Никоретте, Микролакс, Тизин
26.01.2025 16:18
18+

Чем фармконсультирование отличается от фарминформирования

Чем фармконсультирование отличается от фарминформирования фото

Соответствие аптечных предприятий установленным нормативам зависит от правильных юридических определений в них, где до сих пор остается немало белых пятен.

Разобраться «по понятиям»

Одно из таких «белых пятен» — фармацевтическое консультирование. Вот уже десять лет профессиональное сообщество бьется за то, чтобы это правовое понятие было включено в нормативную базу, сообщила Елена Неволина, исполнительный директор «Национальной Фармацевтической Палаты». И этот шаг действительно важен.

Во-первых, сегодня фармацевтическая деятельность де-юре подразделяется на оптовую и розничную. Такого подхода, базирующегося на этапах обращения лекарственных препаратов, явно недостаточно. К тому же, он относит аптеку к сфере торговли, а ведь лекарства — это не просто товар. Данный продукт требует определенных знаний, от которых зависят правильность и польза его применения. И специалист, отпускающий лекарственное средство покупателю-пациенту, должен уметь задать точные вопросы. Чтобы понять, может ли посетитель аптеки принимать препарат для симптоматического лечения или все-таки есть срочная необходимость в обращении к врачу.

Во-вторых, роль аптеки и фармацевтического работника в здравоохранении изначально отмечена в тексте ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан». А вот в ФЗ «Об обращении лекарственных средств» подход почему-то иной, здесь нет акцента на то, что фармацевт или провизор — это, в первую очередь, специалист, оказывающий квалифицированную помощь.

Если понятийный аппарат данного правового акта дополнится определением «фармацевтическое консультирование», позиционирование отрасли станет менее противоречивым, чем сегодня.

Консультирование и информирование: определить границы

Кроме фармацевтического консультирования, в практике современной аптеки можно выделить еще одно понятие — фармацевтическое информирование.

Над этим вопросом предлагает подумать Артур Гайсаров, доцент кафедры фармации Башкирского государственного медицинского университета. В Правилах надлежащей аптечной практики (НАП) такое определение пока отсутствует, но к его формированию есть предпосылки. В тексте документа указан ряд видов сведений, которые может получить каждый из нас при посещении аптеки:

  • данные о том, есть ли в аптеке лекарства наименьшего ценового сегмента;
  • возможность изучить сопроводительные документы на препараты (например, сертификат соответствия), чтобы убедиться в подлинности приобретаемых медикаментов, – хотя де-факто эта правовая норма актуальна только для серий, введенных в гражданский оборот до 29 ноября 2019 года;
  • печатные сведения о препаратах, размещаемых на аптечных витринах;
  • информация о зарегистрированной цене производителя на лекарственные средства Перечня ЖНВЛП, оптовых и розничных надбавках к ней и суммарной стоимости таких препаратов.

На практике данные задачи с фармацевтическим консультированием не пересекаются. Если покупатель просит ознакомить его, например, с ценами на ЖНВЛП, то фармацевт или провизор может выполнить данную просьбу отдельно. И все же если оба определения будут задействованы в нормативной базе, следует четко разграничить их, либо представить фармконсультирование как один из главных элементов фарминформирования. Большое значение в данном случае будет иметь окончательная формулировка понятия фармацевтического консультирования.

Аптечная организация или субъект розничной торговли?

Стоит задуматься и над формулировками в Правилах НАП. В этом документе аптека названа субъектом розничной торговли. Как подчеркивает Артур Гайсаров, это определение поднимает важные вопросы о роли аптек в системе здравоохранения и их ответственности перед покупателями-пациентами. Согласиться с таким подходом действительно сложно: фармацевт и провизор все же не продавцы, а сотрудники здравоохранения. Может быть, вместо «субъекта розничной торговли» в НАП следует включить уже содержащееся в ФЗ «Об обращении лекарственных средств» понятие «аптечная организация»?

Корректировать подход к аптечной системе сегодня заставляет сама жизнь, заметил президент «Национальной Фармацевтической Палаты» Александр Апазов. Ведь аптека по своей сути — это социальная служба, главная задача которой — обеспечивать процесс лечения лекарственными препаратами.

Источники:

.

Неволина Елена Викторовна, исполнительный директор Ассоциации содействия развитию аптечной отрасли «Аптечная гильдия» и Союза «Национальная Фармацевтическая Палата», кандидат фармацевтических наук

.

Гайсаров Артур Халяфович, доцент, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, кафедра фармации, кандидат фармацевтических наук

.

Апазов Александр Дмитриевич, президент Союза «Национальная Фармацевтическая Палата», директор публичного акционерного общество «Фармимэкс», заслуженный работник здравоохранения РФ

По материалам II Съезда «Российской ассоциации аптечных сетей»

Информация предоставлена газетой "Московские аптеки"