Специализированные мероприятия:

Университетские субботы

Хирургия

ИнтерШарм осень 2017

Национальный конгресс терапевтов

ФармТех



Будущее страны и не только: чем болеет сегодняшний школьник?

Будущее страны и не только: чем болеет сегодняшний школьник?
16 февраля 2017

Дети – это будущее общества. На словах это признают все. Даже законом «Об образовании» нашей страны здоровье школьников признано приоритетным направлением государственной политики. А в обязанность школы входит не только обучение, но и забота о здоровье учащихся. О том, как его сохранить и укрепить. Но… 

Что такое здоровье?

Здоровье – это не только отсутствие болезней и недомоганий, душевных и физических. Это еще и выносливость, и сила, и способность выживать в разных не очень благоприятных ситуациях. Здоровье – это жизнь. Эти понятия, как «близнецы-братья», взаимозависимы и взаимосвязаны.

От детской бодрости, жизнерадостности и оптимизма зависит и обучаемость, и психическая устойчивость. Чем здоровее школьник, тем он легче и лучше учится, активнее противостоит негативному влиянию окружающих, успевает как в школе, так и в кружках.

Поэтому научить детей заботиться о здоровье – важнейшая обязанность и родителей, и учителей, и воспитателей.

О грустном, точнее, о страшном

По сравнению с 80-ми годами прошлого века, показатели, характеризующие физическую выносливость школьников, упали на четверть. Выполнить нормы ГТО не могут более 50% учащихся.

С горечью можно сделать только один вывод – здоровых детей  все меньше. В последнее время здоровье школьников стабильно ухудшается: увеличилось количество хронических заболеваний, приобретенных во время учебы, индекс здоровья снижается постоянно, а общая заболеваемость растет ежегодно.

Каждый год заболеваемость среди детей до 17 лет  увеличивается на 5%. Число здоровых детей за последние 10 лет уменьшилось в 3 раза. Не более 10% всех учащихся совершенно здоровы. У 90% отклонения в  развитии: нервном, психологическом и физическом. Почти у каждого ребенка школьного возраста проблемы со зрением.

Если раньше школьники болели инфекционными и простудными заболеваниями, то сейчас – хроническими: желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистыми, болезнями органов дыхания, аллергическими, нервно-психическими, онкологическими...

  • На первом месте – заболевания органов пищеварения. За последние 15 лет количество болеющих детей увеличилось вдвое.   
  • На втором – заболевания нервной системы. Их число за последние 15 лет выросло в 4,5 раза.
  • На третьем месте – болезни костно-мышечной системы. Больных школьников стало в 4 раза больше. В основном дети страдают сколиозом, остеохондрозом, осложненными формами плоскостопия.

Резко упало гинекологическое здоровье у старшеклассниц. Втрое увеличилось число заболеваний почек и мочевыводящих путей.

Каждый четвертый школьник страдает от нарушений в системе кровообращения. Даже у младшеклассников появилось повышенное кровяное давление. 14% болеют эндокринными заболеваниями.

Есть и положительные сдвиги: хронических болезней лор-органов стало вдвое меньше. Они переместились с первого места на четвертое.

А виноваты семья и школа

Первый фактор, который подрывает здоровье ребенка, – безответственность родителей.

И только на втором и третьем месте – качество медицинской помощи и экология.

Но нельзя умалять влияние учителей: именно педагоги могут сделать для здоровья учащихся больше, чем врачи.

Ведь главной задачей школы в наше время является воспитание здоровой личности. Поэтому именно учителя должны так организовать образовательный и воспитательный процесс, чтобы не навредить ребенку.

Сейчас объем учебных программ не соответствует возможностям школьника. Мозг современного ребенка перенасыщен информацией настолько, что перестает ее воспринимать.

Более 80% учеников почти постоянно испытывают стресс от учебы.

В свободное время дети не гуляют вообще. И очень мало спят: перегруженная голова долго не может «отключиться». В результате ребенок засыпает тогда, когда нужно уже вставать.

Низкая физическая активность пагубно сказывается на формирующемся организме. Дети перестали не только заниматься физкультурой, но и двигаться вообще.

Дефицит движения в младших классах составляет 40%, а у старшеклассников – 85%. Из-за этого ослаблены все мышцы организма – и внешние, и внутренние. Поэтому кровоснабжение органов снижено. И системы организма у ребенка – как у престарелого человека.

Внимание к детям

В пресс-центре ИТАР-ТАСС осенью прошла пресс-конференция «Проблемы здоровья современных школьников в вопросах родителей и рекомендациях специалистов». На которой выступали обеспокоенные сложившийся в стране ситуацией специалисты.

Лейла Намазова-Баранова, академик РАН,  президент Европейской педиатрической ассоциации, председатель Российской академии педиатрии, заместитель директора Научного центра здоровья детей, заметила, что у сегодняшних первоклашек здоровье совсем слабенькое – назвать здоровыми  можно всего 4,3% учеников первого класса. А  к концу первого учебного года, из-за сидячего образа жизни и переутомления, перестают быть здоровыми даже эти четыре процента с небольшим.  К выпускным экзаменам 20% школьников имеют более 5 хронических заболеваний.

«Уже у младших школьников дефицит сна: в 1–2 классе – 65,3%, а в 3–4 классе – 83,3%! – обращает внимание Лейла Намазова-Баранова. – У этих детей низкая физическая активность – 50% и 56% соответственно. Доля дополнительных занятий – 47,9% и 65,1%». Баланс между школьными и дополнительными занятиями и отдыхом не соблюдают ни семья, ни школа. С каждым учебным годом нагрузки на учеников растут, а двигательной активности и отдыха становится все меньше. А вот болеющих детей – все больше и больше.

Алла Погожева, доктор медицинских наук, профессор Федерального исследовательского центра питания, биотехнологии и безопасности пищи, замечает: питание у детей несбалансированное, продукты низкого качества, очень мало овощей и фруктов. В дефиците и витамины, и микроэлементы: родители перекармливают детей жирными продуктами, а вот пищи с витаминами группы В крайне мало.

Страдают малыши и от постоянной нехватки кальция и железа. Заболевания, вызванные дефицитом этих микроэлементов, всем известны. Недостаток железа у детей приводит, кстати, к проблемам в умственном и моторном развитии. А это те самые «двойки» на уроках и конфликты с учителями и одноклассниками.

Елена Мескина, доктор медицинских наук, руководитель детского инфекционного отделения МОНИКИ, главный внештатный специалист Минздрава Московской области по инфекционным болезням у детей, отметила, что во всех коллективах, особенно детских,  огромной проблемой являются инфекции, особенно передаваемые воздушно-капельным путем. В 2014 году более 19 тысяч детей до 14 лет переболели острыми респираторными инфекциями. Велико и число острых кишечных инфекций…

Взрослым обязательно нужно формировать у детей правильные пищевые привычки. Всей семье необходимо употреблять молочные, молочнокислые продукты, пробиотики. Это очень важно при повышенной нагрузке, когда снижен иммунитет, а микрофлора кишечника подавлена.

Неравнодушные энтузиасты

В Пензенской области несколько лет назад решили проверить, как можно сохранить и укрепить здоровье в младших классах. В программу включили и учителей, и медицинских работников.

В сентябре осмотрели всех учеников одного из первых классов. Из 25 человек 7 относились к 1-й группе здоровья, 18 – к 2-й группе.

На каждого первоклашку составили свой план работы. И затем ежегодно осматривали детей в начале и конце каждого учебного года. В зависимости от состояния здоровья каждого ученика составляли новые программы.

Для всего класса каждый месяц проводили классные часы, посвященные сохранению здоровья. Стали выпускать школьный листок – «Советы доктора Пилюлькина». Дети восприняли все как новую игру и с интересом в нее включились.

Подключили к программе оздоровления и родителей, организовав для них свою, взрослую школу здоровья. На первом родительском собрании сообщили результаты медицинского осмотра. Мамы и папы были шокированы.

Видимо, с перепугу взрослые сразу и с огромным энтузиазмом  включились в работу. На каждом собрании обсуждали насущные проблемы, и, что отрадно, слова не расходились с делом.

Организовали горячее питание в школе для тех, у кого не было специальной диеты.

Составили сбалансированное, разнообразное меню. За всем следил родительский комитет.

Признав, что из-за маленькой двигательной активности здоровье школьника ухудшается, а сформировать мышечный каркас при постоянном сидении невозможно, – решили перед началом уроков всем классом делать зарядку. Комплекс упражнений разработали вместе с медиками.

А еще настояли на третьем, дополнительном уроке физкультуры.

На этом эксперимент не закончился: вместе с родителями стали проводить спортивные конкурсы, эстафеты. А летом раз в месяц вместе с мамами и папами ходили «Тропой здоровья» – ставили палатки, расчищали родники, соревновались. Взрослые вначале приняли новшества с неохотой, но затем «втянулись».

Оценив состояние детей, родители и учителя решили, что нужны секции футбола, дзюдо, ритмического танца. И не просто решили, а организовали их.

Когда настало время переходить из младшей школы в среднюю, «экспериментальный» класс стал самым здоровым в школе. Ни у одного ребенка не было ухудшения здоровья. А 8 школьников были переведены из второй группы здоровья в первую.

Во многих школах страны на страже здоровья стоят психологи, социологи… Ведь помимо физического здоровья, очень важно здоровье психологическое и социальное. Только тогда ребенок будет извлекать правильные уроки из жизни, не будет переживать, если что-то получилось не так.

Во многих школах пытаются создать благоприятный психологический климат, сформировать уважение к человеческому достоинству. Психологическое здоровье школьника – это не только эмоциональное и физическое здоровье. Это будущая успешная жизнь завтрашнего взрослого.

Источник: Алтайская Екатерина, журналист

Все статьи и новости АптекаМос >>
Яндекс.Дзен