В конце июня глава государства дал Кабмину ряд поручений по развитию национального здравоохранения. Среди этих важнейших вопросов — совершенствование системы НМиФО и саморегулирования в сфере мед- и фармдеятельности.
Изучить особенности медико-фармацевтического саморегулирования и сформулировать инициативы для дальнейшего развития данного института правительству необходимо до 15 августа текущего года. Ответственным за выполнение задачи является премьер-министр М.В. Мишустин.
Ранее Минздрав РФ занял жесткую позицию на предложение фармассоциаций по развитию саморегулирования в фармотрасли, заявив, что госконтроль в части надзорно-контрольных функций невозможно заменить проверками СРО. Теперь этот вопрос вновь поднят на высоком уровне. Удастся ли фармассоциациям все же заменить госконтроль, покажет время.
Идея аптечного саморегулирования имеет свою предысторию. В фармации несколько лет действуют два объединения данного типа: с 2018 года названным статусом обладают СРО «Ассоциация независимых аптек» и Ассоциация аптечных учреждений (СРО) «СоюзФарма». Важной частью фармацевтического саморегулирования являются внутренние проверки, помогающие членам профессиональных сообществ детально подготовиться уже к официальным визитам контрольных органов.
Фармацевтическому инспекторату «СоюзФармы» скоро исполнится десять лет. В 2015 г. аптечным объединением была разработана и внедрена система добровольных общественно-профессиональных аудитов аптек-участниц. Через три года такой практики ассоциация смогла обрести статус СРО.
Сами же внутренние проверки продолжились, и к 2024 году их количество превысило 15 тысяч. Свои коррективы в процесс внесла пандемия ковида: с 2020 года появился новый дополнительный формат обследования аптеки – онлайн-инспектирование. Список проверяемых параметров при необходимости обновляется: вот уже несколько лет в него включена работа аптечной организации с системой МДЛП. «СоюзФарма» считает, что количество нарушений падает: с каждым годом количество ошибок, обнаруживаемых в ходе общественно-профессионального аудита, становится меньше. Данные, полученные при проверках, анализируются и используются в виде тем для образовательных мероприятий НМиФО, участниками которых являются фармацевты и провизоры.
Юридическая возможность признавать внутренние проверки СРО содержится в действующем законодательстве в статье 55 закона от 31.07.2020г. №248-ФЗ «О государственном контроле». Чтобы практическое применение этой нормы стало возможным для конкретной отрасли, необходимо четкое указание в нем о соответствующем типе контроля и разрешение признания результатов работы СРО.
Фармдеятельность регулируется ФЗ «Об обращении лекарственных средств». Фармацевтический контроль и надзор – правительственным постановлением №1049 «О федеральном госконтроле (надзоре) в сфере обращения лекарственных средств». Для признания контрольно-надзорных функций СРО «СоюзФарма» направила в Минздрав РФ свои предложения. Он их отверг, пояснив, что госконтроль нельзя ничем заменить и у ведомства достаточно сил и возможностей выполнять контрольно-надзорные функции. Как подчеркнул в ответном письме зам. министра С.В. Глаголев, в области охраны здоровья, обращения лекарств и медизделий механизмы саморегулирования в нашей стране никогда не внедрялись. Поэтому проработка вопроса должна включать в себя анализ отечественной и зарубежной практики правоприменения, данных научных исследований (социологических, политических и статистических), а также определение возможных последствий, в частности юридических и социально-экономических. Кроме того, Минздрав посчитал, что фармацевтическое сообщество не представило аргументированных доводов о преимуществе саморегулирования в сравнении с действующим госконтролем. Сегодня вопрос об аптечном саморегулировании звучит вновь. Несмотря на многолетнюю дискуссию о его пределах и перспективах, самоконтроль со стороны профессиональных объединений внедрен и реализован.