие цены. Поскольку мы работаем только с проверенными поставщиками, наши отношения с дистрибьюторами не изменились. В то же время мы стараемся искать новых поставщиков, чтобы была какая-то конкуренция, пытаемся расширить круг дистрибьюторов, чтобы был выбор. Конечно, мы надеемся, что кризис скоро закончится и ситуация улучшится. В работать без позитивного настроя нельзя!

Что позволяет вашему аптечному пункту эффективно работать?
— Очень важно, что мы стараемся не выживать, а нормально работать, увеличивать обороты, и пока нам это удается. Во-первых, мы всегда предоставляем людям информацию по телефону, раздаем визитки, даем сведения о наличии препаратов в нашем аптечном пункте в городскую справку, и за ними приезжают люди из других районов. Бывали случаи, что у нас в наличии имелись на тот момент препараты, которые невозможно было купить в других аптеках Москвы. В нашем аптечном пункте можно забронировать препарат, получить полную консультацию о способах применения, показаниях. Конечно, из-за нашей удаленности от Центра нет большой проходимости, зато можно уделить время общению с посетителями – поговорить, расспросить, порекомендовать. И это немаловажно. Эффективная работа возможна только благодаря ее хорошей организации и коллективу единомышленников-профессионалов. Мы всегда стараемся приходить на работу с хорошим настроением, и этот факт отмечают многие посетители. Стараемся особое внимание уделять выкладке товара, красиво оформлять витрины. Всем посетителям очень нравится аквариум, который расположен в зале, – даже дети приходят к нам с удовольствием! Мы следим за порядком, стараемся, чтобы все было красиво, качественно и радовало глаз! Думаю, что это основные «киты», на которых держится аптечный пункт ООО «Фармалайф».

Каковы ваши планы на будущее?
— На данный момент мы не строим грандиозных планов, но хотелось бы в будущем ввести систему оплаты кредитными картами, сделать для покупателей дисконты. Может быть, организовать доставку препаратов на дом хотя бы по нашему району – ведь зачастую пожилые люди не могут дойти до аптеки, а соцработники приходят редко. Мы хотим делать все для удобства наших посетителей!

Информация предоставлена газетой "Московские аптеки"