В 2010 г. через российские аптеки было реализовано более 295 млн упаковок БАД на общую сумму около 16,6 млрд руб. Рынок БАД на данный момент находится в стадии стагнации – в сравнении с 2009 г. объемы продаж практически не изменились, прирост в рублях составил 0,3%, в упаковках – 1,7%. Средневзвешенная цена 1-й условной упаковки БАД немного увеличилась и составила 56,24 руб.
Рейтинг производителей БАД по-прежнему возглавляет ЗАО «Эвалар», на продукцию которого приходится более 23% всех аптечных продаж БАД. Несмотря на незначительный прирост (+1,8%) к 2009 г., отрыв этой компании от ближайших конкурентов все еще остается очень значительным – почти 18%.
Второе место в рейтинге производителей занимает ЗАО «Аквион», которое улучшило свое положение в рейтинге, поднявшись с 3-го места. Благодаря успешным продажам линейки витаминно-минеральных комплексов Алфавит (+11,4% к 2009 г.), а также Фокус (+65,1%), Кудесан Q10 форте (+102,3%), общие продажи этой компании возросли на 20,3%.
Компания «Риа Панда» в 2010 г. поднялась с 5-го на 3-е место в рейтинге, увеличив свои продажи более чем в 1,5 раза (+54,4%).
Табл. 1 ТОР-20 фирм – производителей БАД на коммерческом рынке в 2010 г.
№ п/п |
2009 г. |
Фирма-производитель |
% от продаж БАД, руб. |
Прирост к 2009 г., % руб. |
1 |
1 |
ЭВАЛАР ЗАО |
23,4 |
1,8 |
2 |
3 |
АКВИОН ЗАО |
5,7 |
20,3 |
3 |
5 |
РИА ПАНДА |
5,3 |
54,4 |
4 |
2 |
ДИОД ОАО |
5,2 |
–15,8 |
5 |
4 |
FERROSAN AG |
3,5 |
1,8 |
6 |
7 |
PHARMA-MED INC |
2,4 |
–11,8 |
7 |
6 |
NATUR PRODUKT |
2,2 |
–20,7 |
8 |
8 |
ЭКОМИР ЗАО |
2,0 |
2,7 |
9 |
10 |
ФАРМ-ПРО ТД ООО |
1,6 |
–0,3 |
10 |
9 |
МИРАКСФАРМА ЗАО |
1,6 |
–6,2 |
11 |
12 |
LABORATORIES INNEOV |
1,4 |
–8,0 |
12 |
19 |
QUEISSER PHARMA GMBH & CO.KG |
1,4 |
55,7 |
13 |
14 |
KRKA |
1,4 |
6,8 |
14 |
16 |
ФАРМСТАНДАРТ ООО |
1,3 |
25,6 |
15 |
13 |
АЛТАЙ-ФАРМ ООО |
1,2 |
–6,9 |
16 |
17 |
КОРОЛЕВФАРМ OOO |
1,1 |
3,8 |
17 |
21 |
DR. MANN PHARMA |
0,9 |
17,8 |
18 |
20 |
БИОКОР ООО |
0,9 |
9,2 |
19 |
18 |
КОМПАНИЯ ХОРСТ ООО |
0,8 |
–7,0 |
20 |
24 |
MERK SELBSTMEDIKATION (продвижение DR.REDDY'S) |
0,8 |
10,2 |
Лидером среди торговых наименований стал Сеалекс форте, благодаря продвижению поднявшийся на с 3-го места. На 2-м месте Фитолакс, существенно улучшивший свою позицию в рейтинге. На 3-м месте – Капилар, продажи которого в 2010 г. снизились на 16%.
Табл. 2 ТОР-20 торговых наименований БАД на коммерческом рынке в 2010 г.
№ п/п |
2009 г. |
Торговое наименование |
% от продаж БАД, руб. |
Прирост к 2009 г., % руб. |
1 |
3 |
СЕАЛЕКС ФОРТЕ |
3,0 |
61,2 |
2 |
35 |
ФИТОЛАКС |
2,3 |
295,3 |
3 |
1 |
КАПИЛАР |
2,1 |
–15,9 |
4 |
2 |
ОВЕСОЛ |
1,8 |
–20,8 |
5 |
5 |
ПУСТЫРНИК ФОРТЕ |
1,7 |
–0,2 |
6 |
6 |
ИНДИНОЛ ЭКСТРАКТ КРЕСТОЦВЕТНЫХ |
1,5 |
–7,4 |
7 |
7 |
ЧЕРНИКА-ФОРТЕ |
1,2 |
–19,8 |
8 |
10 |
ТУРБОСЛИМ ОЧИЩЕНИЕ ЧАЙ |
1,1 |
–7,4 |
9 |
50 |
БОЯРЫШНИК ФОРТЕ |
1,1 |
161,4 |
10 |
36 |
ЦИ-КЛИМ |
1,1 |
95,4 |
11 |
13 |
АЛФАВИТ |
1,1 |
16,5 |
12 |
11 |
ГЕПАТРИН |
1,1 |
–12,0 |
13 |
60 |
АЛИ КАПС |
1,0 |
184,5 |
14 |
16 |
КУДЕСАН |
1,0 |
19,0 |
15 |
18 |
ОКУВАЙТ ЛЮТЕИН |
0,9 |
17,8 |
16 |
4 |
ТРОЙЧАТКА ЭВАЛАР |
0,9 |
–49,5 |
17 |
19 |
ЗОЛОТОЕ МУМИЕ |
0,9 |
8,3 |
18 |
14 |
ЛЮТЕИН-КОМПЛЕКС |
0,8 |
–5,9 |
19 |
8 |
АТЕРОКЛЕФИТ |
0,8 |
–42,5 |
20 |
25 |
БИОН 3 |
0,8 |
10,2 |