В ноябре НацФармПалата предложила Минздраву внести ряд изменений в регулирование работы аптек. Среди предложенных корректировок — введение понятия "фармацевтическая услуга", подробная регламентация процедуры фармконсультирования и возложение на провизоров дополнительных функций (дабы отграничить их от сотрудников со средним профобразованием — фармацевтов).
Представляем результаты опроса, проведенного с 20 ноября по 11 декабря профессиональным сообществом "Фарма РФ". Портал представил мнение аптечных специалистов на предложенные инициативы.
В поддержку инициатив НацФармПалаты (далее — Палата) высказались 440 участников, однако число специалистов, не доверяющих выдвинутым предложениям, также очень велико — 175 человек (а еще 16 респондентов заметили, что не понимают, что положительного в сформулированных объединением поправках).
Среди тех, кто отнесся к идеям Палаты отрицательно, многие обратили внимание на стремление ввести понятие "фармацевтическая услуга".
Отметим также, что недавно в Госдуму был внесен законопроект об упразднении понятия "медицинская услуга" и замене его более точным термином "медицинская помощь". Когда речь идет о действиях по спасению жизни больного, можно ли называть их услугой или сервисом?
Наиболее важными инициативами Палаты респонденты назвали повышение престижа профессии провизора (32%), приближение фармации к системе здравоохранения (24%), рост заработной платы (14%), пересмотр профстандартов и образовательных стандартов (9%). Еще около 18% участников анкетирования отметили, что ничего значимого в выдвинутых предложениях они не видят и пояснили свою точку зрения следующим образом.
Следующим пунктом в анкете был вопрос о "добавочных" задачах провизора, а точнее, о готовности специалистов с высшим фармацевтическим образованием расширить круг своих обязанностей и "дообучиться" для этого. Такую готовность выразили 63% респондентов, 22% сообщили о ее отсутствии, еще 15% затруднились ответить.
Аптечные работники также уточнили, какие дополнительные обязанности они могли бы выполнять (при ответе на этот вопрос можно было выбрать несколько вариантов ответа одновременно): 15% согласны измерять посетителям давление, 12% — уровень сахара в крови, 11% — температуру тела.
Были отмечены и медицинские функции: 14% готовы продлевать рецепты, 13% — оформлять лекарственные назначения, еще 5% — вести вакцинопрофилактику. 15% могли бы оформлять информационные витрины или стенды, помогающие находящимся в очереди посетителям ориентироваться в аптечном ассортименте.
Примерно каждый восьмой участник (13%) не хотел бы делать ничего из вышеперечисленного. Обоснования были, например, такими: "В данный момент совмещаю обязанности "первостольника", заведующей аптечным пунктом и маркировщика. На обед не закрыться, едим на ходу. Не хочу еще каких–то обязанностей в дополнение к тем, что имею". Или такими: "Провизор сейчас выполняет очень много функций. Он и за кадрового специалиста, и за фотографа, и за маркетолога, и за уборщицу, и за психолога, который убеждает посетителей точно соблюдать предписания врача. А еще преподаватель для новых сотрудников, бухгалтер, объясняющий начисление зарплаты, оказание первой помощи и охрана при открытой выкладке".
Отвечая на вопрос, какими могут быть новые компетенции, фармацевты и провизоры внесли ряд собственных предложений. Приведем некоторые из них.
"Измерение температуры, давления, уровня сахара в крови не требует дополнительного обучения и доступно любому фармацевтическому работнику, независимо от того, среднее или высшее специальное образование он получил. А вот чтобы не отправлять обратно в поликлинику больного с ошибкой в оформлении рецепта, сотрудник аптеки мог бы переоформлять лекарственные назначения по согласованию с медучреждениями".
"Аптека может вести информирование медицинских работников, взаимодействие с медицинскими организациями". В советскую эпоху данная функция была для аптеки обязательной, и такой опыт очень ценен.
"Задача фармработника — донесение необходимой информации до врачей и участие в сезонных консилиумах. Быть связующим звеном между больницей и аптекой и относиться к системе здравоохранения".
К расширению должностных функций и повышению ответственности 15% опрошенных готовы без специальных условий, 42% — только если такой шаг приведет к подъему зарплаты, 12% — при отсутствии роста нагрузки, еще 12% — если внедрение инициативы Палаты не будет грозить новыми штрафами. 17% респондентов не готовы к предложенным коррективам ни при каких обстоятельствах.
Пояснения были следующими:
Функциональность советских аптечных учреждений действительно была очень широкой и включала в себя взаимодействие не только с медорганизациями и населением, но и с местными органами здравоохранения для разработки и решения различных вопросов в сфере лекарственной помощи. Согласно положению о центральной районной аптеке 1976 г., в число задач главной аптеки района входило даже содействие внедрению новых лекарств.
"Пешком добраться до Луны мы оба одинаково не можем…"
Участникам исследования предложили ответить и на такой вопрос: "Согласны ли вы с тем, что для выполнения поставленных задач нужно уравнять в правах и возможностях одиночные аптеки и аптечные сети"?
Свыше трех четвертей опрошенных (76%) ответили положительно, почти каждый пятый (19%) — отрицательно. Около 4% усомнились в реалистичности подобных предложений: "а как собираются уравнивать, разве это выполнимо?", "возможности не уравнять, а права формально и так у всех одинаковы", "мы и так в равных правах, но в разных возможностях".
Интересны пояснения фармспециалистов по острому вопросу о "паритете" между гигантами фармрынка и небольшими единичными аптеками.
Только в 2020 году, по информации аналитиков RNC Pharma, в нашей стране прекратила свою работу каждая пятая независимая аптека (что в абсолютных цифрах составило свыше четырех тысяч аптечных учреждений). А представленные осенью на Аптечном саммите данные DSM Group за 2019-2022 гг. позволяют предположить, что тенденция к сокращению «небольших» форматов продолжилась и в последующие годы.
"Каждому необходимы свои возможности и преимущества, например, в части налогообложения". Вопрос о налоговых льготах для классических единичных аптек и малых аптечных сетей действительно обсуждается не первый год. И эта мера была бы исключительно полезна. Как и возвращение аптеки в систему здравоохранения, в пользу которого высказались многие участники анкетирования.