Аптеки Столички

Приложение АптекаМос

Чем грозит "экстремальное воспитание"?

Чем грозит "экстремальное воспитание"?
19 февраля 2020

В конце 2019 г. на экраны вышел фильм, установивший рекорды по кассовым сборам. На процесс "перевоспитания" мажора посмотрели миллионы. И не только в нашей стране.

Но к чему ведут подобные "педагогические" методы не на киноэкране, а в действительности? Стоит разобраться в этом вопросе – учитывая набирающую обороты популярность "экстремального воспитания".

ВСЕ МЫ РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА...

Вкратце расскажем предысторию "укрощения строптивого". Сын вечно занятого бизнесмена потерял мать. Сколько было лет мальчику, в кинофильме не сказано. Но пережить горе ему никто не помогал.

Отец был занят работой и... необременительными романами. Все проблемы сына он решал, откупаясь то от потомка, то от пострадавших из-за действий чада. Видимо, мальчик отчаялся "достучаться" до отца и ударился в асоциальное поведение. И даже тогда не был услышан.

А что же отец? Он даже не поговорил с сыном. Любовница оказалась ближе и авторитетней. Именно по ее совету папенька и подверг единственного ребенка "испытаниям", подпадающим под ряд статей Уголовного кодекса.

Для начала сыну устроили ДТП с черепно-мозговой травмой (ударившись головой на скорости, избежать сотрясения мозга невозможно). Пациенту в таком состоянии нужен покой и постельный режим. Но в фильме все было наоборот: пострадавшего подвергали унижениям, побоям (в т.ч. 20 ударам кнутом), т.е. "ломали" нравственно и физически. А папаша "любовался" на экране перевоспитанием им же упущенного ребенка.

И вот что любопытно: по настоянию подружки бизнесмен оставил работу на много дней, на свои же деньги нанял актеров и построил деревню для издевательств над сыном. Но до этого он не мог и на час оставить бизнес, чтобы поговорить с единственным ребенком.

Что в итоге? Любовница немедленно вышла замуж за олигарха (о чем он и не задумывался в течение 10 лет). А сын влюбился в девушку-ветеринара: она оказалась единственным человеком, который его выслушал.

Более отдаленные последствия "воспитания кнутом" оставлены за кадром. У многих может сложиться впечатление, что именно такой метод – самый действенный. Помните шокирующую новость о ребенке, которого ставили на гречку (и подобные этому сообщения)?

МАЖОРЫ, АВАРИИ, СКАНДАЛЫ

"Золотая молодежь" нашего времени набила оскомину всем: родне, стражам правопорядка, знакомым и незнакомым людям… Вечно занятые родители забыли, что "не хлебом единым жив человек". Тепло человеческого общения не заменить дорогими игрушками. А пустота в душе ведет к не очень хорошим последствиям.

ВоспитаниеУгол

Великовозрастные снобы, благодаря деньгам предков, считают, что законодательство создано для других. Примеров тому множество. По вине Мары Багдасарян погибло несколько человек. Сама она перенесла многочасовую операцию. Но даже побывав на грани жизни, снова стала нарушать правила. Ее лишили прав, а она села за руль и без водительского удостоверения.

Большинство мажоров не задумываясь рискуют чужими жизнями и... своими. Отсюда и успех нового кинофильма о жестоком "перевоспитании". Зрители восприняли все как торжество справедливости и воздаяние за грехи.

Но... мажор виноват в своем поведении меньше, чем его отец. Получилось, как в детском анекдоте: "Избаловали вы, а наказывать меня!"

О "ДОМОСТРОЕ" в XXI ВЕКЕ

Сейчас модно говорить о возвращении к традициям. Но традиция традиции рознь. Что, если обратиться к традициям русской педагогики?

Даже до революции великие педагоги были убеждены: нельзя допускать жестокость и унижение. Считалось, что только бездарный учитель будет применять порку.

ЖестокостьДети

Жестокость, особенно неразумная, безнаказанная, часто ведет к обратному результату. В начале 2000-х один предприниматель, прославившийся "стремлением к традициям", пытался внедрить эти "традиции" среди своих работников. Начать решил с еженедельной порки "провинившихся". Не прошло и месяца, как его дом сожгли.

Собаководы знают: жестокое обращение с собакой часто вызывает ее агрессию. Вспомните книгу Джека Лондона "Белый Клык"! А "кошатники" хорошо уяснили: питомцев нужно воспитывать лаской, иначе не только тапочки будут мокрыми. Так и в коллективе: жестокость и безразличие калечат всех.

Что же советовали великие русские педагоги?

ТИПЫ ЛИЧНОСТЕЙ КАК ИТОГ ВОСПИТАНИЯ

20 сентября 1837 г. в семье ювелира Лесгафта родился сын. Никто не мог и предположить, что маленький Петя, когда вырастет, откажется продолжать династию. И станет великим педагогом, чьим именем будет назван вуз.

Петр Францевич Лесгафт создал не только физкультурное образование.

Лесгафт

Он первым показал, как негативное воспитание (такое, как в фильме) уродует ребенка. Он проанализировал и описал несколько видов личности, формирующихся при определенных условиях жизни: угнетенная, мягко или злобно забитая, лицемерная…

"Ребенок не родится лицемером, а становится таковым в семье, не приучаясь рассуждать и не получая понятия о правде; он не появляется на свет честолюбивым, а таким делается постоянными поощрениями и восхищением его действиями и способностями", – говорил педагог.

Лесгафт строго запрещал телесные наказания: "Ребенок, выросший под непрестанным применением их, представляет собой резкий и обособленный тип. Характерными чертами его являются подозрительность, резкость и угловатость действий, замкнутость, тупая и медленная реакция на внешние впечатления, проявления мелкого самолюбия и резкие выходки, сменяющиеся полной апатией".

В ту эпоху розги были привычны. И Лесгафт не побоялся пойти против системы. Он учил: для детей нужны особые условия, чтобы сформировать настоящего человека. Благодаря его рекомендациям школьники, без всякого давления и наказания, были дисциплинированны и легко справлялись с трудностями.

РЕСПУБЛИКА ШКИД

Это название известно многим по книге и одноименному фильму. Как и учителя школы – Косталмед, Эланлюм и Викниксор… Кажется, что это некий придуманный образ. А на самом деле они жили и спасали детей в тяжелейших условиях разрухи и голода.

"ШКИД" – школа-коммуна имени Достоевского – была основана в 1918 г. Создал ее "Викниксор" – Виктор Николаевич Сорока-Росинский, учивший детей еще при "старом режиме".

Сорока_Росинский

Первая мировая война, революции, Гражданская война в нашей стране осиротили многих детей. Тысячи оборванцев бродили по России. Голодные, озлобленные, потерявшие человеческий вид. Они ненавидели всех и вся – чтобы выжить, им нужно было красть и грабить.

Вот такие дети и "достались" Викниксору. И их нужно было вернуть к нормальной жизни.

Сказать, что педагогам было трудно – значит не сказать ничего. Но они совершили поистине чудо – смогли подобрать ключики к сердцам почти всех учеников.

"Те ребята, которых направляли в школу имени Достоевского, были прошедшими сквозь огонь и воду, закаленными телом и духом людьми. Но они были в то же время и детьми, глубоко изувеченными непосильными для их возраста переживаниями. Травмирована была у них и нервная система. Все в них – и психика, и нервы, и вся жизненная установка – требовало даже не ремонта, а полной перестройки. А для этого одинаково не годились ни филантропия сиротских приютов, ни решетки колоний для малолетних преступников. Нельзя было искать помощи и у педагогики Запада", – писал Виктор Николаевич в 1950-х, подводя итоги своей жизни.

Даже метод "кнута и пряника" был адаптирован к условиям коммуны. В качестве наказания – остаться без прогулки или без обеда.

В школу попадали дети дворян, интеллигенции, рабочих, крестьян. Социальных различий не было, все были равны. Трудных детей Викниксор запретил называть дефективными. Педагог считал: это нормальные ребята, попавшие в тяжелейшие обстоятельства. Одаренные натуры, которых можно "выправить" с помощью педагогики. "Учеба – вот что было у нас главнейшим оружием перевоспитания".

А помощью в этом служил труд, не принудительный, не профориентация с малых лет, а творческий труд. Он развивал одновременно ум и руки, зоркость и смекалку, мелкую моторику и ловкость. Под трудом понимали симбиоз умственного и физического. Интеллектуальная жизнь била в школе ключом: выпускались газеты, журналы, ставились спектакли… При этом школьники заготавливали дрова, работали на кухне, мыли полы и убирались в комнатах. Сорока-Росинский соединил учебу и игру, чтобы дети лучше усваивали знания.

В школе была подлинная демократия, каждый имел право на свое мнение. Выпускники стали писателями, военными, инженерами...

ПО МЕТОДУ МАКАРЕНКО

Имя Антона Семеновича Макаренко стало нарицательным. Так с иронией называют всякого педагога. А вот мировая наука считает Макаренко одним из четырех лучших учителей в мире. А он учил – нельзя игнорировать роль любви в процессе воспитания. Любви к человеку как уникальной личности. Без этого чувства, по его мнению, нельзя было вырастить счастливого гражданина.

Макаренко

Макаренко тоже был учителем еще до революции. И с той поры он считал: нельзя воспитать ребенка приказами, поучением или наказанием. Его воспитывают личным примером, ежедневно и ежечасно. Малыш чувствует любые изменения в тоне, любой жест и мимику. Поэтому воспитание требует самого серьезного отношения. Пустяков здесь нет.

В коллективе своих учеников Антон Семенович организовал демократическую республику – решение большинства не мог отменить даже сам Макаренко. При этом ученики воспитывались под лозунгом: "Я принял решение – я и отвечаю". Каждый ребенок был и рядовым, и командиром. Старшего выбирали на полгода. Им мог стать любой, но только один раз. Педагог смог создать чувство защищенности, такое нужное осиротевшим детям.

Главные принципы русской педагогики дали результаты, и никакой постановочной деревни здесь не понадобилось. В методах не было жестокости, не было злобы или самоутверждения учителя. Но были ответственность, понимание и огромное терпение.

Источник: Екатерина Алтайская, журналист

Все статьи и новости АптекаМос >>