О регуляторных инициативах в сфере лекарственного обеспечения.
Демидов Николай
Генеральный директор ЦМИ «Фармэксперт»
За лето вызрела тема, которую на заседании РАФМ обсуждали еще весной. Теперь уже возникло некое понимание того, что готовится в недрах государственных органов по регулированию цен. Однако полной точности до сих пор нет.
Что нынче в цене? В цене социальная составляющая фармацевтического рынка, от которой никуда не деться и которая является превалирующей в лекарственном обеспечении в нашей стране. Впервые она прямо была затронута российским премьер-министром в его беседах с федеральным министром здравоохранения и социального развития. Кроме этого, у нас есть президент, который печется не только о социальной составляющей, а заявляет следующее:
«Рынок лекарств динамично развивается во многом благодаря государственным программам и тем деньгам, которые в эту сферу пришли. Он прирастает в среднем на 10–12 процентов ежегодно. По расчетам специалистов, через 10 лет объем продаж лекарственных средств в нашей стране будет составлять около 1,5 триллиона руб. Очень значительная цифра. Фактически мы должны выйти на среднеевропейский уровень потребления лекарственных препаратов, что, естественно, должно быть, в конечном счете, конвертировано и в продолжительность жизни, и в ее качество. Высокими темпами должны расти и продажи медицинской техники. Главное – соблюсти интересы россиян и российских производителей».
(Д.А. Медведев, выступление на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России в Покрове, 31 августа 2009 г.)
Таким образом, есть качественные составляющие, которые завязаны на стоимостные показатели, а те в свою очередь определяются тем, какие препараты потребляют россияне. Пока есть огромная разница в цене потребляемой упаковки в 2009 г. Но примерно до 300 долл. на одного человека должно дойти в ближайшее время потребление медикаментов у нас в стране. Сейчас такой уровень в развитых странах Европы (см. табл. 1). Это хороший ориентир.
Но есть некие противоречия: с одной стороны, говорится о необходимости замораживания роста цен на лекарства, наказании тех, кто завышает стоимость, и отсечение ценами дженериков. С другой стороны, есть желание изменить структуру потребления лекарств в стране, предоставив возможность населению лечиться более качественными лекарственными препаратами и конвертировать эти финансовые затраты в продолжительность жизни, снижение уровня заболеваний.
Какие действия приведут Россию к среднеевропейскому уровню потребления ЛС? Это:
Все это должно к 2019 г. иметь такие параметры рынка:
Сейчас модернизация ценового регулирования происходит не вместе, а вместо:
Цели, которые озвучены нашими лидерами, сложно представить рядом, но только на первый взгляд
Для достижения уровня западных стран по объему и структуре фармрынка нужно изменение структуры потребления ЛС в пользу современных и более дорогих препаратов. Одновременно контроль цен на медикаменты (ЖНВЛС) увеличивает доступность современных ЛС. Нужен оптимальный симбиоз такого изменения структуры рынка и доступности современных ЛС.
Сейчас сложно сказать, как отреагирует рынок на введение регулирования. В Самаре отсутствует ограничение по надбавке для ЖНВЛС, но посмотрите табл. 2.
Табл. 2 Влияние ценового регулирования на уровень цен на ЖНВЛС
|
янв. – июль |
янв. – июль |
янв. – июль |
Самара |
7,7 |
9,5 |
12,6 |
Москва |
5,9 |
6,9 |
11,4 |
Екатеринбург |
7,6 |
9,6 |
11,2 |
Р. Башкортостан |
7,1 |
8,4 |
10,4 |
Моск. обл. |
6,1 |
7,1 |
10,1 |
С.-Петербург |
6,5 |
7,6 |
9,7 |
Казань |
5,8 |
6,3 |
9,5 |
Новосибирск |
5,3 |
6,9 |
9,3 |
Р. Татарстан |
5,3 |
6,8 |
9 |
Ростов-на-Дону |
4,9 |
6,3 |
8,5 |
Примечание:
Возьмем блокбастеры и сравним с другими регионами (табл. 3)
Табл. 3 Цена условной упаковки
|
янв. – июль |
янв. – июль |
Самара |
261 |
296,7 |
Москва |
204 |
281,6 |
Казань |
217,4 |
261 |
Екатеринбург |
235,2 |
230,2 |
Санкт-Петербург |
184,6 |
224 |
Новосибирск |
195 |
216 |
Новосиб. обл. |
176,8 |
206 |
Примечание:
Каковы же опасения участников рынка?
С точки зрения производителей (российских и иностранных, включая дженериковых):
Опасения участников рынка с точки зрения участников товаропроводящей цепи (дистрибьюторы, аптечная розница):
Приведу красноречивый пример (табл. 4).
Табл. 4
Наименование |
Форма выпуска/дозировка/упаковка |
Цена, руб. |
Доля рынка, % |
|
в стоимостном выражении |
в натуральном выражении |
|||
Брендированный дженерик иностранного пр-ва |
табл. 10 мг, 10 шт. – уп. конт. яч. (2) – пачка карт. |
84,96 |
16,3 |
8,6 |
Дженерик отечественного пр-ва |
табл. 10 мг, 10 шт. – уп. конт. яч. (2) – пачка карт. |
9,92 |
2,3 |
11,5 |
Дженерик отечественного производства вне конкуренции по цене (разница – почти в 9 раз!) Вопрос – сохранится ли при новом регулировании подобная ценовая конкуренция?
Наиболее вероятные последствия нового ценового регулирования (подробности пока не просматриваются)
По материалам круглого стола РАФМ