Никоретте, Микролакс, Метрогил Дента
27.07.2024 02:53
18+

Без медицинского сообщества здравоохранение не поправить

28 мая с.г. в Министерстве здравоохранения РФ состоялся брифинг министра здравоохранения Вероники Скворцовой, чья деятельность сейчас проходит в рамках начавшейся реорганизации прежнего Минздравсоцразвития, деятельность которого будет осуществляться еще 2–3 недели. Вместо него создаются два ведомства — министерство здравоохранения и министерство труда и социального обеспечения.

Вероника Игоревна Скворцова (род. 1 ноября 1960 г. в Москве) — невролог, нейрофизиолог, член-корреспондент РАМН, доктор медицинских наук, профессор.
1.05.2012 г. назначена министром здравоохранения Российской Федерации.

— Сейчас параллельно существуют три ведомства — неразделенное и два новых — до выхода постановления Правительства России. В составе нового ведомства есть только министр, как бы генерал без армии. В этой связи объясню, что нам предстоит в течение 2–3 недель сформировать новое ведомство. Уже сейчас понятно, какой будет его структура. Нужно набрать сотрудников и начать как можно скорее работать. С другой стороны, функциональные обязанности ведомства таковы, что останавливать «бегущий паровоз» невозможно. И сложность сегодняшнего дня в том, что, создавая новое ведомство, нам нельзя прекращать работу. Мы должны работать с прежним составом неразделенного министерства и параллельно из глубины формировать новое ведомство. Стараемся этим заниматься очень интенсивно и эффективно. За прошлую неделю были подготовлены четыре постановления правительства по вопросам реорганизации ведомств, положение о новом ведомстве, необходимые изменения для внесения во всю нормативную базу, что соответственно и позволит нам начать работу.

Много шагов предпринято к решению кадровых вопросов. Большая часть сотрудников, работающих в секторе здравоохранения Минздравсоцразвития (наиболее эффективных), останутся. Кроме того, в состав создаваемого министерства сейчас идет жесткий конкурентный отбор новых сотрудников, особенно на головные позиции.

Безусловно, большее количество департаментов будет связано непосредственно с медициной. Один из департаментов будет курировать вопросы программ модернизации здравоохранения в регионах, первичной медико-санитарной помощи, развития на этом уровне государственно-частного партнерства, скорой помощи и чрезвычайных ситуаций.

Другой медицинский департамент будет отвечать за специализированную, включая высокотехнологичную, медицинскую помощь, за всю методологию стандартизации здравоохранения. Порядки и стандарты оказания медицинской помощи, клинические протоколы, медицинские услуги и расчеты их стоимости — эта вся колоссальная методологическая часть будет у второго департамента.

Отдельный департамент будет курировать вопросы материнства и детства и еще один — вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия и, что очень значимо, — профилактики в самом широком ее понимании.

Два департамента будут курировать вопросы обеспечения лекарствами и медицинскими изделиями. Увеличивается служба управления образовательно-кадровой политики здравоохранения, а также служба инновационного развития медицинской науки, биомедицины. Таким образом, основные смысловые акценты будут поставлены на весь круг проблем, связанных и с практическим здравоохранением и медицинской помощью, и инновационным научным развитием.

Если говорить об основных направлениях работы, то первое — это формирование глобальной профилактической среды. На стыке со всеми другими федеральными министерствами — образования, связи (в рамках работы со средствами массовой информации), сельского хозяйства (имея в виду качество продуктов питания), спорта (массовая физкультура и спорт, особенно в детском возрасте), экологии и природных ресурсов.

Ядром в этой системе профилактики является медицинская профилактика, которая должна будет составить не менее 30% рабочего времени врачей первичного звена. Таким образом, функциональные обязанности врачей первичного звена будут пересмотрены. Обязательны будут диспансеризации во всех возрастных группах, особенно это касается детей и юношества, начиная с перинатального периода.

Второе профилактическое направление — окончание программы модернизации здравоохранения. Для того чтобы это эффективно закончить, нужно будет сейчас провести ревизию того, что сделано, осуществить проверки в каждом регионе и четко представить, насколько обновлена медицинская инфраструктура в каждом регионе, насколько обновлено там оборудование, изменена ли логистика оказания медицинской помощи, которая должна быть перемещена в первичное звено и работать эффективно и разнообразно. Именно поэтому здесь надо развивать государственно-частное партнерство в разных формах — и врачи общей практики (не только поликлиники), и консультативно-диагностические центры и т.д.

Следующее направление работы — обеспечение качества оказания медицинской помощи — для всей страны единого. Вы знаете, что с 1 января 2013 г. мы должны сделать обязательным для всей страны порядок оказания медицинской помощи. Для этого мы вместе с медицинским сообществом, экспертным сообществом до сентября 2012 г. должны будем пересмотреть все порядки, при необходимости их откорректировать, в т.ч. на основе знаний, которые нам даст ревизия программы модернизации в регионах.

Параллельно мы начинаем с 2013 г. (в принципе процесс уже начат в этом году) поэтапно внедрять новые стандарты медицинской помощи, которые сбалансированы на основе реальных пропорций заработной платы, стоимости лекарств, стоимости питания, стоимости крови и ее компонентов и т.д. под реальные тарифы, которые позволят, не принимая даже каких-либо других мер, просто в рамках реализации этих стандартов, с одной стороны, повысить всем медицинским работникам (и врачам, и медсестрам) заработную плату, с другой — обеспечить некую планку качества, ниже которой спускаться нельзя. Проблема здесь в том, что стоимость всех стандартов, которые являются интегральной стоимостью системы медицинской помощи, будет достигнута только в 2015 г.

Важной частью программы модернизации является информатизация реально всей системы оказания медицинской помощи с внедрением электронной системы управления качеством медицинских услуг, или т.н. система бенчмаркинга, хорошо известная в мире. Она автоматизированно будет определять качество медпомощи каждому конкретному больному. Это отдельное направление, которым мы будем заниматься вместе с министерством связи.

Нельзя не отметить столь же первостепенное направление, каковым является образование и кадровая политика. Платформа нашего представления о том, как это направление будет развиваться, следующая. Первый блок — это обновление всех образовательных программ — как в рамках вузовских госстандартов третьего поколения, так и программ послевузовского и профессионального дополнительного образования. Для того чтобы такая работа могла быть проведена, из числа экспертного сообщества формируются экселенс-группы (от англ. excellence — превосходство. — Прим. ред.) по направлениям (всего 104,8 — базовые вузовские, 96 — послевузовские и дополнительные), в которые мы должны очень продуманно включить тех людей, которые представляют себе международный уровень образования. Первое задание для них — составить сравнительную таблицу — что делается в нашей стране и что делается за рубежом — Гейдельберге, Кембридже, Оксфорде, Сорбонне, Гарварде. Нужно определить планку, к которой должны будем стремиться.

Следующий наш шаг — под эти образовательные программы создать программы повышения квалификации преподавателей наших вузов.
Предстоит и совершенствование послевузовской подготовки и внедрение аккредитации медицинских работников. Это совершенно новая процедура, которой пока у нас нет. Она сопряжена с допуском к конкретному виду медицинской помощи конкретных специалистов, способных выполнять те единые требования, заложенные в порядках и стандартах.

Следующая важнейшая тема — мотивация врачей к работе и их моральный облик.
Врачи были всегда чистой когортой населения. Последние 20 лет несколько деформировали ситуацию в силу того, что врачи попали в сложный жизненный контекст — социальный и материальный, из которого каждый выплывал как мог. Создание сплоченного медицинского сообщества — это важнейшее направление, без которого здравоохранение не поправить. Медицинское сообщество должно самоорганизоваться и получить определенные полномочия под контролем — пока — ведомства. Но если будет справляться эффективно, то их полномочия будут шаг за шагом расширяться, чтобы многие медики кадровые вопросы, связанные с качеством подготовки, решали сами.

Важнейший момент — это доступность кадров. У нас огромная страна, очень разная плотность населения — и при отсутствии обязательного распределения у нас большие кадровые проблемы. Как можно решить эту проблему равномерной фиксации медработников? Первое — материальные и социальные стимулы. Второе — нами совместно с министерством образования и науки продумана стратегия изменения формы целевого контрактного приема и профессиональной ориентации молодежи, живущей на селе и в удаленных районах страны.

Следующее направление — это выстраивание финансово-экономической модели здравоохранения. Все, о чем было сказано, может работать лишь в том случае, если система будет наполнена деньгами. В этом направлении основные смысловые блоки заложены в 2011–2012 гг. двумя законами, которые вышли — «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и «Об обязательном медицинском страховании», и к 2015 г. мы должны подойти готовыми к страховой бюджетной системе.

И последнее (по порядку, но не по значимости) — это наука и инновационное развитие отрасли. Специально в январе 2011 г. впервые был сформирован отдельный департамент инновационного развития и развития медицинской науки, который осуществил огромный объем работы.

Хотелось бы еще отметить, что я три с половиной года работала заместителем министра здравоохранения и социального развития, и все, что делали Татьяна Алексеевна Голикова и ее команда, мною разделяется. Я бы не хотела, чтобы создаваемое министерство здравоохранения воспринимали как нечто совершенно не связанное с прежним ведомством. Смысловые блоки были заложены в 2010–2012 гг. — и осмысление тех денег, которые должны быть в системе, и запуск программы модернизации, и два основополагающих закона и т.д. Преемственность останется и прибавится движение вперед.

Стратегические программы, которые должны обеспечить охрану здоровья населения, подразумевают, что экономическая модель здравоохранения будет бюджетно-страховой. Основы уже заложены. Наша задача – большую, практически субтотальную часть сделать страховой. Но есть области, которые бюджет никогда «не выпустит из своих рук». Это те стратегические зоны, которые нельзя отдавать на откуп страховому сообществу. Например, «Национальный календарь прививок».

Что касается лекарственного обеспечения, мы начали сейчас работать над ценовой стратегией в нашей стране, формированием стратегии лекарственного страхования и частичного возмещения государством стоимости лекарственных средств в амбулаторном звене. Эта задача была поставлена Указом Президента России от 7 мая 2012 г. До конца года мы будем формировать эту позицию и, безусловно, возьмем под контроль цены.

По планам, которые прописаны законодательно, мы придем к системе лекарственного страхования или другой формы возмещения стоимости лекарственных средств не раньше 2016 г. Но для того чтобы к этому прийти в 2016 г., в 2014-м необходимо запустить пилотные проекты в нескольких регионах страны. Если соответственно к 2013 г. стратегия будет разработана и утверждена, то в начале будущего года мы наметим несколько регионов, готовых к пилотному проекту по лекарственному страховому обеспечению, и далее, при успешной реализации, проект будет внедрен и по всей стране, но… не раньше 2015 г. До этого года мы должны пошагово обеспечить финансами все Стандарты оказания медицинской помощи. И пока мы не сбалансируем финансовую систему, мы не можем браться за что-то новое. Иначе это будет просто халтура и полная дискредитация того, чем мы занимаемся. Систему разорвет, ей просто не хватит возможностей.

Информация предоставлена газетой "Московские аптеки"

Аптека 2024