По результатам редакционного исследования аптечных предприятий района Алексеевский, которые основываются исключительно на выборе посетителей (рубрика "Фактор успеха" МА №12/14), "Аптека №335 У ВДНХ" вошла в число лидеров.
Как сохранить лучшие традиции государственной аптеки, выстоять в наше нелегкое время, грамотно руководить продажами и коллективом, рассказывает МА ее заведующая Татьяна Николаевна Масловская — человек и провизор с большой буквы, которая отдала этой аптеке всю душу и талант.
Татьяна Николаевна, если я правильно понимаю, руководимая Вами аптека входит в сеть "Московская аптека"?
—На сегодняшний день это две аптеки — помимо нашей функционирует аптека №364 На Аргуновской, которой руководит наш генеральный директор Марина Викторовна Гладких — очень грамотный специалист, она помогает нам решать любые вопросы.
Наша аптека славится давней историей. Она была открыта еще в 1977 г., имела два помещения, в т.ч. огромный производственный отдел. Со временем производство были вынуждены закрыть как нерентабельное, и у нас осталось одно, но тоже достаточно большое помещение.
Как в аптечной рознице быть успешным, ведь конкуренция сильная?
— На данный момент по вопросам закупок мы сотрудничаем с крупными дистрибуторами, работающими много лет на рынке и зарекомендовавшими себя с хорошей стороны. Около 5 лет назад мы сделали ремонт и оформили зал с открытой выкладкой товара. Могу сказать, что за счет этого наш оборот увеличился. Одновременно мы значительно расширили ассортимент аптечных товаров и дополнительно ввели категорию "ортопедическая обувь", которая сразу же стала пользоваться спросом у наших покупателей. На современном фармацевтическом рынке выжить сейчас очень сложно, и я считаю, что нужно постоянно искать новые формы работы. Конечно, отдельным единицам существовать сложно, тем не менее, мы стараемся работать.
Месторасположение по соседству с супермаркетом недвижимости — это плюс?
— Я бы не сказала, что супермаркет влияет на посещаемость аптеки. Сейчас возле нас построили эстакаду, и это не совсем удобно, т.к. проезжающие машины аптеку не видят. Минусом является и тот факт, что возле нас нельзя парковаться. Тем не менее, рядом с нами расположена известная всем ВДНХ (это уже хорошая вывеска для предприятия), областная автостанция, но наши постоянные посетители, в основном, жители района, и их немало, проходимость хорошая.
Каким образом, по Вашему мнению, девальвация рубля и рост цен повлияли на активность покупателей (стали ли люди экономить на лекарствах, изменилась ли структура спроса)?
— В конце декабре 2014 г. в связи с возросшим ажиотажем у нас происходили массовые закупки медикаментов — люди боялись остаться без препаратов и старались как–то обеспечить себя хотя бы на несколько месяцев самым необходимым. Но я хочу сказать, что рост цен оказался не таким уж значительным. На препараты, которые входят в список ЖНВЛП наценка небольшая, и подорожали они совсем не намного. Замечу, что с 1 марта 2015 г. перечень ЖНВЛП расширился, и на многие его препараты на данный момент цена оказалась даже ниже, чем в начале года. Конечно, наша жизнь подорожала, это сказывается во всех сферах, и люди относятся к этому с пониманием. А мы, в свою очередь, уменьшаем наценки, т.к. стараемся идти навстречу нашим посетителям.
Какой он – посетитель вашей аптеки? Чем их привлекаете?
— Как я уже сказала, огромная часть наших постоянных посетителей — жители района, они приходят к нам, как к себе домой, можно сказать, что мы как родственники, ведь многие выросли на наших глазах. Безусловно, в нашей аптеке есть скидки, мы проводим такую популярную акцию для покупателей, как "Товар дня", — обычно это ходовые безрецептурные препараты, на которые, понятно, снижена цена. Также очень часто мы закупаем больше медикаментов и делаем на них скидку. Владельцы "Социальной картой москвича" круглосуточно могут рассчитывать на 5%–ную скидку на ЛП. Действуют и дисконтные карты сети АСНА, когда при покупке на сумму до 500 руб. можно получить скидку 2%, от 500 до 1000 руб. — 3%, а от 1000 руб. и выше — 5%. Практически все жители района, которые приходят к нам, имеют такие карты. Очень часто в зале работают консультанты от компаний — дистрибуторов и производителей, которые могут дать квалифицированную консультацию , что также привлекает население.
С учетом чего формируете ассортимент? Следите за новинками, отдаете предпочтение брендам?
— У нас очень большой ассортимент товара – около 9000 наименований. Это лекарственные средства, БАД, предметы ухода за больными, парафармацевтическая продукция, лечебная косметика. В аптека автоматизированная система заказа товара, при которой не допускается дефектура. Работает аптека и по индивидуальным заказам, если пациент спрашивает какой–то новый препарат, мы сразу стараемся сделать заказ.
Когда дистрибуторы предлагают новинки, мы стараемся ввести их в свой ассортимент и быть в курсе всех новинок, появляющихся на фармацевтическом рынке. Можно сказать, что в нашей аптеке пользуется спросом сезонный ассортимент. Например, не так давно пользовались спросом противопростудные препараты, сейчас уже больше в ходу витамины и витаминно-минеральные комплексы, средства для похудения, на подходе сезон аллергии.
Часто к нам приходят за препаратами пациенты онкологического отделения городской клинической больницы №40 или их родственники, которым иногда приходится заказывать очень дорогие, редкие лекарства. Именно для таких клиентов мы заключили договор с поставщиком, который доставляет именно такие медикаменты.
Хочу отметить, что у нас можно приобрести бренды, которые есть только в двух–трех аптеках Москвы! Например, один из препаратов, который разработал профессор В.Е. Родоман, — это БАД, которая очень хорошо себя зарекомендовала. Хотелось бы, чтобы наша фармацевтическая промышленность выпускала больше препаратов, ведь еще с советских времен мы славились своими эффективными препаратами!
Отдел оптики многие посетители отмечают как дополнительный повод посетить аптеку.
— Оптика в нашей аптеке была всегда, раньше она находилась в помещении, где располагался производственный отдел. В советские времена это была государственная структура, а на данный момент частная оптика арендует у нас помещение. И мы совсем не против, т.к. наши постоянные посетители привыкли, что могут совместить поход в аптеку с посещением оптики. И специалисты из того отдела также работают с нами уже очень много лет.
Сейчас аптеки дают данные на сайтах по поиску лекарств, открывают свой сайт, предоставляют услугу заказа товара. Как Вы смотрите на такую активность в Интернете?
— Я очень хорошо к этому отношусь, мы работаем в данной системе, каждый день отправляем сведения о наличии препаратов в несколько справочных служб, и люди приезжают к нам за лекарствами. Также есть свой сайт заказов, где можно забронировать выбранный товар. Молодежь сейчас очень активно пользуется Интернетом, так что я считаю такую услугу дополнительным плюсом для аптеки. Доставки у нас нет, хотя некоторые аптеки специализируются на этом, но юридически пока это точно не прописано, да мы и не ставим это в приоритет.
Как Вы смотрите на обсуждаемую сейчас проблему, что из аптек вымываются лекарственные препараты в ценовом диапазоне до 50 руб.? Это не выгодно в плане рентабельности?
— Приказом Министерства здравоохранения утвержден обязательный минимальный ассортимент лекарственных средств, который обязательно должен быть в наличии в каждой аптеке, и в этом списке всегда есть недорогие медикаменты. Наши квалифицированные сотрудники, имеющие большой опыт работы в аптеке, по желанию покупателя всегда могут предложить аналогичную замену дорогостоящему препарату. Может быть, какая–то часть недорогих препаратов "вымылась" с рынка, но это уже зависит не от аптек. Если эту категорию товара убрать из аптеки, посетитель не вернется к нам, т.к. будет думать, что аптека дорогая. А мы должны предоставлять нашим посетителям выбор.
А как Вы относитесь к проверкам? Вас они не пугают?
— За свою аптеку я спокойна и считаю, что проверки обязательно должны быть. Сейчас можно встретить сомнительные аптечные пункты, которые открываются совершенно бесконтрольно. Поэтому нормативно-правовые акты, по которым проверяются аптеки, обязательно должны быть. Все, что связано со здоровьем, должно контролироваться!
Татьяна Николаевна, расскажите немного о себе. Как Вы пришли в фармацию? Какие качества, на Ваш взгляд, необходимы руководителю?
— Сразу после окончания Первого медицинского института им. И.М. Сеченова я пришла работать дефектором в эту аптеку. Было это в 1984 г., когда она была еще государственной аптекой №335, потом акционировалась в ЗАО. Со временем я начала работать рецептаром, потом перешла в отдел готовых форм, а сейчас уже заведую аптекой. В 2009 г. аптека вошла в сеть "Московская аптека", чтобы не выживать в одиночку.
Я считаю, что руководителю необходима твердость, которой мне часто не хватает. Я — очень мягкий человек, может быть, потому, что много лет проработала рядом со своими коллегами, прежде чем стать заведующей. Безусловно, руководитель должен обладать такими качествами, как профессионализм, честность, справедливость и иметь за плечами соответствующий опыт работы в профессии.
Многие руководители отдают предпочтение специалистам со стажем и жалуются на молодежь. Как у Вас обстоят дела с кадрами?
— На сегодняшний день у меня в подчинении пять специалистов, из них два заместителя. Наталья Валерьевна Юрасова — заместитель заведующей аптекой — трудится здесь уже 29 лет! Другой заместитель — Елена Игоревна Волга — работает в аптеке около 15 лет. У нас прекрасные фармацевт — Ульяна Понкратова, провизор — Светлана Дикарева и консультант по отдельным видам товара Наталья Потапова. У нас работали молодые сотрудницы–фармацевты, которые сейчас находятся в декретном отпуске, и я могу сказать, что это грамотные и порядочные специалисты, т.к. честность в нашей работе также имеет огромное значение. Поэтому я не могу согласиться с теми, кто считает, что молодежь приходит в аптеку неподготовленной.
Скажите, какая форма сотрудничества с производителями для аптеки наиболее интересна?
— Звеном, соединяющим производителя и аптеки, являются медицинские представители. Они рассказывают нам о преимуществах препаратов с учетом характеристик и сравнительного анализа. Для работников аптек организуются вебинары, часто мы стараемся сами восстановить в памяти забытые препараты, иногда просим об этом и медицинских представителей. Можно сказать, стремимся постоянно учиться и самосовершенствоваться.
Что Вам хотелось бы изменить в Вашей работе, может быть, чем–то ее дополнить?
— Раньше в работе аптек и учреждений здравоохранения прослеживалась тесная связь, пользовался огромным спросом производственный отдел. В 1987 г. я ездила в Финляндию, где мы знакомились с работой аптек, и уже тогда там прослеживалась тесная связь между аптечным учреждением и врачом. Раньше, в "советские времена", была связь с поликлиниками, которые находятся недалеко от нашей аптеки, а теперь этого нет! Меня очень беспокоит тот факт, что много людей занимается самолечением! Да и лечение, которое назначает врач, к сожалению, не всегда можно назвать квалифицированным. В аптеку почти ежедневно поступают неграмотно выписанные рецепты от врача, и человеку, который и так–то находится не в лучшем состоянии, приходится тратить время, силы и нервы, что бы исправить ошибки в рецепте. В итоге все негодование покупателя "выливается" на работника аптеки. Сейчас в России происходит оптимизация медицины, может быть, что–то изменится в лучшую сторону, мы очень надеемся на это. Все–таки я считаю, что мы относимся к сфере здравоохранения, и всегда была уверена в том, что медицина и фармация идут рука об руку!
Что Вы ожидаете от наступившего года?
— Этот год очень тяжелый, и хотелось бы просто выжить! Мы хотим сохранить наших посетителей и будем стараться делать все для того, чтобы им у нас было комфортно.